УДК 801.83

Профессиональная личность в контексте языка

Металиченко Полина Михайловна – студентка магистратуры факультета теории коммуникации и международных связей с общественностью (PR) Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы.

Аннотация: В статье рассматривается концепция «языковой профессиональной личности», которая получает все большее признание в различных областях, таких как лингвистика, психолингвистика, социолингвистика и психология. Это понятие охватывает разработку теорий и концепций языковой профессиональной личности, а также решает вопросы эффективности усвоения специальной терминологии и восприятия профессионального дискурса. Основное внимание автора сосредоточено на критическом анализе различных теорий, включая теорию языковой личности, модели общения и профессионального дискурса.

Ключевые слова: языковая профессиональная личность, профессиональный образ мира, восприятие профессиональных текстов, субдискурсивное оперирование, структура языковой профессиональной личности.

Изучение человека является ключевой проблемой современности, и одним из наиболее эффективных способов понимания человеческой деятельности является исследование языка.

В современных общественно-экономких условиях актуальным становится изучение проблем, связанных с профессиональным общением. Особый интерес представляет аспект языковой профессиональной личности, который рассматривается через призму психологии труда и социолингвистики. Исследование этого феномена требует использования научных методов и инструментов психологии профессионального общения, что позволяет глубже понять социально-психологические аспекты профессионального языка.

Лингвоперсонология фокусируется на анализе сущности и процессов формирования языковых портретов, а также на классификации участников дискурса, особое внимание уделяется стилю речевого взаимодействия субъектов.

Наше исследование сосредоточено на изучении взаимодействия человека с профессиональной средой и его самоопределении в профессиональном контексте. Мы рассматриваем профессиональное общение как неотъемлемую часть языковой профессиональной личности, которая помогает субъекту находить смысл в своей профессиональной деятельности. Наши исследования показывают, что языковая профессиональная личность является открытой системой, что позволяет использовать триангуляционный подход, объединяя лингвистические, психологические и социальные концепции. Для понимания сущности языковой личности мы обращаемся к различным отечественным и зарубежным концепциям. Например, В. фон Гумбольдт подчеркивал роль индивидуальности в формировании языковой личности, в то время как Й. Л. Вайсгербер придавал языку решающее значение в создании единой картины мира для человека [1].

Язык, согласно идеям Б. Л. Уорфа, является ключом к организации нашего восприятия мира, представляя собой средство, через которое мы взаимодействуем с окружающей реальностью и формируем свою личность. Однако, с позиции психологии, нельзя считать, что личность пассивно формируется под воздействием языка, так как человеческое сознание развивается активно, взаимодействуя с окружающим миром. Важно отметить, что язык играет регулирующую и организующую роль в формировании нашего сознания и картины мира. Для нашего исследования это означает, что профессиональная картина мира, отраженная в специализированном языке, является ключевым элементом взаимосвязи между языковой профессиональной личностью и профессиональной реальностью. Работы отечественных ученых также подчеркивают важность связи между языком и картиной мира в формировании языковой личности, рассматривая ее как социально-психологическое явление, которое скорее представляет собой общественное образование, отражающее социально-языковые категории, чем индивидуальное творчество [2].

Ученые придерживаются мнения о важной роли языка в формировании личности, однако они уменьшают значение индивидуальной активности человека. Подобные взгляды на языковую личность выделяются у Г. И. Богина, который разработал модель языковой личности, представляющую собой комплекс языковых способностей и умений, готовности к различным речевым действиям. В свою очередь, В. В. Виноградов выдвинул идею о преимуществе индивидуального аспекта перед социальным в языковой личности, подчеркивая значение индивидуальной речевой структуры и ее связь с особенностями словесного мышления [3].

Исследователи, такие как В. В. Виноградов и М. М. Бахтин, анализируют языковую личность через призму литературных произведений, выделяя два ключевых аспекта: «образ автора» и «художественный образ». Первый аспект позволяет понять историю литературы и литературного языка, в то время как второй фокусируется на индивидуальной речевой структуре и помогает понять персонажей. М. М. Бахтин подчеркивает социальную значимость речи персонажей в романе, отмечая, что она всегда несет идеологическую нагрузку [4].

В российской лингвистике важное значение придается социальному аспекту в определении языковой личности. И. А. Бодуэн де Куртенэ подчеркивает важность социологии в изучении языков, а исследование языковой профессиональной личности требует учета социальных факторов формирования и языковой дифференциации профессиональных групп. Однако подходы, основанные на психологии и социологии, не позволяют полностью охарактеризовать языковую профессиональную личность с точки зрения деятельностного подхода, который является основой данного исследования [5].

Иными словами, наша работа основана на том, что профессиональный образ мира, как часть языкового сознания, формирует языковую профессиональную личность в процессе взаимодействия с объективным миром труда. Согласно нашему мнению, теория языковой личности Ю. Н. Караулова является наиболее подходящей для понимания человека в контексте профессиональной деятельности. Его модель языковой личности начинается с анализа когнитивных и интеллектуальных аспектов человека. Вместе с тем, мы рассматриваем языковую профессиональную личность как сочетание способностей и особенностей текстов, которые отражают различные аспекты действительности. Исследование данной темы позволяет выделить психологический, деятельностный, социальный и лингвистический аспекты языковой профессиональной личности.

Список литературы

  1. Современные подходы к изучению языковой личности в рамках преподавания иностранного языка. [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/sovremennye-podhody-k-izucheniyu-yazykovoj-lichnosti-v-ramkah-prepodavaniya-inostrannogo-yazyka-6163781.html (дата обращения: 14.03.2024).
  2. Как язык влияет на картину мира? Гипотеза лингвистической относительности Сепира-Уорфа. [Электронный ресурс]. URL: https://concepture.club/post/obrazovanie/teorii-kak-jazyk-vlijaet-na-kartinu-mira-gipoteza-lingvisticheskoj-otnositelnosti-sepira-uorfa (дата обращения: 10.03.2024).
  3. Модель языковой личности г.и. богина в ее отношении к современности. [Электронный ресурс]. URL: https://dspace.enu.kz/bitstream/handle/data/4246/model%27-yazykovoi-lichnosti.pdf?sequence=1&isAllowed=y&ysclid=lu295drn9g345273613 (дата обращения: 15.03.2024).
  4. Проблемы речевых жанров. [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/konspekt-bahtin-problemi-rechevih-zhanrov-2585608.html (дата обращения: 16.03.2024).
  5. Лингвистические взгляды И.А. Бодуэна де Куртенэ. Учение о фонеме. [Электронный ресурс]. – URL: https://infourok.ru/referat-kazanskaya-lingvisticheskaya-shkola-lingvisticheskie-vzglyadi-ia-boduena-de-kurtene-uchenie-o-foneme-1408979.html (дата обращения: 16.03.2024).