УДК 81

Педагогический дискурс как объект исследования в теоретической лингвистике

Гучигова Сацита Абуловна – старший преподаватель кафедры европейских языков Чеченского государственного университета.

Аннотация: В данной статье нами рассмотрены семантические компоненты толкований идиом английского, русского и чеченского языков, объединенных в те или иные таксоны, выявить сходства и различия во внутренней; форме, в репрезентации актуальных значений; в представлении труда и трудовых отношений в разных языках и культурах. Дополнительно следует заметить, что на материале лексикографических данных были выделены таксоны, характерные для того; или иного языка, много идиом, описывающих таксон «служба» в чеченском фразеологическом словаре зафиксировались идиомы, выражающие пожелания в работе. Образ идиомы запечатлел отношение человека к. возможности осуществить то или иное дело, акцентируется внимание на том, что, несмотря на свое решение сделать что-либо, все зависит от Бога.

Ключевые слова: концепт, лингвокультурология, труд, методы, данные, язык, языковое мировидение, языковая модель мира.

В педагогике термин «педагогический дискурс» впервые появился в 1970-х годах и определялся как разновидность речевой деятельности, основанной на контексте и социальных условиях. Российские лингвисты, такие как В.И. Карасик, Т.В. Ежова, Д.В. Макарова, О.В. Коротеева, занимаются исследованием этого явления. Анализ работ указанных авторов выявил несколько характеристик «педагогического дискурса».

Т.В. Ежова рассматривает «педагогический дискурс» как объективно существующую динамическую систему, функционирующую в образовательной среде. Эта система включает участников дискурса, педагогические цели, ценности и содержательную составляющую образования.

А.Р. Габидуллина выделяет понятие «учебно-педагогический дискурс», который характеризуется целенаправленной учебной деятельностью, коммуникативным и социальным взаимодействием. Она также подчеркивает, что общение в этом дискурсе происходит при использовании специфических текстов, характерных именно для данной области.

Согласно схеме В.И. Карасика, «педагогический дискурс» подлежит анализу по следующим компонентам: цель, участники, хронотоп, ценности, стратегии, жанры, прецедентные тексты и дискурсивные формулы.

Отмечается, что «педагогический дискурс» формально относится к институциональному типу дискурса и по содержанию связан с личностно-ориентированным подходом.

Цель педагогического дискурса заключается в социализации индивида, при этом основной задачей является помощь ребенку в освоении коллективной жизни, понимании и применении установленных правил и норм поведения. Образовательная сфера выступает наилучшей средой для этого процесса. Социализация включает в себя усвоение нравственных принципов, ценностей и моральных качеств, а также формирование личности и принятие социальной роли «ученик», сопряженной с выполнением установленных правил.

В соответствии с представлением Владимира Ильича Карасика, основными участниками педагогического дискурса являются представители образовательного учреждения (например, учителя) и участники образовательного процесса (например, ученики). Ключевым концептом здесь выступает обучение.

Педагог, как инициатор речевой ситуации, отличается компетентностью, стремлением понять учащихся и умением наладить с ними контакт для успешной передачи информации. Его роль важна, поскольку власть в образовательной среде сосредоточена в его руках, и он активно воздействует на формирование образовательного дискурса.

Рассматривая дискурс с позиции институционального вида, мы видим постоянное сопоставление личности и ее роли в соответствующем институте. В педагогическом дискурсе особенно выделяется взаимосвязь между статусом и личностным компонентом [1]. Равностатусное направление характеризуется равным положением участников в обществе, например, взаимодействие коллег на совещании или обсуждение домашнего задания среди одноклассников. В отличие от этого, разностатусное направление описывает процессы педагогического содействия между представителями различных уровней института, как, например, выступление директора на школьном мероприятии.

Подчеркивая важность выделения характеристик учителя как социального типа, В.И. Карасик поднимает вопрос о множестве параметров, влияющих на его профиль. Эти параметры включают в себя тип учебного заведения, квалификационную категорию, преподаваемую дисциплину, возраст, стаж работы, черты характера, семейное положение и другие [2].

В контексте учащихся Карасик отмечает, что количество наименований значительно меньше, что логично, поскольку агенты института всегда более детально определяются, чем их клиенты. Основные параметры учащихся включают статус (школьник, студент, магистр), возраст, семейное положение, способности к обучению и т.д.

Согласен с представленным утверждением. При этом интересно отметить точку зрения других исследователей, которые, обсуждая современное образование, подчеркивают, что дискурс в образовательной сфере выходит за пределы обычного взаимодействия между учителем и учеником. Он охватывает сферу профессионального взаимодействия педагога с коллегами в научном сообществе и активизируется в общении с родителями [3].

