УДК 8

Фанфикшен как лингвистический феномен

Клюев Александр Константинович – аспирант Государственного социально-гуманитарного университета

Научный руководитель Ахренова Наталья Александровна – доктор филологических наук, профессор Государственного социально-гуманитарного университета

Аннотация: Произведения фанфикшен давно стали частью массовой молодёжной культуры, представляя в том числе исследовательский интерес как недавно появившийся лингвистический феномен. В настоящей статье произведения фанфикшен рассматриваются в качестве вторичного текста сквозь призму его отношения к оригиналу. Речь идёт также об истории феномена и характерных особенностях фанфиков.

Ключевые слова: фанфикшен, вторичный текст, фанфик, фикрайтер, дихотомия, литературные миры.

Как отмечают исследователи, литература увлекает современного читателя только в том случае, если он становится участником альтернативной реальности. Именно поэтому растет популярность фанфикшена – любительских текстов, созданных по мотивам известных произведений, сериалов и даже компьютерных игр. Так, крупнейшие фанатские сайты насчитывают несколько миллионов зарегистрированных пользователей. Рассмотрим основные особенности вторичных текстов.

Истоки произведений фанфикшен

Считается, что начало фанфикшену в литературе положило «Литературное общество Шерлока Холмса», появившееся в 1930 годы. Поклонников творчества Артура Конан Дойла не устраивал финал рассказа «Последнее дело Холмса», в котором их любимый герой погиб. Поэтому члены «Литературного общества» предложили сразу несколько концов произведения, в которых знаменитый детектив выжил. С 1939 года под термином fanfiction стали подразумевать читательскую практику, использующую известные сюжеты и героев для создания собственных произведений.

В действительности фанфикшен как вторичный текст возник задолго до появления коммьюнити любителей детективных историй. Первые опыты «фанатской литературы» исследователи относят к концу XVI века: после выхода романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» один из читателей, Алонсо Фернандес де Авельянеда, написал продолжение известного произведения. Мигель Сервантес резко раскритиковал книгу, назвав ее автора «тордесильясским писакой» с «окоченевшим умом».

Среди авторов современных оригинальных произведений по-прежнему есть те, кто также крайне негативно относится к фанфикшену. Так, Энн Райс, автор серии романов «Вампирские хроники» пишет: «Мои персонажи защищены копирайтом. Меня ужасно расстраивает даже мысль о фанфиках с моими героями». В своем обращении к читателям Райс во главу угла ставит требование уважать ее желание и рекомендует писать собственные оригинальные истории.

Фанфикшен как феномен

О двойственной природе фанфиков говорят многие исследователи. С одной стороны, как отмечает Наталья Самутина, фанфикшен зиждется на «культуре соучастия», автор, заимствующий крупные и мелкие фрагменты «сакральных» образцов, выступает «сотворцом произведения». С другой стороны, вторичный текст борется с каноном, критикует его и пытается изменить.

Как пишет Ксения Романенко, автор фанфикшена (фикрайтер) вступает с первоисточником в сложное дихотомическое взаимодействие, которое исследователи называют любовью-ненавистью (lovehate). Образы наиболее популярных персонажей фанфиков – Шерлока Холмса, Гарри Поттера, Локи из Marvel – то возвращаются к каноническим образцам, то максимально трансформируются и даже вступают во взаимодействие с образами других первичных (оригинальных) текстов.

Само понятие канона претерпевает здесь существенные изменения: мир литературных героев воспринимается не так текст, а как «космология для вхождения». Для фикрайтера персонажи любимых произведений настолько реалистичны, что первичный сюжет, по словам Генри Дженкинса, становится для фанатов не просто «царством вымысла», а «осязаемым местом, в котором они живут».

Характерные особенности

Эмоциональная привязанность к героям известных произведений – основная причина гендерных различий авторства первичных и вторичных текстов. Так, количественный анализ корпуса фанфиков показывает, что фикрайтерами чаще становятся женщины. Количество женских образов также преобладает над мужскими.

Еще одна отличительная черта фанфикшена – деприоритизация, то есть внимание не к основным, а к второстепенным персонажам. Причем это относится не только к положительным, но и к отрицательным героям: волшебнице Цирцее из «Одиссеи» или Элен Безуховой из «Войны и мира». Стремление «реабилитировать» антигероев исследователь Дерек Джонсон назвал «феноменом фантагонизма», соединив в одном термине такие явления, как «фанатство» и «антагонизм».

Несогласие с автором первичного текста дает начало не только новым сюжетам, но и определяет жанровое разнообразие фанфиков. Вместе с такими традиционными жанрами литературы, как детектив, драма или приключение, фикрайтеры предлагают читателям познакомиться с «флаффом», «ангстом» или «фикситом». Первый подразумевает рассказ об исключительно приятных событиях, второй, напротив, повествует о страданиях героя. Третий «исправляет» логические нестыковки первичного текста, знакомя читателей с деталями пропущенных сцен. По словам исследователя Шины Пью, любое произведение фанфкишена в фокусе внимания удерживает два вопроса: «Что если?» и «А что еще?».

Еще одна характерная черта фанфикшна – полифония создаваемых миров, связанная с большим объемом информации, который обрабатывает и творчески интерпретирует ее автор. Так, за основу произведения фикрайтер берет не только классический сюжет, но и черновые версии, интервью с писателем, его биографию и даже иллюстрации к произведениям. Как отмечает Ксения Романенко, так «фанаты существенно расширяют границ канона». Произведения по русской классике, в которых фикрайтеры имитируют язык повествования (например, онегинскую строфу) или тщательно проводят фактчекинг исторических деталей, а не простое описывают цепочку событий (балы и свидания), ценятся выше.

Таким образом, отмечают исследователи, фанфикшен как вторичный текст «зиждется на специфичном каноне – коллективно отобранных кино- и литературных текстах, движется поклонением, эмоциональной привязанностью и вниманием, при этом изначально работает как борьба с каноном, его критика и жажда изменений».

Список литературы

  1. Романенко, К.Р. Трансформация канона, борьба с каноном, пересоздание канона как основание культуры фанфикшна: [Журнал Высшей школы экономики. Том 6 № 2, 2022] / К.Р. Романенко. – Режим доступа: https://philosophy.hse.ru/article/view/14537.
  2. Самутина Н.В. Великие читательницы: фанфкишн как форма литературного опыта: Социологическое обозрение. Т. 12. № 3. – с. 138.
  3. Pugh Sh. The Democratic Genre: Fan Fiction in a Literary Context, Bridgend: Seren. – 2005.
  4. Jenkins H. Convergence Culture: Where Old and New Media Collide, New York: New York University Press. – 2006.
  5. Борусяк Л.Ф. Чтение как ценность в среде молодых российских интеллектуалов. 2015. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/chtenie-kak-tsennost-v-srede-molodyh-rossiyskih-intellektualov.

Интересная статья? Поделись ей с другими: