УДК 796
Физическая культура как профилактическое средство улучшения состояния здоровья студентов, имеющих отклонения постоянного или временного характера
Сбитнева Оксана Анатольевна – старший преподаватель кафедры Физической культуры Пермского государственного аграрно-технологического университета.
Аннотация: В статье рассматривается значимость физической культуры, ее роль в сохранении и укреплении здоровья. Обосновывается важность и необходимость двигательной активности как профилактического средства разных заболеваний. Анализируются проблемы состояния здоровья студентов, имеющих отклонения постоянного или временного характера. Представлены комплексы упражнений общеукрепляющего значения. Даны рекомендации.
Ключевые слова: физическая культура, двигательная активность, здоровье, ЗОЖ, физические нагрузки, упражнения, студенты.
Сохранение и укрепление здоровья, формирование интереса, знаний, убеждений и потребностей к занятиям физической культуры, здоровому образу жизни, являются важными факторами ценностного отношения студентов к своему здоровью. Двигательная активность является одним из факторов укрепления здоровья и поддержания высокой работоспособности, выступает как социальный фактор для самовыражения, становления личности студента [1]. Систематические занятия физической культурой и спортом вызывают: повышение устойчивости к нагрузкам; уменьшение нервного напряжения и улучшение основных функций мозга; достижение более высоких спортивных результатов; уменьшение беспокойства, улучшение тонуса и уровня активности; избавление от депрессии и негативных мыслей; повышение самооценки, иммунитета; активацию обмена веществ; поддержание хорошей осанки; улучшение качества сна. При малой двигательной активности есть вероятность развития серьезных заболеваний, в том числе хронических. За период обучения в вузе у студентов должно быть сформировано представление о рациональном питании, особенностях своего организма, профилактике заболеваний, способах и методах укрепления здоровья, оптимальном использовании своего физического потенциала. Занятия в специальной медицинской группе делятся на подготовительную, основную, заключительную часть. Строятся на основе принципов всесторонности, постепенности, повторности. Подбор средств физической культуры производится с учетом физической подготовленности, функционального состояния организма, степени выраженности патологического процесса. В специальной медицинской группе часто встречаются студенты, с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющие нарушения осанки, врожденные и приобретенные деформации, переломы костей, разрывы мышечно-связочного аппарата. В зависимости от локализации и тяжести повреждения органов движения, используют упражнения, способствующие общему физическому восстановлению функций, корригирующие упражнения, стабилизирующие, нормализующие, укрепляющие [2]. Специальные упражнения рекомендуют выполнять сидя, стоя, лежа, стоя на коленях, в ходьбе, с использованием гимнастической стенки, с отягощениями, дыхательные упражнения, разные модификации гимнастики. Для укрепления мышц, нормализации общего тонуса организма, восстановления физиологических параметров рекомендуют выполнять комплексы упражнений (Табл. 1, 2, 3).
Таблица 1. Комплекс статических упражнений.
Упражнение |
Рекомендации |
Классическое приседание |
8-10сек, 1-2 серии |
Сумо-приседание |
8-10 сек, 1-2 серии |
Приседание «стульчик» |
6-8 сек, 1-2 серии |
Приседание "стульчик" нога вперед |
6-8 сек, 1-2 серии |
Выпад вперед, в сторону |
8-10 сек, 1-2 серии |
Отведение ноги назад, в сторону |
8-10 сек, 1-2 серии |
Подъем ноги вперед |
8-10 сек, 1-2 серии |
Ласточка |
8-10 сек, 1-2 серии |
Подъем на носки, пятки |
8-10сек, 1-2 серии |
Таблица 2. Комплекс упражнений для укрепления мышц спины.
Упражнение |
Рекомендации |
Толчок стены руками |
6-8 раз,1- 2 серии |
Отжимание |
6-8раз, 1-2 серии |
Планка в упоре лежа |
8-10 сек, 1-2 серии |
Планка на предплечьях |
8-10 сек,1- 2 серии |
Планка на одной руке, ноге |
8-10 сек, 1-2 серии |
Боковая планка на предплечьях |
8-10 сек, 1-2 серии |
Боковая планка на руках |
8-10 сек, 1-2 серии |
Лежа на животе подъем рук вверх через стороны |
6-8 раз, 1-2 серии |
Лежа на спине, отведение ног в сторону |
6-8 раз, 1-2 серии |
Лежа на спине, подтягивание ног к груди |
6-8 раз, 1-2 серии |
Таблица 3. Комплекс упражнений при грыже поясничного отдела.
Упражнение |
Рекомендации |
Лежа на спине, подтянуть обе ноги к груди |
8-10 раз, 1-2 серии |
Лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Приподнять верхнюю часть тела, задержаться в таком положении. |
8-10 раз, 1-2 серии |
Лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Подтянуть руку к противоположному колену. |
8-10 раз, 1-2 серии |
Стоя в упоре на руках и коленях одновременно отвести вперед руку, назад противоположную ногу |
8-10 раз, 1-2 серии |
Лежа на животе, одновременное поднятие рук и ног |
6-8 раз,1- 2 серии |
Лежа на спине, упражнение «мостик» |
6-8 раз, 1-2 серии |
Лежа на спине, ноги согнуты, подтянуты к груди. Перекаты вперед, назад |
8-10 раз, 1-2 серии |
Ходьба в упоре на руках и коленях |
8-10 сек, 1-2 серии |
Сидя, наклоны вперед |
8-10 раз, 1-2 серии |
Рекомендуют выполнять упражнения систематически. Повышение нагрузок осуществлять строго под контролем специалиста. С осторожностью применять упражнения с отягощениями, прыжковые упражнения, упражнения на скручивание позвоночника. Регулярные умеренные физические нагрузки улучшают общую физическую форму, оказывают тонизирующее, общеукрепляющее действие, восстанавливают обмен веществ в тканях. Формированию позитивной мотивации к занятиям физической культурой способствуют учебные программы, составленные с учетом интересов и потребностей студентов, с учетом уровня их физической подготовленности, индивидуальных возможностей, а также имеющихся заболеваний или каких-либо отклонений в состоянии здоровья [3].
Сохранение здоровья будущих специалистов во время обучения в вузе во многом определяет эффективность их будущей профессиональной деятельности. Возникает необходимость комплексного, системного подхода, пропаганде ЗОЖ среди студентов, культивирование здоровья и его ценностей, воспитание гармоничного развития личности.
Список литературы
- Сбитнева О.А. Отношение студентов к здоровью, как главной ценности жизни// Научный форум: Педагогика и психология: сб.ст.по материалам V междунар.науч.-практ.конф.- №3(5).- М., ИЗд.»Мцно», 2017.- с.52-58.
- Загревская А.И. , Шилько В.Г. Концептуальные основы физкультурного образования студентов с ослабленным здоровьем на основе модульного обучения// Теория и практика физической культуры, 2010. №10, с.6.
- Суркова, Л.В. Проблема мотивации студентов специальной медицинской группы к занятиям физической культурой/ Л.В. Суркова. // Психологические проблемы смысла жизни... – 2020. - № 3. – С. 146-149.