УДК 796

Физическая культура как профилактическое средство улучшения состояния здоровья студентов, имеющих отклонения постоянного или временного характера

Сбитнева Оксана Анатольевна – старший преподаватель кафедры Физической культуры Пермского государственного аграрно-технологического университета.

Аннотация: В статье рассматривается значимость физической культуры, ее роль в сохранении и укреплении здоровья. Обосновывается важность и необходимость двигательной активности как профилактического средства разных заболеваний. Анализируются проблемы состояния здоровья студентов, имеющих отклонения постоянного или временного характера. Представлены комплексы упражнений общеукрепляющего значения. Даны рекомендации.

Ключевые слова: физическая культура, двигательная активность, здоровье, ЗОЖ, физические нагрузки, упражнения, студенты.

Сохранение и укрепление здоровья, формирование интереса, знаний, убеждений и потребностей к занятиям физической культуры, здоровому образу жизни, являются важными факторами ценностного отношения студентов к своему здоровью. Двигательная активность является одним из факторов укрепления здоровья и поддержания высокой работоспособности, выступает как социальный фактор для самовыражения, становления личности студента [1]. Систематические занятия физической культурой и спортом вызывают: повышение устойчивости к нагрузкам; уменьшение нервного напряжения и улучшение основных функций мозга; достижение более высоких спортивных результатов; уменьшение беспокойства, улучшение тонуса и уровня активности; избавление от депрессии и негативных мыслей; повышение самооценки, иммунитета; активацию обмена веществ; поддержание хорошей осанки; улучшение качества сна. При малой двигательной активности есть вероятность развития серьезных заболеваний, в том числе хронических. За период обучения в вузе у студентов должно быть сформировано представление о рациональном питании, особенностях своего организма, профилактике заболеваний, способах и методах укрепления здоровья, оптимальном использовании своего физического потенциала. Занятия в специальной медицинской группе делятся на подготовительную, основную, заключительную часть. Строятся на основе принципов всесторонности, постепенности, повторности. Подбор средств физической культуры производится с учетом физической подготовленности, функционального состояния организма, степени выраженности патологического процесса. В специальной медицинской группе часто встречаются студенты, с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющие нарушения осанки, врожденные и приобретенные деформации, переломы костей, разрывы мышечно-связочного аппарата. В зависимости от локализации и тяжести повреждения органов движения, используют упражнения, способствующие общему физическому восстановлению функций, корригирующие упражнения, стабилизирующие, нормализующие, укрепляющие [2]. Специальные упражнения рекомендуют выполнять сидя, стоя, лежа, стоя на коленях, в ходьбе, с использованием гимнастической стенки, с отягощениями, дыхательные упражнения, разные модификации гимнастики. Для укрепления мышц, нормализации общего тонуса организма, восстановления физиологических параметров рекомендуют выполнять комплексы упражнений (Табл. 1, 2, 3).

Таблица 1. Комплекс статических упражнений.

Упражнение

Рекомендации

 Классическое приседание

8-10сек, 1-2 серии

 Сумо-приседание

8-10 сек, 1-2 серии

Приседание «стульчик»

6-8 сек, 1-2 серии

Приседание "стульчик" нога вперед

6-8 сек, 1-2 серии

Выпад вперед, в сторону

8-10 сек, 1-2 серии

 Отведение ноги назад, в сторону

8-10 сек, 1-2 серии

 Подъем ноги вперед

8-10 сек, 1-2 серии

Ласточка

8-10 сек, 1-2 серии

 Подъем на носки, пятки

8-10сек, 1-2 серии

Таблица 2. Комплекс упражнений для укрепления мышц спины.

Упражнение

Рекомендации

 Толчок стены руками

6-8 раз,1- 2 серии

 Отжимание

6-8раз, 1-2 серии

 Планка в упоре лежа

8-10 сек, 1-2 серии

Планка на предплечьях

8-10 сек,1- 2 серии

 Планка на одной руке, ноге

8-10 сек, 1-2 серии

 Боковая планка на предплечьях

8-10 сек, 1-2 серии

 Боковая планка на руках

8-10 сек, 1-2 серии

Лежа на животе подъем рук вверх через стороны

6-8 раз, 1-2 серии

 Лежа на спине, отведение ног в сторону

6-8 раз, 1-2 серии

 Лежа на спине, подтягивание ног к груди

6-8 раз, 1-2 серии

Таблица 3. Комплекс упражнений при грыже поясничного отдела.

Упражнение

Рекомендации

Лежа на спине, подтянуть обе ноги к груди

8-10 раз, 1-2 серии

 Лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Приподнять верхнюю часть тела, задержаться в таком положении.

8-10 раз, 1-2 серии

 Лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Подтянуть руку к противоположному колену.

8-10 раз, 1-2 серии

 Стоя в упоре на руках и коленях одновременно отвести вперед руку, назад противоположную ногу

8-10 раз, 1-2 серии

Лежа на животе, одновременное поднятие рук и ног

6-8 раз,1- 2 серии

 Лежа на спине, упражнение «мостик»

6-8 раз, 1-2 серии

Лежа на спине, ноги согнуты, подтянуты к груди. Перекаты вперед, назад

8-10 раз, 1-2 серии

Ходьба в упоре на руках и коленях

8-10 сек, 1-2 серии

 Сидя, наклоны вперед

8-10 раз, 1-2 серии

Рекомендуют выполнять упражнения систематически. Повышение нагрузок осуществлять строго под контролем специалиста. С осторожностью применять упражнения с отягощениями, прыжковые упражнения, упражнения на скручивание позвоночника. Регулярные умеренные физические нагрузки улучшают общую физическую форму, оказывают тонизирующее, общеукрепляющее действие, восстанавливают обмен веществ в тканях. Формированию позитивной мотивации к занятиям физической культурой способствуют учебные программы, составленные с учетом интересов и потребностей студентов, с учетом уровня их физической подготовленности, индивидуальных возможностей, а также имеющихся заболеваний или каких-либо отклонений в состоянии здоровья [3].

Сохранение здоровья будущих специалистов во время обучения в вузе во многом определяет эффективность их будущей профессиональной деятельности. Возникает необходимость комплексного, системного подхода, пропаганде ЗОЖ среди студентов, культивирование здоровья и его ценностей, воспитание гармоничного развития личности.

Список литературы

  1. Сбитнева О.А. Отношение студентов к здоровью, как главной ценности жизни// Научный форум: Педагогика и психология: сб.ст.по материалам V междунар.науч.-практ.конф.- №3(5).- М., ИЗд.»Мцно», 2017.- с.52-58.
  2. Загревская А.И. , Шилько В.Г. Концептуальные основы физкультурного образования студентов с ослабленным здоровьем на основе модульного обучения// Теория и практика физической культуры, 2010. №10, с.6.
  3. Суркова, Л.В. Проблема мотивации студентов специальной медицинской группы к занятиям физической культурой/ Л.В. Суркова. // Психологические проблемы смысла жизни... – 2020. - № 3. – С. 146-149.

Интересная статья? Поделись ей с другими: