УДК 796.015.8

Социальные феномены физической культуры и спорта

Исхакова Илина Эдуардовна – студент Уфимского государственного нефтяного технического университета

Азовцева Олина Владиславовна – старший преподаватель Уфимского государственного нефтяного технического университета

Аннотация: В статье рассмотрены и проанализированы социальные феномены в физической культуре и спорте. Обусловлено это тем, что физическая культура и спорт являются такими категориями, которые с течением времени были связаны с физической активностью и физическим воспитанием, принимая различные парадигмы познания. Поэтому, целью статьи является выявление концепций и подходов к физической культуре и спорту в разные моменты истории, что позволит раскрыть социальные феномены данного понятия.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, физическая подготовка, студенты, социальные феномены.

Понятие физической культуры знают все. Мы сталкиваемся с ней, начиная с 7-летнего возраста в школе и заканчивая 20-23-летними в ВУЗах и ССУЗах. Несмотря на представление о физической культуре и спорте у многих, понятие «физическая культура» до сих пор не встречается в поисковых системах в терминах MESH. Однако понятие «физическое воспитание» было соотнесено с понятием «физическая культура» через «body education», что позволяет установить наличие связи между понятиями тела и движения, подразумеваемыми в физической культуре.

С древних времен физическая культура понималась как формирование работоспособного, сильного, здорового, послушного и дисциплинированного тела. В Греции формирование физической культуры гарантировалось властными структурами государства, школы и клиники. Отсюда вытекает четкая связь между телом и властью, установленная Пьером Бурдье, согласно которой человеческое тело рассматривается как социальный продукт и, следовательно, нарушается культурой и отношениями власти, отношениями господства и класса. Это позволяет говорить о теле тех, кто «господствует», и о теле тех, над кем «господствуют». Понятие господства понимается не только в материальном и конкретном смысле, но и в символическом, в той мере, в какой социальная группа способна создавать смысл, артикулировать и поддерживать консенсус этого господства.

В связи с вышесказанным мы можем признать концепцию тела как средства человеческого самовыражения и восприятия, которое, в свою очередь, позволяет субъекту порождать процессы самопознания. В XIX веке его изучал еще Маркс, который  положил начало обсуждению тела как социального продукта, плода материальных условий существования и общественных отношений производства. Таким образом, Маркс помещает тело в реальность, которая описывается в терминах ее социально-исторического контекста, а мир человека – как диалектическая структура, позволяющая человеку производить себя как самопорождающий факт.

Таким образом, тело реконструируется на основе опыта субъекта в меняющейся и исторической реальности, что позволяет создать диалог между тем, что субъект осознает, думает и живет и окружающей средой, которая предоставляет элементы для переопределения и производства себя. С этой точки зрения, понимая, что человек - это историческое существо, а тело – средство выражения и взаимодействия с окружающей средой, но на него также влияет общество, мы признаем влияние и воздействие, которое оказывают окружающая среда, история, общество.

Структурные детерминанты, экономическая модель и формы производства влияют на понимание тела, понимаемого Марксом как двигатель производства. Однако из этого понимания тела как средства производства для поддержания капиталистической экономической модели вытекает понимание субъективности тела, габитуса, где тело говорит об условиях труда, привычках потребления, социальном классе и культуре субъекта. Таким образом, тело подобно тексту, в который вписаны социальные отношения производства и господства. Тогда оно будет иметь исторически обусловленный характер; и можно сказать, что история человеческого тела - это история его господства.

В России физическая культура – это понятие, которое мало используется в социальных и культурных рамках, но это не изолированное понятие, как можно было бы подумать, или, возможно, интегрированное с другими, как было замечено или предположено. Такие авторы, как Онофре и другие, утверждают следующее: «…учитывая широту определения понятия «культура», нелегко провести различие между культурой в целом и физической культурой, и тем более не хотелось бы создавать впечатление, что мы проводим различие между интеллектуальной культурой и физической или телесной культурой, усиливая тем самым дуализм, который не имеет оснований для существования, поскольку совершенно ясно, что культурные продукты принадлежат людям, а не их телам или интеллекту в отдельности. Однако мы хотим выделить ту культуру, которая, объединяясь с общей культурой, относится к тем человеческим проявлениям, которые по сути своей конституируются движущей силой самой природы».

Спорт как социальное право

С 1976 года, когда был принят Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ЭСКП), на международном уровне было установлено, что спорт является частью социальных прав, а позднее, в 1978 году, когда Генеральная конференция ЮНЕСКО в Париже приняла Международную хартию физического воспитания и спорта, было подтверждено значение не только спорта, но и физического воспитания и отдыха как важнейших элементов системы образования, целостного формирования людей и обогащения культуры. Эти элементы способствуют интеграции людей в общество и содействуют улучшению личных отношений, сохранению и укреплению здоровья и здоровому использованию свободного времени, что является важнейшим элементом прогресса стран и повышения качества их жизни.

На районном уровне упоминаются такие понятия, как рекреация, физическая активность, физические упражнения и человеческий рост, где все они интегрированы для признания различных форм самовыражения через стимулы, поддержку и союзы с организациями групп населения и социальных секторов с целью улучшения качества жизни; Однако часто не говорится о физической культуре, которая связана с физической активностью, спортом, рекреацией, физическим воспитанием и физическим образованием, но она не имеет четкого определения, поэтому необходимо дать ей определение, чтобы установить объект изучения профессии.

Список литературы

  1. Колькина Е. А., Фоменко Е. Г., Новосёлова Г. А. Развитие физической культуры и спорта: исторический аспект // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №61-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-fizicheskoy-kultury-i-sporta-istoricheskiy-aspekt (дата обращения: 26.03.2024).
  2. Омарова Н.М., Абдулаева М.А. Историко-культурологические предпосылки возникновения массовой физической культуры и спорта // МНКО. 2017. № 6 (67). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriko-kulturologicheskie-predposylki-vozniknoveniya-massovoy-fizicheskoy-kultury-i-sporta (дата обращения: 26.03.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими: