УДК 796

Лыжная подготовка как фактор повышения сопротивляемости организма студентов неблагоприятным воздействиям внешней среды

Пожималин Вячеслав Николаевич – доцент кафедры физической подготовки и спорта Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказания.

Гофман Александр Анатольевич – доцент кафедры боевой и тактико-специальной подготовки Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения наказания России.

Сова Борис Леонидович – кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры физической и горной подготовки Рязанского гвардейского высшего воздушного-десантного командного училища.

Аннотация: В статье рассматривается важность занятий лыжной тренировкой для увеличения активности студентов. Современный образ жизни требует подготовки высококвалифицированных специалистов. Студентам высоко ставятся требования в области общей и специальной психофизической подготовки. Необходимо прочное здоровье, как физическое, так и духовное, моральная и профессиональная готовность к работе, готовность к работе в сложных и иногда экстремальных ситуациях.

Ключевые слова: лыжная подготовка, двигательная активность, здоровье, работоспособность, организм, образ жизни, лыжный спорт, физическая подготовка, физическое развитие.

В быстро изменяющемся мире, где новые технологии и глобализация непрерывно трансформируют общество, становится все более важным готовить не просто способных, но выдающихся профессионалов, способных соответствовать динамично меняющимся стандартам. Сегодняшний рынок труда диктует мультидисциплинарный подход, требуя от выпускников вузов не только глубоких знаний в своей области, но и широкого спектра компетенций. Профессионализм, адаптивность и умение работать в мультикультурном и часто неопределенном контексте выходят на первый план.

Конкурентоспособность на рынке – это сегодня комплексное понятие, включающее в себя не только интеллектуальные способности, но и физическое состояние, психологическую устойчивость и духовное развитие. Наряду с профессиональными умениями, все больше внимания уделяется общей психофизической подготовке. Это включает в себя способность эффективно работать как в стандартных, так и в стрессовых или экстремальных условиях, что особенно важно в современном быстро меняющемся мире.

Создание устойчивой основы для долгосрочного профессионального и личного роста предполагает также акцент на укрепление здоровья через сбалансированный образ жизни. Поддержание регулярной физической активности является ключевым элементом в профилактике различных заболеваний, помогая специалистам сохранять высокий уровень работоспособности и благополучия[1].

Для удовлетворения все возрастающих требований к квалификации специалистов, образовательные учреждения должны стремиться не просто к передаче знаний, но и к целостному развитию личности. Это включает в себя формирование навыков взаимодействия и коммуникации, развитие критического мышления и проблемного подхода, а также воспитание нравственных ценностей и этических стандартов.

Здоровье является одним из основных приоритетов для каждого человека, в том числе и для студентов, которые посещают занятия в специализированных медицинских группах. Привлечение внимания к значению правильно подобранного физического воспитания особенно критично для этих категорий студентов, оказывающее весомое влияние на их физическое состояние и благополучие [2]. В частности, повышение уровня физической выносливости может быть достигнуто через регулярные занятия циклическими видами спорта, такими как пешеходный туризм, бег трусцой, катание на коньках или лыжах.

Важно подчеркнуть, что в арсенале средств, для укрепления здоровья лыжный спорт занимает преимущественную позицию, что обусловлено его широкой доступностью в различных регионах нашей страны. Активные зимние виды спорта, как правило, не требуют значительных финансовых вложений и доступны большинству населения, что делает их привлекательным средством для исцеления и профилактики различных заболеваний.

Студенты, совершенствуясь в лыжных дисциплинах, учатся преодолевать физические и психологические препятствия, развивая такие характеристики, как смелость, настойчивость и дисциплинированность. В современном динамично развивающемся обществе, одним из фундаментальных аспектов, требующих пристального внимания, является трансформация высшего образования, особенно в контексте его адаптации к изменениям на рынке труда и социальных требований. На фоне таких изменений все чаще встает вопрос о необходимости включения и акцентирования важности здорового образа жизни как основы для подготовки высококлассных профессионалов [4].

Образовательные организации сталкиваются сегодня со многими задачами, в том числе с проблемой воспитания ответственного отношения к собственному здоровью у студентов. Стоит особо выделить, что понимание здоровья как социальной ценности играет ключевую роль не только для индивида, но и для общества в целом. Это основа устойчивого развития и процветания нации [5].

Более того, в ходе переосмысления структуры и содержания высшего профессионального образования акцент смещается на использование различных методов и средств физической подготовки. Ее значимость выходит за рамки простого улучшения физического здоровья студентов, включая такие аспекты, как повышение лидерских качеств и сплоченности коллектива, что особенно важно в свете подготовки квалифицированных кадров для стратегически значимых отраслей, например, для агропромышленного комплекса.

Привлечение внимания к зимним видам спорта, особенно к лыжным гонкам, представляет собой не только возможность укрепить физическое здоровье молодежи, но и стимулирует интерес к ведению активного образа жизни, воспитывает упорство и целеустремленность. Лыжный спорт, уже давно признанный эффективным средством для развития выносливости и силы, становится залогом формирования у студентов не только здорового тела, но и высокого уровня самодисциплины [6].

Обеспечение благополучия студентов предполагает не только образовательные, но и физические аспекты их жизни. Регулярное занятие спортом, особенно в учебной среде, играет ключевую роль в укреплении здоровья молодых людей. Когда студенты активно занимаются спортом, таким как лыжные тренировки, они нарабатывают необходимую выносливость для общего самочувствия и психической работоспособности. Помимо этого, усовершенствуются такие физические характеристики, как сила и гибкость, улучшается реакция и формируется характер, наполняя студентов чувством смелости и уверенности в себе.

Профессионально спланированные тренировочные программы служат расширению возможностей организма в целом, поднимая его функциональное состояние на новый уровень. Это положительно сказывается не только на физическом, но и на эмоциональном и умственном благосостоянии студентов. В рамках учебного процесса основополагающая задача - это воплощение целей, заложенных в программе физического воспитания. Такие занятия ориентированы на укрепление иммунитета, пропаганду гигиенических привычек, а также на поддержание и продвижение здорового образа жизни среди учащихся [7].

Эти усилия направлены на комплексное физическое развитие личности, включая аспекты вроде упорства и быстроты, развитие мышечной силы. Поддержание ритма регулярных занятий спортом особенно важно, поскольку оно способствует устойчивой сопротивляемости болезням и улучшению общего самочувствия студентов. В итоге, формирование привычки к физической активности среди молодежи является одной из самых значимых задач образовательной среды, предполагающей создание прочного фундамента для здоровой и активной жизни после университета.

Лыжный спорт является одним из ключевых элементов в системе физического воспитания молодежи, особенно студентов. Он способствует не только укреплению здоровья и развитию физических качеств, но и прививает любовь к активному зимнему отдыху. Обучение этому виду спорта включает в себя обширный ряд упражнений и навыков, начиная с основных техник перемещения на лыжах. Студенты постигают искусство грамотных и уверенных спусков и подъемов по снежным склонам, изучают различные лыжные ходы, осваивают технику выполнения поворотов и торможений.

Помимо базового обучения, приоритетное внимание уделяется детальному овладению техникой лыжных ходов, так как правильное выполнение технических элементов напрямую влияет на безопасность и эффективность катания. Учебная программа предполагает регулярное проведение контрольных проверок, чтобы студенты могли отслеживать свой прогресс и устанавливать личные спортивные достижения.

Для обеспечения качественного подхода к обучению студентов существуют контрольные нормативы, выполнение которых демонстрирует достигнутый уровень навыков и подготовки. Эти нормативы создаются с учетом различных уровней физической подготовки, что позволяет каждому учащемуся двигаться в соответствии со своими индивидуальными возможностями.

Также в рамках физического воспитания проводится отбор наиболее мотивированных и талантливых лыжников среди студентов для дальнейшего включения их в специализированные группы спортивного совершенствования. Это дает шанс одаренным спортсменам развивать свои способности под руководством опытных тренеров, возможно даже проложить путь к большим спортивным достижениям.

Лыжные занятия несут огромную пользу для здоровья, так как активно задействуют крупные мышечные группы, обеспечивая динамичную работу организма. К тому же, благодаря упражнениям на свежем воздухе, система кровообращения и дыхание студентов улучшается, создавая оптимальные условия для поддержания и укрепления их физического состояния. Таким образом, занятия на лыжах становятся идеальным сочетанием занятий спортом и естественной реабилитации организма в холодное время года [6].

Выполнение физических упражнений под открытым небом несет в себе многочисленные преимущества для здоровья человека, несравнимые с тренировками в замкнутом пространстве спортивных залов. Начнем с того, что пребывание на открытом воздухе поспособствует естественному укреплению иммунитета и улучшению общего физиологического состояния человека за счет процесса закаливания.

Усиление иммунной системы происходит на фоне улучшенного кислородного обмена и стимуляции метаболических процессов в организме. Дыхание чистым воздухом способствует очистке легких, улучшает их функционирование, что непосредственно влияет на работоспособность сердечно-сосудистой системы. Активизируется кровообращение, увеличивается объем циркулируемой крови, что в свою очередь способствует насыщению тканей кислородом и питательными веществами [8].

Также, несомненно, положительное влияние занятий на воздухе на нервную систему. Повышается ее тонус, что делает организм более устойчивым к стрессам, улучшает психоэмоциональное состояние, что является неотъемлемой частью общего благополучия человека.

С ростом мышечной массы и повышением функциональных возможностей мышц, улучшается и моторика тела.

Кроме того, активные занятия на открытом воздухе ведут к положительным переменам в качестве и количестве кровяных клеток. Происходит увеличение количества эритроцитов и уровня гемоглобина, что необходимо для эффективной транспортировки кислорода по телу.

Регулярное взаимодействие с различными природными факторами способствует росту адаптационного потенциала, позволяет организму быстрее и эффективнее приспосабливаться к переменам, совершенствует его способность противостоять негативным воздействиям, укрепляя здоровье в целом. Именно поэтому важно включать в свой режим дня занятия физкультурой на открытом воздухе, делая это важной частью жизни, наполняющей энергией и силой [3].

Здоровье и физическое благополучие человека тесно связаны с его образом жизни и регулярной физической активностью. Особенно важно это для студентов, ведь они проводят много времени за учебой и нуждаются в эффективной физической разгрузке. Лыжный спорт представляет собой уникальный вид активности, который благотворно сказывается на различных аспектах здоровья. Одно из ключевых преимуществ занятий лыжами - это укрепление костно-мышечного аппарата, что приводит к улучшению костной ткани и значительному повышению подвижности суставов. Это особенно важно для поддержания здоровья опорно-двигательной системы.

Также, лыжные тренировки способствуют нормализации метаболических процессов, что крайне важно для поддержания баланса внутренней среды организма. Это происходит благодаря интенсивному сжиганию калорий и стимуляции различных органов и систем к более активной работе. Регулярные физические упражнения на свежем воздухе - это эффективная профилактика гиподинамии, состояния, характеризующегося недостатком двигательной активности, что особенно актуально в современном обществе, усеянном "сидячими" профессиями и образами жизни.

Еще одним значительным бонусом лыжного спорта является влияние на вес тела. Этот вид активности помогает эффективно бороться с лишними килограммами, так как является одним из самых энергозатратных видов спорта. Студентам, которые часто сталкиваются с проблемой нехватки времени на полноценные тренировки, лыжные прогулки могут стать настоящим спасением, поскольку физическая нагрузка во время катания на лыжах легко регулируется.

В качестве заключения можно сказать, что лыжный спорт предстает не просто как физическая нагрузка, но и как средство повышения общего тонуса и жизненной энергии студентов. Он служит великолепным способом активного отдыха после заучивания лекций и погружения в академические исследования. Таким образом, вписывая лыжи в свой образ жизни, студенты могут значительно улучшить свое физическое и психологическое состояние, обеспечивая более успешную и сбалансированную академическую деятельность.

Необходимо сделать вывод о том, что регулярная лыжная практика в академической среде в синергии с принципами здорового образа жизни является эффективным средством для обеспечения здоровья, его поддержания и укрепления среди студентов. Помимо улучшения физического состояния, эти занятия оказывают значительное влияние на различные сферы жизни студентов. Лыжный спорт не просто тренирует тело, но также способствует развитию духовных и нравственных качеств, помогает в социальной адаптации и формировании ответственного отношения к собственному здоровью.

Список литературы

  1. Стафеев И.С., Орехова Н.В. К вопросу о влиянии лыжной подготовки в ВУЗе на здоровье студентов // Студенческая наука: современные реалии: материалы Международной студенческой научно-практической конференции. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. С. 68-69.
  2. Физическая культура: учеб. пособие для студентов ВУЗов / В.А. Коваленко [и др.]. М: АСВ, 2000.
  3. Миронова Г.Л. Физическая культура в ВУЗе: учеб. пособие для студентов ВУЗов. Екатеринбург: УрГСХА, 2005.
  4. Качан В.Е. Внутренняя картина здоровья – термин или концепция? // Вопросы психологии. 1993. № 1. С.86-88.
  5. Разумов А., Пономаренко В., Пискунов В. Здоровье здорового человека! Основы воспитательной медицины. М: Медицина, 1996. 416 с.
  6. Романенко В.А. Двигательные способности человека. Донецк: Центр, 1999. 336 с.
  7. Сиерес Д., Гавидия В. О различных подходах к понятию «здоровье» // Школа Здоровья. 1998. С.7-16.
  8. Якуткина И.В. Скоростно-силовая подготовка лыжника-гонщика // Аграрная наука в инновационном развитии АПК: материалы Международной научно-практической конференции в рамках XXVI Международной специализированной выставки "Агрокомплекс-2016". 2016. С. 70-74