УДК 796.41

Важность использования в тренировочном процессе гимнастов на начальном этапе подготовки упражнений с применением игрового метода для развития координационных способностей

Ворожейкин Антон Владимирович – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий научно-исследовательским отделом Калининградского института управления.

Волков Алексей Павлович – кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Калининградского института управления.

Аннотация: В ходе исследования авторами было изучена важность использования в тренировочном процессе гимнастов на начальном этапе подготовки упражнений с применением игрового метода для развития координационных способностей, проведен педагогический эксперимент Испытуемые экспериментальной группы показали в среднем результаты на 3%-4% выше чем испытуемые контрольной группы. Выявлено, что в тренировочном процессе юных гимнастов внедрение упражнений с применением игрового метода имеет важное значение. В исследовании были использованы следующие методы: анализ научной литературы и исследований отечественных исследователей, специализировавшиеся в данном вопросе, педагогический эксперимент.

Ключевые слова: гимнасты, этап начальной подготовки, упражнения с применением игрового метода, координационные способности.

Введение

В гимнастике основоположным качеством является координация. Координационные способности включают в себя:

  • Ориентировка;
  • Точность воспроизведения движения по пространственным,

силовым и временным параметрам, статическое и динамическое равновесие.

В ходе исследования, авторы исследуют важность использования в тренировочном процессе гимнастов на начальном этапе подготовки упражнений с применением игрового метода для развития координационных способностей [3-4].

Основные положения

В нашем исследовании были использованы следующие методы:

  1. Анализ научной литературы и исследований отечественных исследователей, специализировавшиеся в данном вопросе, таких как: Гужаловский А.А. (1993), Лях В. И. (2001), Дороновой Т.Н. (2009), и др.
  2. Педагогический эксперимент. Экспериментальное исследование проводилось на базе Калининградского института управления, г. Калининград в период с ноября 2023 года по март 2024 года. В педагогическом эксперименте приняли участие две группы испытуемых в общем количестве 14 студентов. Контрольная группа – 7 чел., Экспериментальная группа – 7 чел. [1-2].

Педагогический эксперимент проводился с целью изучения важности использования в тренировочном процессе гимнастов на начальном этапе подготовки упражнений с применением игрового метода для развития координационных способностей.

Тренировочный процесс в испытуемых группах был построен по стандартным тренировочным планам, но в тренировочный процесс испытуемых экспериментальной группы были внедрены упражнений с применением игрового метода, такие как:

  • Три кувырка вперед;
  • Бросок мяча вверх кувырок, ловля мяча;
  • Стойка на одной ноге с закрытыми глазами;
  • Прыжки через скакалку на двух ногах за 30 сек.;
  • Бросок скакалки и ловля.

Выше указанные упражнения выполнялись испытуемыми экспериментальной группы два раза в неделю, в конце тренировки [7]. В начале и в конце педагогического эксперимента с испытуемыми группами были проведены тесты, такие как:

  • Тест: проба Яроцкого;
  • Тест: проба Ромберга;
  • Тест: перешагивание через гимнастическую палку на гимнастической скамье [5;8].

Результаты педагогического эксперимента представлены в таблице 1,2.

Таблица 1. Результаты контрольных тестов в начале педагогического эксперимента.

№ п/п

Проба Яроцкого, с

Средний результат

Проба Ромберга, с

Средний результат

Перешагивание через гимнастическую палку на гимнастической скамье, с

Средний результат

КГ

10.3±0.7

9.1±0.4

38±2.2

ЭГ

10.2±0.7

8.9±0.5

38±2.4

Таблица 2. Результаты контрольных тестов в конце педагогического эксперимента.

№ п/п

Проба Яроцкого, с

Средний результат

Проба Ромберга, с

Средний результат

Перешагивание через гимнастическую палку на гимнастической скамье, с

Средний результат

КГ

11.4±0.6

9.2±0.4

37±2.4

ЭГ

14.8±0.7

12.8±0.7

40±2.6

Таким образом, в тренировочном процессе юных гимнастов внедрение упражнений с применением игрового метода имеет важное значение. Итогом педагогического эксперимента явились результаты в испытуемых группах. Испытуемые экспериментальной группы показали в среднем результаты на 3%-4% выше чем испытуемые контрольной группы.

Важно отметить, что тренерам необходимо, при составлении тренировочных заданий учитывать индивидуальные особенности организма юных спортсменов-гимнастов, так как уровень развития у всех разный.

Вывод

В ходе исследования авторы изучили важность использования в тренировочном процессе гимнастов на начальном этапе подготовки упражнений с применением игрового метода для развития координационных способностей [6]. Испытуемые экспериментальной группы показали в среднем результаты на 3%-4% выше чем испытуемые контрольной группы. Выявлено, что в тренировочном процессе юных гимнастов внедрение упражнений с применением игрового метода имеет важное значение. 

Список литературы

  1. Кейс-метод в физическом воспитании / Н. Ю. Мищенко, Е. В. Романова, М. В. Дунаева [и др.]. – Барнаул: Алтайский государственный университет, 2023. – 88 с.
  2. Ленина Е. М. Развитие координации движении у спортсменов-полиатлонистов на этапах спортивной подготовки / Е. М. Ленина, Е. А. Пронин // Приоритеты развития АПК в условиях цифровизации и структурных изменений национальной экономики: Материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, посвященной 190-летию со дня рождения И.А. Стебута, Санкт-Петербург - Пушкин, 24–26 мая 2023 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, 2023. – С. 497-500.
  3. Пронин Е. А. Педагогическая модель развития силовой выносливости у спортсменов-гиревиков с учетом соматотипа: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пронин Евгений Анатольевич. – Санкт-Петербург, 2022. – 125 с.
  4. Пронин Е. А. Применение тренировок с использованием модельных характеристик соматотипа спортсмена - гиревика / Е. А. Пронин, А. Э. Болотин // Актуальные вопросы совершенствования физической культуры и спорта: Статьи Межвузовской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 07–08 декабря 2021 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, 2021. – С. 144-149.
  5. Пронин Е. А. Характеристика развития скоростной выносливости у спортсменов по гиревому спорту / Е. А. Пронин, А. А. Зюкин // Актуальные вопросы совершенствования физической культуры и спорта: Статьи Межвузовской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 07–08 декабря 2021 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, 2021. – С. 140-144.
  6. Assessing the efficacy of an experimental strength and conditioning program for professional mixed martial arts athletes / I. Davidenko, A. Bolotin, E. Pronin [et al.] // Journal of Physical Education and Sport. – 2024. – Vol. 24, No. 1. – P. 36-43. – DOI 10.7752/jpes.2024.01005.
  7. Enhancing physical and functional fitness through the integration of health fitness elements in young gymnasts / E. V. Romanova, A. V. Vorozheikin, O. V. Bayankin [et al.] // Journal of Physical Education and Sport. – 2023. – Vol. 23, No. 10. – P. 2685-2691. – DOI 10.7752/jpes.2023.10307.
  8. Physical development and functional state of the neuromuscular apparatus of students of different health groups / I. Bocharin, M. Guryanov, E. Romanova [et al.] // Journal of Physical Education and Sport. – 2023. – Vol. 23, No. 7. – P. 1583-1589. – DOI 10.7752/jpes.2023.07194.

Интересная статья? Поделись ей с другими: