УДК 821

Семейные ценности в произведениях русской литературы

Новик Валентин Сергеевич – аспирант Российского государственного социального университета

Аннотация: В статье рассматривается вопрос, связанный с семейными ценностями в произведениях русской литературы. Автор подчеркивает, что во многих произведениях русских классиков центральное место занимает семья и семейные отношения. Это понятие стало ключевой темой для раскрытия в произведениях русских классиков, таких как Л. Н. Толстой, А. С. Пушкин, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов и др. Благодаря им раскрываются и взаимоотношения поколений, и отношения в семье. Сам подход к этой вечной теме у писателей различается, однако существует  у них и общий мотив – семья утверждает нравственные устои, общечеловеческие ценности, которые, в свою, очередь, переходят из поколения в поколение. В традиции русской классической литературы семья – это нравственная основа человеческого бытия. Ведущие русские писатели прошлых столетий, например А. С. Пушкин, Д. И. Фонвизин и Л. Н. Толстой, всегда рассматривали семью в качестве основы общественной жизни и личности, которая формирует характер, убеждения, жизнь и судьбу страны. Значимость темы семьи в русской литературе объясняется тем, что уважение к семейным традициям, к прошлому, памяти – это индикатор уровня культуры и развития человека как личности. В завершении автор приходит к выводу о том, что даже в тяжёлой семье, где господствуют жестокость, насилие, произвол, бесчеловечность, человек может оставаться человеком, если ему с самого раннего детства привили семейные ценности.

Ключевые слова: семейные ценности, семья, семейные традиции, русская литература, произведения.

Введение

Семья и семейные ценности (далее – СЦ) представляет собой один из фундаментальных и основополагающих элементов становления каждой личности. Первичными являются семейно-родственные отношения, поскольку именно они служат основой формирования и развития личности.

Такие качества, как открытость, добродушность и честность являются особенными психологическими, бытовыми и жизненными основами, каждая из которых выражает патриархальную традицию и мораль.

Семья, при знакомстве детей с различными произведениями русской литературы (далее – РЛ), формирует у них представление о традициях и ценностях, а помимо этого подтверждает значение семьи как одной из наиболее важных и значимых смыслов в жизни человека [4].

По причине того, что семья играет одну из наиболее важных ролей в формировании и развитии личности, многие авторы изучают детство героев, чтобы наглядно продемонстрировать своему читателю атмосферу, в которой они выросли и как развивались для того, чтобы читатель смог лучше его понять и сформировать свое собственное представление о данном герое.

При наличии у человека семьи он обладает надежным тылом и у него возникает острая потребность в заботе о своих родных, сохраняя при этом важность семейных традиций как одного из существующих способов воспитания. Именно традиции нескольких поколений предоставляют детям возможность осознать свою непосредственную связь с предками, и гордиться всеми своими родными людьми.

В настоящее время, многие семьи разрушены, а семейных традиций и СЦ, к сожалению практически не осталось. Как и утрачена важность этих семейных традиций и ценностей. По этой причине существует потребность заново создавать свои семейные традиции, которые помогут родным людям как можно чаще собираться вместе для того, чтобы по праву чувствовать себя настоящей семьёй.

В имеющихся произведениях РЛ есть такие хрестоматийные примеры воспитания человека внутри семьи, на которые современным семьям необходимо равняться [3]. Так, существуют такие герои, к которым можно обращаться, кем можно гордиться и с кого брать пример. Подобные примеры олицетворены в РЛ, в основе которой лежит проблема человеческого существования как духовного процесса. Следует подчеркнуть, что именно в РЛ можно наблюдать противоядие пошлости и нравственному уродству.

Разное отношение, проявляемое к детям в семье, делает их судьбы также совершенно разными. Те родители, которые могут дать своему ребенку хорошее образование и состояние, далеко не во всех случаях могут сделать его счастливым. И наоборот, те родители, которые отдают своему ребенку только любовь, открывают для них возможность обрести счастье[2]. Следовательно, для того, чтобы сохранить СЦ и традиции, умение уважать и ценить своих родных, необходимо восстановить утраченную в обществе ранее ценность воспитания в семье. Эффективным способом для этого является обращение к героям великих произведений РЛ. 

В РЛ имеются такие произведения, авторы которых поднимают проблему отношений внутри семьи и проблему СЦ. Следовательно, необходимо получать нравственное и духовное воспитание посредством оценки великих произведений РЛ и их героев.

Семейные ценности в повести М. Горького «Детство»

Главного героя Алёши Пешкова и его семью постигло большое несчастье: болезнь самого героя, смерть отца, недостаток денежных средств для нормального существования. Все это заставило мать Алёши вернуться в дом отца, а именно в Нижний Новгород [1]. 

Главный герой довольно сильно переживает все случившиеся невзгоды, но при этом замечает и глаза своей бабушки, которые будто вспыхивают «невыразимо приятным светом», а походка же напоминает движения «ласкового» зверя [1].

Вышеуказанные эпитеты предоставляют возможность сформировать и всецело прочувствовать впечатление главного героя от своей бабушки и представить, как она казалась ему человеком, который излучает тепло и радость. Рассказы бабушки вливали в сердце Алёши силу, а помимо этого его привлекало ее отношение к миру.

Главный герой еще ничего не знает о своем новом доме, но он пытается оставаться добрым и светлым ребенком. Так, он присматривается к своему деду, но не находит в нем ни одной человеческой черты, которая затронула бы его сердце и душу, поскольку от него исходит властность и авторитет. Помимо этого мальчику не понравились и остальные члены семьи, которые кажутся ему неприветливыми.

Обратим особое внимание на такую сцену, как «Обед в доме Кашириных», а именно на довольно большую ссору и драку. Только спустя некоторое время главный герой смог понять истинные причины «взаимной вражды всех со всеми». Данная сцена вызвала у Алёши сильное удивление по той причине, что он помнить, какими были отношения между его родителями, а именно: «..отец и мать жили не так; они подолгу смеялись, а вечерами громко пели» [1].

Следовательно, та обстановка, в которой рос главный герой, а именно любовь и взаимопонимание оставила в его душе неизгладимый след. По этой причине жизнь в доме своего деда кажется главному герою «невыразимо странной».

Обращая внимание на такие сцены, как «История с наперстком» и «Наказание детей» можно наблюдать, как главный герой подчеркивает, что проявление подлых свойств человеческой натуры в доме деда является нормой внутри семьи. Как следствие от эпизода к эпизоду данного произведения РЛ обнажаются и отчетливо проявляются отличительные особенности каждого из героев повести.

Так, можно наблюдать холодную жестокость отдельных героев повести. Например, один велит своему племяннику накалить напёрсток, а после услужливо дует на него, и в ту же секунду предает мальчика; другой очень быстро прибежав на шум, прячется за печью и смеется, получая удовольствие от наблюдаемой сцены, и лишь узнав, что виновник – это его сын, очень быстро выходит из «укрытия» и начинает бурно ругаться со своим братом [1]. Дед, который наделен властью в своем доме, максимально деловито сечет детей, считая это «уроками морали». И после того, как Алёша был подвергнут несправедливому наказанию со стороны своего деда, он моментально повзрослел, а помимо этого у него обострилось восприятие окружающего мира, а дни нездоровья стали большими днями его жизни. Изменившееся отношение Алёши к своему деду говорит о том, что он смог понять истинные страдания данного человека, но главное – он смог простить, и предпринял попытку дотянуться до того хорошего, что было скрыто в душе грозного деда. При этом тяжелые испытания не изменили характера бабушки героя и ее отношения к людям и миру. Как следует из повести, крушение идеалов (например, презрение к бедным) разрушает жизненную основу деда главного героя, и он становится более злобным, но при этом одновременно жалким и беспомощным. Бабушка же в довольно тяжелый жизненный период сохраняет в себе человеколюбие, щедрость и сострадание. Бабушка, которая на протяжении всей своей жизни покорно сносила издевательства со стороны деда, ни разу не склонила своей головы перед трудностями, которые уготовила ей жизнь, а напротив, она стремиться внушить главному герою веру в то, что он всегда должен быть стойким.

Следовательно, даже в той семье, где царит жестокость и насилие, человек вполне может оставаться человеком, но в том случае, если ему еще с детства привили основные СЦ.

Семейные ценности в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

Главный герой рассматриваемой повести Самсон Вырин. Следует подчеркнуть, что Самсон умеет заботиться о единственной дочери и всецело любит ее, но как только ее отняли, - спился [6]. Нельзя сказать, что Самсон просто скучает по своей дочери. Если быть точнее, то он испытывает весь ужас того, что он остался одиноким и ненужным для своей дочери.

Дуня, дочь Самсона, воспитывается своим отцом. Главный герой вкладывает в Дуню всю душу и все лучшее, что есть в нем самом. И как следствие, Дуня является хозяйкой в доме, где с одной стороны все просто, но с другой, - безумно опрятно, чисто и уютно. Это говорит о том, что проживающие в нем люди бедны, но при этом чисты мыслями и сердцем.

Однажды, довольно важный чиновник, яростно кричит на смотрителя, требуя скорее отдать ему лошадей для продолжения своего пути, но когда на громкий крик выбежала Дуня, его гнев тут же утих. Подчеркивается, что при виде Дуни, такой разумной и проворной, «тучи над головой» отца также во всех случаях расходились, и он успокаивался.

 Но в один момент семейное счастье Самсона рухнуло: проезжий гусар увез его любимую и единственную дочь. Главный герой, совершенно ничего не подозревая об обмане, уступил гусару, прикинувшемуся больным, свою кровать. В последствие он очень сильно корил себя, что доверился постороннему человеку, постоянно называя себя «старым дураком» [6].

После новости о том, что Дуня уехала с гусаром, Самсон тут же слег. Возникает множество вопросов, например: почему Дуня сбежала; почему Дуня так поступила по отношению к своему любящему отцу?

Следовательно, между Самсоном и Дуней так и не сформировалось доверительных отношений.

Немного придя в себя, главный герой отправился в Петербург для того, чтобы отыскать свою Дуню и вернуть ее домой. Самсон предпринял попытку поговорить со своей единственной дочерью, но увидев отца, Дуня упала на ковер, поэтому главного героя прогнали.

Главный герой безумно сильно боялся того, что его дочь пропадет в этом мире. Подчеркивается, что потеря Дуни стала для Самсона крушением всех его надежд и счастья. Что касаемо дочери, то раскаяние к ней пришло, но было уже слишком поздно: главный герой умер от тоски к ней. Дуня, приехав навестить своего отца, узнает о его смерти, после чего она горько заплакала и долго лежала на его могиле, обвиняя себя в его смерти.

Следовательно, если бы у Самсона была полная семья, того, что описано в повести можно было бы избежать. И если бы Дуня принимала в жизни своего отца немного большее участие, то подобной трагедии вовсе не произошло. Вышеуказанное свидетельствует о том, что так отношения внутри семьи строиться не должны.

Семейные ценности в повести В.Г. Короленко «Дети подземелья»

Главный герой рассматриваемой повести – Вася. Он является довольно тонкой и отзывчивой натурой, остро переживающим чужую боль и несправедливость. Подтверждение этому то, что Вася сильно переживает о тех людях-бедняках, которые были изгнаны из старого замка и остались без крыши над головой [5].

Отец главного героя, будучи судьей, всегда казался Васе суровым. После того, как жена умерла, лицо отца стало более угрюмым, а всевозможные попытки отца сблизиться со своим сыном потерпели крах. Это обуславливается тем, что замкнутость отца, в комплексе с его недоверием по отношению к сыну никаким образом не располагали к откровенности со стороны чуткого Васи. Он чувствовал себя не нужным, а редкие встречи со своим отцом приносили ему только страдания и еще больше усугубляли возникшую между ними отчужденность.

При этом судья, который со дня смерти жены носил на своем лице суровую печать неизлечимого горя, воспринимал главного героя как бездушного ребенка. Это обуславливается тем, что судье казалось, что мальчик очень быстро смирился со смертью своей матери, поскольку все свое время проводил с друзьями, играя в различные игры. Но Вася не такой. Главному герою безумно хотелось, чтобы отец обратил на него хоть какое-то внимание, приласкал, и они бы вместе разделили переживаемое горе. Вася сильно жалел отца, и, увидев, как тот плачет, выбежал к нему, но его остановил вопрос: «Что нужно?». Подобное отношение отталкивало и отдаляло главного героя от отца, он сильно замыкался к себе и долго плакал. Отец же никак не мог понять, как сын может смеяться и затевать игры в такой период. Именно это и вызывало в судье раздражение, но он категорически и не подозревал о сложных чувствах, которые испытывал сын. 

В своей семье главный герой остро нуждался в дружеском внимании и душевной близости, но окружающие его товарищи при первой проверке оказались трусами, которые бросили его без помощи. По этой причине Вася, добрый и верный, одномоментно оценил дружбу, которая возникла у него по отношению к «детям подземелья». Иными словами, он почувствовал, что он не одинок, в нем нуждаются, и со всей своей душой откликнулся на это. Именно Валек помог Васе как можно лучше узнать своего отца. А в дружбу с Марусей, главный герой вкладывал чувство старшего брата, которое ему всячески мешали проявлять к сестре Сони.

Главному герою довольно трудно было понять, почему Маруся так сильно отличается по внешности и своему поведению от Сони. Так, при сопоставлении их внешнего облика, по отношению к Соне чувствуется взволнованность, поскольку она была круглая, резво бегала, звонко смеялась и носила очень красивые платья. Маруся же была бледным и крошечным созданием, которое напоминало главному герою высохший цветок; она ходила плохо и неуверенно, постоянно шатаясь; ее руки были очень тонкими; смеялась она редко; платье было грязным и старым. По этой причине Вася всячески сочувствует своим новым друзьям.

Особо тягостное впечатление на главного героя производит обстановка подземелья, когда он начинает сравнивать ее с условиями жизни собственной семьи. Но наиболее грустным для Васи представлялась Маруся, которая едва выделялась на фоне серого камня. Будучи свидетелем невыносимых условий жизни Маруси, главный герой осознает ужасный смысл фразы, которую когда-то ему сказал Тыбурция: «Серый камень высосал из нее жизнь» [5]. Но несмотря на все вышеуказанное, Васе кажется, что все это можно исправить и направить жизнь в лучшую сторону. Нужно только покинуть это место.  

Когда главный герой узнал, что его новые друзья нищие, то в нем произошла настоящая драма, ведь он с детства впитывал незыблемые истины: нельзя воровать, лгать, обижать слабых. А в жизни оказалось, что его новые друзья, которых он любит всей душой, не просто нищие, но еще и являются настоящими ворами.

С одной стороны, а именно со стороны усвоенной главным героем морали, поступок, который совершил Валек, заслуживает осуждения. Но причина совершения данного поступка кажется герою вполне оправданной и серьезной: «ведь голодает Маруся» [5]. Всецело осознав, как тяжело живется друзьям, Вася испытывает и переживает довольно глубокие страдания, не имея никакой возможности помочь им.

Именно этот период в формировании сознания главного героя обладает решительным значением. В результате, Вася остается верен своим друзьям и говорит Валеку, что «будет ходить к ним». Следует особо подчеркнуть, что эти слова звучат как некая клятва в дружбе.

В душе главного героя большой след оставила встреча с Тыбурцием, ведь тот любит своих детей, оберегает их и заботиться не смотря ни на что. Подобного отношения и внимания и не хватает Васе. Именно по этой причине Вася тянется к семье Тыбурция, чувствуя себя здесь уютно, несмотря на обстановку.  Тыбурцию же нравится простота и смелость главного героя, а помимо этого его верность и умение хранить секреты. По этой причине, когда он пришел в дом судьи он всячески защищает Васю от предъявляемых ему несправедливых упреков.

Как следствие, выдержка, проявляемая Тыбурцием, а помимо этого его доброе и ласковое отношению к главному герою одерживают победу над настороженностью судьи и заставляют его прислушаться к словам нищего и понять своего ребенка для того, чтобы найти путь к его сердцу.

Следовательно, непонимание, отсутствие желания понять, простить и помочь своему ребенку разобраться в той или иной ситуации сильно отодвигают его от взрослого. По этой причине важно научить детей переживать вместе и счастливые моменты жизни, и несчастливые. Именно это позволит приучить ребенка к состраданию и пониманию, и в дальнейшем он привьет эти качества своим детям.

Заключение

В завершении можно сказать, что семья - сквозная тема в мировой литературе, и А. С. Пушкин еще в XIX веке в своих произведениях уделял повышенное внимание роду и семье, поскольку именно в семье он видел «залог могущества» и человеческого достоинства.

Формат произведений РЛ о семье довольно разнообразен: начиная от поговорок и заканчивая многотомными сагами. Семейный роман абсолютно во все временные периоды вызывал особый интерес со стороны читателей, но в нашей стране такие романы появились относительно недавно. И если в античной литературе присутствовали романы с изображением любовной интриги и несколькими сюжетными линиями, то в РЛ подобных произведений на протяжении длительного периода вообще не было.

Проведя анализ произведений РЛ можно прийти к выводу, что даже в самой тяжелой семье, где жестокость и бесчеловечность являются нормой, человек останется человеком, если ему с детства привили основные СЦ.

Список литературы

  1. Горький М. Детство. В людях. Мои университеты. М.: Художественая литература, 1985, с. 3-221.
  2. Гребенников И.В. Этика и психология семейной жизни. М.: Просвещение, 1984, с. 9-15.
  3. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. 1876, с. 108.
  4. Кондаков М.И. Семейное воспитание. М.: Педагогика, 1972, с. 3-6.
  5. Короленко В.Г. Дети подземелья Москва: Детская литература, 2016. – с. 332.
  6. Пушкин А.С. Станционный смотритель. Москва, 1936 (М.: ф-ка детской книги Изд-ва детской лит-ры ЦК ВЛКСМ). – 28, [2] с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: