УДК 796.41
Психолого-педагогические условия, необходимые для применения упражнений гиревого спорта для развития силы предплечий у гимнастов на начальном этапе подготовки
Ворожейкин Антон Владимирович – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий научно-исследовательским отделом Калининградского института управления.
Волков Алексей Павлович – кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Калининградского института управления.
Аннотация: В ходе исследования авторами были выявлены психолого-педагогические условия, необходимые для применения упражнений гиревого спорта для развития силы предплечий у гимнастов на начальном этапе подготовки, такие как: обоснование и внедрение в тренировочный процесс педагогической технологии развития силы предплечий у гимнастов на начальном этапе подготовки с использованием упражнений гиревого спорта, правильно составленные тренировочные индивидуальные задания, для развития координационных и силовых способностей у гимнастов на начальном этапе подготовки с использованием упражнений гиревого спорта, применение индивидуального подхода к подготовке юных гимнастов на начальном этапе подготовки, психологическая подготовленность юных гимнастов для сохранения концентрации и самоконтроля на контрольных тренировках и соревнованиях разного ранга, поддержание внутренней мотивации к росту силовых показателей у юных гимнастов на начальном этапе подготовки, а также развитие самоутверждения. В ходе исследовании были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы и исследований, ведущих отечественных и зарубежных специалистов, компетентных в данной области, а также опрос респондентов.
Ключевые слова: психолого-педагогические условия, юные гимнасты, этап начальной подготовки, рывок гири, методы, развитие силы, соревновательная деятельность.
Введение
Гиревой спорт является неолимпийским, силовым, циклическим и очень популярным видом спорта. Отдельные упражнения гиревого спорта, к примеру «Рывок гири» могут быть полезны в других видах спорта, для развития силы [7]. В нашем направлении исследования – развитие силы предплечий в гимнастике.
Для достижения юными гимнастами результатов в спортивной деятельности, а также правильное применение упражнений гиревого спорта для развития силы предплечий требует выявление психолого-педагогических условий [1;8].
Основные положения
В ходе исследовании авторами были использованы следующие методы, такие как: анализ научно-методической литературы и исследований, ведущих отечественных и зарубежных специалистов, компетентных в данной области, а также опрос респондентов. В роли респондентов выступили научно-педагогический состав Военного института физической культуры (г. Санкт-Петербург) в количестве 8 специалистов и 7 специалистов ГБУ ДО СШОР №3 Калининского района г. Санкт-Петербурга.
Аналитический обзор научно-методической литературы, исследований отечественных и зарубежных исследователей, опрос 15 респондентов, а также анкетирование юных гимнастов позволило нам выявить ранговую структуру психолого-педагогических условий, необходимых для применения упражнений гиревого спорта для развития силы предплечий у гимнастов на начальном этапе подготовки. Выявленные психолого-педагогические условия представлены в таблице 1.
Таблица 1. Ранговая структура психолого-педагогических условий, необходимых для применения упражнений гиревого спорта для развития силы предплечий у гимнастов на начальном этапе подготовки (n=15).
Ранговое место (значимость) |
Психолого-педагогические условия |
Ранговый показатель (%) |
1 |
Обоснование и внедрение в тренировочный процесс педагогической технологии развития силы предплечий у гимнастов на начальном этапе подготовки с использованием упражнений гиревого спорта |
15,0 |
2 |
Правильно составленные тренировочные индивидуальные задания, для развития координационных и силовых способностей у гимнастов на начальном этапе подготовки с использованием упражнений гиревого спорта |
14,2 |
3 |
Применение индивидуального подхода к подготовке юных гимнастов на начальном этапе подготовки |
12,5 |
4 |
Психологическая подготовленность юных гимнастов для сохранения концентрации и самоконтроля на контрольных тренировках и соревнованиях разного ранга |
12,1 |
5 |
Поддержание внутренней мотивации к росту силовых показателей у юных гимнастов на начальном этапе подготовки |
8,8 |
6 |
Развитие самоутверждения (Вера в свои способности) |
6,4 |
Респонденты отмечают, что наиболее значимыми психолого-педагогическими условиями, необходимых для применения упражнений гиревого спорта для развития силы предплечий у гимнастов на начальном этапе подготовки являются: обоснование и внедрение в тренировочный процесс педагогической технологии развития силы предплечий у гимнастов на начальном этапе подготовки с использованием упражнений гиревого спорта, правильно составленные тренировочные индивидуальные задания, для развития координационных и силовых способностей у гимнастов на начальном этапе подготовки с использованием упражнений гиревого спорта, а также применение индивидуального подхода к подготовке юных гимнастов на начальном этапе подготовки [4-6].
Респонденты также выделили основные психолого-педагогические условия, необходимые для применения упражнений гиревого спорта для развития силы предплечий у гимнастов на начальном этапе подготовки, такие как: психологическая подготовленность юных гимнастов для сохранения концентрации и самоконтроля на контрольных тренировках и соревнованиях разного ранга, поддержание внутренней мотивации к росту силовых показателей у юных гимнастов на начальном этапе подготовки, а также развитие самоутверждения [2-3].
Вывод
Авторы в ходе исследования выявили психолого-педагогические условия, необходимые для применения упражнений гиревого спорта для развития силы предплечий у гимнастов на начальном этапе подготовки, а также составили ранговую структуру. Установлено, что упражнение гиревого спорта «Рывок гири» является полезным для развития силы предплечий при подготовке юных гимнастов к соревновательной деятельности.
Список литературы
- Пронина С. В. Развитие силы и силовой выносливости в гиревом спорте: на примере секции гиревого спорта в военном учебном заведении / С. В. Пронина, Е. А. Пронин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2023. – № 8(222). – С. 276-280. – DOI 10.34835/issn.2308-1961.2023.08.p276-280.
- Пронин Е. А. Анализ содержания и методов преподавания профессионально-прикладной физической культуры в высших учебных заведениях / Е. А. Пронин // Физическая культура студентов. – 2023. – № 72. – С. 120-126.
- Пронин, Е. А. Проблемы и перспективы развития профессионально-прикладной физической культуры в высшей школе / Е. А. Пронин // Физическая культура студентов. – 2023. – № 72. – С. 126-132.
- Пронин Е. А. Педагогическая модель развития силовой выносливости у спортсменов-гиревиков с учетом соматотипа: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пронин Евгений Анатольевич. – Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2022. – 24 с.
- Пронин, Е. А. Структура педагогической модели развития силовой выносливости у спортсменов по гиревому спорту с учетом соматотипа / Е. А. Пронин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2022. – № 1(203). – С. 331-335. – DOI 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p331-335.
- Assessing the efficacy of an experimental strength and conditioning program for professional mixed martial arts athletes / I. Davidenko, A. Bolotin, E. Pronin [et al.] // Journal of Physical Education and Sport. – 2024. – Vol. 24, No. 1. – P. 36-43. – DOI 10.7752/jpes.2024.01005.
- Enhancing physical and functional fitness through the integration of health fitness elements in young gymnasts / E. V. Romanova, A. V. Vorozheikin, O. V. Bayankin [et al.] // Journal of Physical Education and Sport. – 2023. – Vol. 23, No. 10. – P. 2685-2691. – DOI 10.7752/jpes.2023.10307.
- Physical development and functional state of the neuromuscular apparatus of students of different health groups / I. Bocharin, M. Guryanov, E. Romanova [et al.] // Journal of Physical Education and Sport. – 2023. – Vol. 23, No. 7. – P. 1583-1589. – DOI 10.7752/jpes.2023.07194.