УДК 796.41

Педагогическая технология развития силы предплечий у гимнастов на начальном этапе подготовки с использованием упражнений гиревого спорта

Пронин Евгений Анатольевич – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Физического воспитания Санкт-Петербургского государственного аграрного университета.

Ворожейкин Антон Владимирович – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий научно-исследовательским отделом Калининградского института управления.

Волков Алексей Павлович – кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Калининградского института управления.

Аннотация: В ходе исследования авторами была разработана педагогическая технология развития силы предплечий у гимнастов на начальном этапе подготовки с использованием упражнений гиревого спорта. Данная технология позволит спортсменам-гимнастам улучшить силовые показатели, а в частности силу предплечий. К главным компонентам педагогической технологии авторы отнесли: требования к физической подготовленности спортсменов-гимнастов, цели развития силы предплечий у спортсменов-гимнастов, задачи подготовки по развитию силы предплечий. К основным компонентам авторы отнесли: разработка программы тренировки спортсменов-гимнастов с использованием упражнений гиревого спорта, развитие силы предплечий в виде базового компонента в системе подготовки спортсменов-гимнастов, принципы тренировки с использованием упражнений из гиревого спорта и их отражение в индивидуальных заданиях спортсменов-гимнастов, основное содержание тренировки спортсменов-гимнастов по развитию у них силы предплечий выносливости с использованием упражнений гиревого спорта, формы, средства, методы, результат. В ходе исследовании были использованы следующие методы: анализ научной литературы и исследований отечественных исследователей, опрос респондентов.

Ключевые слова: педагогическая технология, гимнасты, этап начальной подготовки, рывок гири, внедрение, развитие силы, результат.

Введение

Тренировочный процесс спортсменов-гимнастов на начальном этапе подготовки планируется в основном с акцентом на основные элементы гимнастики, такие как:

  • специальные упражнения на растяжку;
  • общее укрепление мышц тела;
  • специальные упражнения на координацию и др.

Одной из важных задач подготовки спортсмена-гимнаста на начальном этапе подготовки является:

  • общее физической развитие спортсмена;
  • развитие гибкости;
  • развитие силы [12].

В процессе нашего исследования мы разработаем педагогическую технологию развития силы предплечий у гимнастов на начальном этапе подготовки с использованием упражнений гиревого спорта, а именно упражнения – рывок гири [3;5]. Данное упражнение развивает общую выносливость спортсмена и силу предплечий. Рывок гири выполняется гирями, весом 32кг, 24кг, 16кг. Для спортсменов-гимнастов на начальном этапе подготовки целесообразно выполнять данное упражнение с гирей, весом 16кг. [8]. Упражнение «Рывок гири» представлено на рисунке 1.

1

Рисунок 1. Упражнение «Рывок гири».

Основные положения

В нашем исследовании были использованы следующие методы:

  • анализ научной литературы и исследований отечественных исследователей, специализировавшиеся в данном вопросе, таких как: Черногоров Д.Н. (2013), Алькаева А. Ш. (2021), Гавердовский Ю.К. (2020), Карпенко Л.А. (2015) и др. Анализ научной литературы и исследований отечественных исследователей проводился с целью выявления существующих техник и методик развития силы предплечий у спортсменов-гимнастов;
  • опрос респондентов, в роли которых выступили научно – педагогический состав кафедры теории и методики гимнастики Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, г. Санкт-Петербург. Опрос проводился с целью выявления оптимальных и работоспособных техник и методик развития силы предплечий у спортсменов-гимнастов;

Анализ научной литературы и исследований отечественных исследователей показал, что спортсменам-гимнастам на начальном этапе подготовки необходимо развивать не только основные элементы гимнастики, но и внедрять упражнения из силовых видов спорта, в частности упражнение гиревого спорта «Рывок гири», с гирями легкого веса [9;10].

Недостаточное количество методических рекомендаций в частности по развитию силы предплечий у гимнастов с использованием упражнений гиревого спорта отрицательно сказывается на результатах их соревновательной деятельности [1;4]. Исследования показывают, что использование упражнений гиревого спорта, а именно рывок гири в тренировочном процессе юных спортсменов-гимнастов может значительно улучшить качество тренировочного процесса и самое главное добиться наивысших результатов на соревнованиях разного ранга [11].

Исходя из вышесказанного, мы разработали педагогическую технологию развития силы предплечий у гимнастов на начальном этапе подготовки с использованием упражнений гиревого спорта.

К главным компонентам педагогической технологии мы отнесли:

  • требования к физической подготовленности спортсменов-гимнастов;
  • цели развития силы предплечий у спортсменов-гимнастов;
  • задачи подготовки по развитию силы предплечий.

 К основным компонентам можно отнести:

  • разработка программы тренировки спортсменов-гимнастов с использованием упражнений гиревого спорта;
  • развитие силы предплечий в виде базового компонента в системе подготовки спортсменов-гимнастов;
  • принципы тренировки с использованием упражнений из гиревого спорта и их отражение в индивидуальных заданиях спортсменов-гимнастов;
  • основное содержание тренировки спортсменов-гимнастов по развитию у них силы предплечий выносливости с использованием упражнений гиревого спорта;
  • формы, средства, методы;
  • результат – уровень физической готовности спортсменов-гимнастов к соревновательной деятельности [2;7].

2

Рисунок 2. Педагогическая технология развития силы предплечий у гимнастов на начальном этапе подготовки с использованием упражнений гиревого спорта.

Тренерам необходимо при планировании тренировочного процесса обращать внимание на функциональные особенности строения тела спортсменов. Как известно, соматотип у всех разный. Внедрение упражнений из силовых видов спорта влечет за собой получения разнообразных травм, поэтому необходимо обучение технике выполнения упражнений.

Вывод

Выявлено, что одной из важных задач подготовки спортсменов-гимнастов на начальном этапе подготовки является: общее физической развитие спортсмена, развитие гибкости, развитие силы. Разработанная авторами педагогическая технология развития силы предплечий у гимнастов на начальном этапе подготовки с использованием упражнений гиревого спорта позволит спортсменам-гимнастам улучшить силовые показатели, а в частности силу предплечий [6]. Внедрение упражнений гиревого спорта, а именно упражнения «Рывок гири» в тренировочный процесс юных спортсменов-гимнастов может значительно улучшить качество тренировочного процесса в виде развития силы предплечий и самое главное добиться наивысших результатов на соревнованиях разного ранга.

Список литературы

  1. Кейс-метод в физическом воспитании / Н. Ю. Мищенко, Е. В. Романова, М. В. Дунаева [и др.]. – Барнаул: Алтайский государственный университет, 2023. – 88 с.
  2. Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой и спортом: Учебное пособие / Алтайский государственный университет. – Барнаул: Алтайский государственный университет, 2023. – 320 с.
  3. Горохов В. В. Место классических упражнений в тренировке студентов, занимающихся силовыми видами спорта / В. В. Горохов, Е. А. Пронин // Физическая культура и здоровье молодежи: Материалы XIХ Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 17 февраля 2023 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2023. – С. 96-97.
  4. Важность внедрения упражнений из силовых видов спорта в тренировочный процесс спортсменов, занимающихся военно-спортивным многоборьем / Е. А. Пронин, А. С. Фадеев, Д. Е. Коновалов [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2023. – № 3(217). – С. 382-384. – DOI 10.34835/issn.2308-1961.2023.03.p382-385.
  5. Пронина С. В. Развитие силы и силовой выносливости в гиревом спорте: на примере секции гиревого спорта в военном учебном заведении / С. В. Пронина, Е. А. Пронин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2023. – № 8(222). – С. 276-280. – DOI 10.34835/issn.2308-1961.2023.08.p276-280.
  6. Пронин Е. А. Анализ содержания и методов преподавания профессионально-прикладной физической культуры в высших учебных заведениях / Е. А. Пронин // Физическая культура студентов. – 2023. – № 72. – С. 120-126.
  7. Пронин Е. А. Проблемы и перспективы развития профессионально-прикладной физической культуры в высшей школе / Е. А. Пронин // Физическая культура студентов. – 2023. – № 72. – С. 126-132.
  8. Пронин Е. А. Педагогическая модель развития силовой выносливости у спортсменов-гиревиков с учетом соматотипа: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пронин Евгений Анатольевич. – Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2022. – 24 с.
  9. Пронин Е. А. Структура педагогической модели развития силовой выносливости у спортсменов по гиревому спорту с учетом соматотипа / Е. А. Пронин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2022. – № 1(203). – С. 331-335. – DOI 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p331-335.
  10. Assessing the efficacy of an experimental strength and conditioning program for professional mixed martial arts athletes / I. Davidenko, A. Bolotin, E. Pronin [et al.] // Journal of Physical Education and Sport. – 2024. – Vol. 24, No. 1. – P. 36-43. – DOI 10.7752/jpes.2024.01005.
  11. Enhancing physical and functional fitness through the integration of health fitness elements in young gymnasts / E. V. Romanova, A. V. Vorozheikin, O. V. Bayankin [et al.] // Journal of Physical Education and Sport. – 2023. – Vol. 23, No. 10. – P. 2685-2691. – DOI 10.7752/jpes.2023.10307.
  12. Physical development and functional state of the neuromuscular apparatus of students of different health groups / I. Bocharin, M. Guryanov, E. Romanova [et al.] // Journal of Physical Education and Sport. – 2023. – Vol. 23, No. 7. – P. 1583-1589. – DOI 10.7752/jpes.2023.07194.

Интересная статья? Поделись ей с другими: