УДК 796.41
Важность использования в тренировочном процессе гимнастов на начальном этапе подготовки упражнений с применением игрового метода для развития координационных способностей
Ворожейкин Антон Владимирович – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий научно-исследовательским отделом Калининградского института управления.
Волков Алексей Павлович – кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Калининградского института управления.
Аннотация: В ходе исследования авторами было изучена важность использования в тренировочном процессе гимнастов на начальном этапе подготовки упражнений с применением игрового метода для развития координационных способностей, проведен педагогический эксперимент Испытуемые экспериментальной группы показали в среднем результаты на 3%-4% выше чем испытуемые контрольной группы. Выявлено, что в тренировочном процессе юных гимнастов внедрение упражнений с применением игрового метода имеет важное значение. В исследовании были использованы следующие методы: анализ научной литературы и исследований отечественных исследователей, специализировавшиеся в данном вопросе, педагогический эксперимент.
Ключевые слова: гимнасты, этап начальной подготовки, упражнения с применением игрового метода, координационные способности.
Введение
В гимнастике основоположным качеством является координация. Координационные способности включают в себя:
- Ориентировка;
- Точность воспроизведения движения по пространственным,
силовым и временным параметрам, статическое и динамическое равновесие.
В ходе исследования, авторы исследуют важность использования в тренировочном процессе гимнастов на начальном этапе подготовки упражнений с применением игрового метода для развития координационных способностей [3-4].
Основные положения
В нашем исследовании были использованы следующие методы:
- Анализ научной литературы и исследований отечественных исследователей, специализировавшиеся в данном вопросе, таких как: Гужаловский А.А. (1993), Лях В. И. (2001), Дороновой Т.Н. (2009), и др.
- Педагогический эксперимент. Экспериментальное исследование проводилось на базе Калининградского института управления, г. Калининград в период с ноября 2023 года по март 2024 года. В педагогическом эксперименте приняли участие две группы испытуемых в общем количестве 14 студентов. Контрольная группа – 7 чел., Экспериментальная группа – 7 чел. [1-2].
Педагогический эксперимент проводился с целью изучения важности использования в тренировочном процессе гимнастов на начальном этапе подготовки упражнений с применением игрового метода для развития координационных способностей.
Тренировочный процесс в испытуемых группах был построен по стандартным тренировочным планам, но в тренировочный процесс испытуемых экспериментальной группы были внедрены упражнений с применением игрового метода, такие как:
- Три кувырка вперед;
- Бросок мяча вверх кувырок, ловля мяча;
- Стойка на одной ноге с закрытыми глазами;
- Прыжки через скакалку на двух ногах за 30 сек.;
- Бросок скакалки и ловля.
Выше указанные упражнения выполнялись испытуемыми экспериментальной группы два раза в неделю, в конце тренировки [7]. В начале и в конце педагогического эксперимента с испытуемыми группами были проведены тесты, такие как:
- Тест: проба Яроцкого;
- Тест: проба Ромберга;
- Тест: перешагивание через гимнастическую палку на гимнастической скамье [5;8].
Результаты педагогического эксперимента представлены в таблице 1,2.
Таблица 1. Результаты контрольных тестов в начале педагогического эксперимента.
№ п/п |
Проба Яроцкого, с Средний результат |
Проба Ромберга, с Средний результат |
Перешагивание через гимнастическую палку на гимнастической скамье, с Средний результат |
КГ |
10.3±0.7 |
9.1±0.4 |
38±2.2 |
ЭГ |
10.2±0.7 |
8.9±0.5 |
38±2.4 |
Таблица 2. Результаты контрольных тестов в конце педагогического эксперимента.
№ п/п |
Проба Яроцкого, с Средний результат |
Проба Ромберга, с Средний результат |
Перешагивание через гимнастическую палку на гимнастической скамье, с Средний результат |
КГ |
11.4±0.6 |
9.2±0.4 |
37±2.4 |
ЭГ |
14.8±0.7 |
12.8±0.7 |
40±2.6 |
Таким образом, в тренировочном процессе юных гимнастов внедрение упражнений с применением игрового метода имеет важное значение. Итогом педагогического эксперимента явились результаты в испытуемых группах. Испытуемые экспериментальной группы показали в среднем результаты на 3%-4% выше чем испытуемые контрольной группы.
Важно отметить, что тренерам необходимо, при составлении тренировочных заданий учитывать индивидуальные особенности организма юных спортсменов-гимнастов, так как уровень развития у всех разный.
Вывод
В ходе исследования авторы изучили важность использования в тренировочном процессе гимнастов на начальном этапе подготовки упражнений с применением игрового метода для развития координационных способностей [6]. Испытуемые экспериментальной группы показали в среднем результаты на 3%-4% выше чем испытуемые контрольной группы. Выявлено, что в тренировочном процессе юных гимнастов внедрение упражнений с применением игрового метода имеет важное значение.
Список литературы
- Кейс-метод в физическом воспитании / Н. Ю. Мищенко, Е. В. Романова, М. В. Дунаева [и др.]. – Барнаул: Алтайский государственный университет, 2023. – 88 с.
- Ленина Е. М. Развитие координации движении у спортсменов-полиатлонистов на этапах спортивной подготовки / Е. М. Ленина, Е. А. Пронин // Приоритеты развития АПК в условиях цифровизации и структурных изменений национальной экономики: Материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, посвященной 190-летию со дня рождения И.А. Стебута, Санкт-Петербург - Пушкин, 24–26 мая 2023 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, 2023. – С. 497-500.
- Пронин Е. А. Педагогическая модель развития силовой выносливости у спортсменов-гиревиков с учетом соматотипа: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пронин Евгений Анатольевич. – Санкт-Петербург, 2022. – 125 с.
- Пронин Е. А. Применение тренировок с использованием модельных характеристик соматотипа спортсмена - гиревика / Е. А. Пронин, А. Э. Болотин // Актуальные вопросы совершенствования физической культуры и спорта: Статьи Межвузовской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 07–08 декабря 2021 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, 2021. – С. 144-149.
- Пронин Е. А. Характеристика развития скоростной выносливости у спортсменов по гиревому спорту / Е. А. Пронин, А. А. Зюкин // Актуальные вопросы совершенствования физической культуры и спорта: Статьи Межвузовской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 07–08 декабря 2021 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, 2021. – С. 140-144.
- Assessing the efficacy of an experimental strength and conditioning program for professional mixed martial arts athletes / I. Davidenko, A. Bolotin, E. Pronin [et al.] // Journal of Physical Education and Sport. – 2024. – Vol. 24, No. 1. – P. 36-43. – DOI 10.7752/jpes.2024.01005.
- Enhancing physical and functional fitness through the integration of health fitness elements in young gymnasts / E. V. Romanova, A. V. Vorozheikin, O. V. Bayankin [et al.] // Journal of Physical Education and Sport. – 2023. – Vol. 23, No. 10. – P. 2685-2691. – DOI 10.7752/jpes.2023.10307.
- Physical development and functional state of the neuromuscular apparatus of students of different health groups / I. Bocharin, M. Guryanov, E. Romanova [et al.] // Journal of Physical Education and Sport. – 2023. – Vol. 23, No. 7. – P. 1583-1589. – DOI 10.7752/jpes.2023.07194.