Согласно В.И. Карасику, хронотоп педагогического дискурса охватывает определенное время, например, урок, и соответствующее место, например, класс, где происходит обучение. Важным элементом является также диалог, происходящий во внеклассное время между преподавателем и учащимся, который также включен в педагогический дискурс за счет сохранения характерных для него норм и правил, определенных школьными и студенческими ритуалами.

Педагогический дискурс имеет разнообразные цели: обучение, воспитание, введение в культурные, политические и социальные ценности, оценка и многое другое. Эти цели определяют ценности самого дискурса, включая высокие жизненные ценности, такие как нравственные, социальные, политические, религиозные и научные.

В.И. Карасик выделяет в педагогическом дискурсе пять основных коммуникативных стратегий: объясняющую, оценивающую, контролирующую, содействующую и организующую [4].

Применяемые стратегии в педагогическом дискурсе широко варьируются и играют ключевую роль на уроках. Рассмотрим основные стратегии:

Объясняющая стратегия: Основной задачей является четкое и понятное объяснение материала с учетом уровня образованности учеников. Эта стратегия может проявляться на любом этапе занятия.

Оценивающая стратегия: включает активное использование клише для выражения оценки деятельности учащихся. Существует оценочная шкала, которая позволяет объективно оценивать знания ученика.

Контролирующая стратегия: Направлена на определение качества усвоенного материала и стимулирует учеников к дальнейшей успешной учебной деятельности.

Стратегия содействия: основывается на взаимном поиске решений проблем обучения и способствует заполнению пробелов в знаниях учащихся, а также устанавливает контакт с ними.

Организующая стратегия: Задача заключается в правильном организации всего образовательного процесса, включая упражнения, совместную работу и участие в мероприятиях.

Жанры педагогического дискурса разнообразны и зависят от целей и стратегий данного типа общения. Среди них – урок, прения, диалог, дебаты, беседа, реферат, диспут, дискуссия и многие другие. Основные жанры педагогического дискурса подразделяются на типы, такие как урок-дискуссия, комбинированный урок и другие. Важно отметить, что каждый жанр напрямую связан с выбранными стратегиями ведения дискурса.

Рассмотрение речи педагога как агента образовательного института предполагает высокий уровень точности, ясности и богатства словарного запаса. Важно отметить несколько характерных признаков речи учителя, таких как способность выделять существенное из материала, умение представлять информацию подробно и убедительно.

Прецедентные тексты в педагогическом дискурсе включают разнообразные материалы, такие как учебники, учебные пособия, правила поведения, уставы учебных заведений и другие документы, отражающие отношения между педагогами и учащимися.

Дискурсивные формулы, такие как «Садись, два!», «К доске пойдет...», «Где твой дневник?», вызывают определенные эмоции и реакции у учащихся, и они играют важную роль в педагогической коммуникации.

Таким образом, педагогический дискурс, как форма институционального дискурса, характеризуется отличительными чертами, а его ключевыми компонентами являются цель, ценности, участники коммуникации, хронотоп, стратегии, жанры и прецедентные тексты. Разнообразие текстов в рамках педагогического дискурса создает множество коммуникативных пространств, каждое из которых функционирует как самостоятельная научно-профессиональная область.

Предметом настоящего исследования является дискурс коммуникативного пространства «Работа с одарёнными детьми» как самостоятельный дискурс, обладающий всеми компонентами присущими институциональному дискурсу, что позволяет считать его динамичным феноменом педагогической картины мира, который обладает особым типом вербального пространства.

Список литературы

  1. Городецкая, Л. А. Лингвокультурная компетентность личности / Л.А. Городецкая. – М.: МАКС Пресс, 2007. – 224 с.
  2. Горошко Е.И., Полякова Т.Л. К построению типологии жанров социальных медий // Жанры речи. — 2015. — № 2. — С. 119-127.
  3. Горошко, Д. М. Возрастные концепты как когнитивные модели квантификации в контексте американской идиокультуры / Д. М. Горошко, М. Г. Лебедько // Научные труды Дальрыбвтуза. – Владивосток: Дальрыбвтуз, 2004. – Вып. 17. – С. 157-160.
  4. Гревцева, Г. Я. Педагогическая олимпиада – одна из форм подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности = Pedagogical Olympiad as one of the Forms for the Future Specialist Professional Training / Г. Я. Гревцева // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2015. – № – С. 98-106.
  5. Грушевская Е.С. Педагогический дискурс: диалогическое пространство адресата и адресанта // Дискурс в синтагматике и парадигматике: сб. науч. тр. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2018. – 212 с., С. 59-64.