УДК 341.018

Понятие экономических санкций и их соотношение с ограничительными мерами

Лужевский Иван Валерьевич – аспирант Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА)

Аннотация: На сегодняшний день экономические санкции представляют собой один из наиболее распространённых инструментов внешней политики и представляет собой ряд действий, проводимых одной державой против другой, с целью подтолкнуть, заставить последнюю к проведению определенной политики. В данной статье рассматриваются различные теоретические подходы к понятию экономических санкций. Приводятся различные классификации санкций.  Кроме того, автором поднимается проблема соотношения понятий «санкции» и «ограничительные меры». Делается вывод о том, что, терминология по понятийному вопросу санкций, очевидно, не является устоявшейся, однако все чаще понятия «санкции» и «ограничительные меры» отождествляются.

Ключевые слова: санкции, ограничительные меры, виды санкций, Организация Объединенных Наций.

 Экономические санкции имеют длительную историю, первые случаи их применения были зафиксированы в 432 году до н.э. в Древней Греции. Известные с античного периода и являясь способом воздействия одних стран на другие, санкции прошли длительный этап развития, однако и в настоящее время они остаются востребованным инструментом на международной арене. Санкционная политика каждого государства направлена прежде всего на нанесении максимального ущерба экономическим, политическим и социальным основам другого государства. Вместе с тем санкции преследуют цель не только подавить противника, но и склонить его к принятию определенных решений. Однако санкции не должны рассматриваться как средство оказания давления на государство, они должны применяться как способ воздействия на государство, совершившее правонарушение.

Существует несколько подходов относительно определения понятия «санкции».  Так, по мнению В.А. Василенко «международно-правовые санкции – это система как невооруженных, так и вооруженных принудительных мер, которые могут применяться децентрализованно и централизованно против субъектов международного права, нарушающих международный правопорядок» [2, c. 33]. Вместе с тем, автор отмечает, что международные санкции всегда применяются в ответ на нарушение, а не превентивно. В то же время автор признает тот факт, что многие виды международных санкций обладают качествами, которые в обычных обстоятельствах считались бы нарушением суверенных прав объекта санкций.

Хуфбауэр Г.С., Скотт Дж.Дж., Эллиот К.А. в своих трудах, посвященных экономике санкций, утверждали, «что санкции — это неотъемлемая часть международной дипломатии, инструмент принуждения целевых правительств к определенным направлениям реагирования.» Также отмечается, что в большинстве случаев применение санкций предполагает готовность страны-инициатора вмешиваться в процесс принятия решений другим суверенным государством, но размеренно, дополняя дипломатический аспект без немедленного введение военной силы [7, с. 5].

Стоит отметить, что санкции также имеют различные формы. «Так, международные санкции различаются по видам:

  • торговые – эмбарго;
  • финансовые (блокирование, ограничение доступа, прекращение финансового сотрудничества);
  • санкции в области передвижения (запрет на въезд/выезд);
  • дипломатические (аннулирование полностью или частично дипломатических отношений с отзывом послов);
  • спортивные и культурные (запрет на участие в сотрудничестве и соревнованиях;
  • процессуальные (прекращение или лишение права голоса, представительства в выборных органах или международных организаций» [5, с. 22].

Также авторы работы "Новый анализ экономических санкций", привели классификацию по типу политических целей, которые преследуют санкции:

  • «подрыв или ограничение военного потенциала целевой страны, сокращение экономической базы для производства отдельных вооружений и военной техники;
  • предотвращение военных действий или удержание страны-адресата от наступательных действий;
  • смена политического режима или дестабилизация политической системы страны-адресата;
  • умеренное изменение политического курса страны-адресата.» [7, c. 45]

Основной вопрос в научном сообществе на данный момент состоит в том, следует ли отождествлять понятия «санкции» и «ограничительные меры».

М. Г. Дораев признает, «что для обозначения односторонних принудительных мер используют разные термины, что делает понятия «санкции» и «ограничительные меры» практически взаимозаменяемыми» [3, с. 36].

Еремина А.Е. определяет санкции, «как ограничительные меры экономического и политического характера, применяемые страной или группой стран к другой стране или группе стран с целью вынудить правительства государств-объектов санкций изменить свою политику. Санкции могут выражаться в полном или частичном запрете импорта из этих стран товаров, экспорта товаров в эти страны, а также в ограничении финансовых операций с данными странами, включая трансграничные расчеты и инвестиции» [6, с. 78]. Стоит обратить внимание на то, что в вышеуказанном определении «ограничительные меры» и санкции» являются взаимозаменяемыми.

«А. А. Бородаенко, проанализировав понятия «санкции» и «меры» в международном праве пришла к выводу о том, что на уровне международных организаций термины «меры» и «санкции» отождествляются и свободно заменяют друг друга» [1, с. 130].

Добавим, что отсутствует четкая дихотомия и, например, в официальных глоссариях ЕС, где термины «санкции» и «ограничительные меры» используются взаимозаменяемо.

Однако, К. В. Крицкий считает, «что отождествлять термины «санкции», «меры» и «контрмеры» неправильно, так как это легитимизирует односторонне принимаемые меры таких стран, как США, ложно приравнивая их к санкциям ООН» [4, с. 208]. Автор, верно отмечает, что хотя понятие санкций отсутствует в уставе ООН, сам СБ ООН квалифицирует принимаемые им принудительные меры согласно ст. 41 Устава именно как санкции.  В частности, в некоторых его резолюциях говорится об использовании санкционных мер, в отношении лиц, связанных с террористической группировкой ИГИЛ (Запрещённая в России террористическая организация «Исламское государство»).

В связи с этим, возникает вопрос о том, можно ли отождествлять санкции ООН в отношении вышеуказанных лиц и санкции недружественных государств в отношении Российской Федерации. Ведь как уже было сказано ранее, в официальных документах ЕС уже в полной мере эти понятия взаимозаменяемы и в целом можно наблюдать тенденцию, которая направлена именно на тождественность данных понятий.

Поводя итог, можно сделать вывод о том, что терминология по понятийному вопросу санкций, очевидно, не является устоявшейся. Вместе с тем, в настоящее время, проблема международных санкций актуальна как никогда и требует большего количества научных трудов, посвящённых данной проблеме, особенно учитывая тот факт, что в настоящее время против нашей страны введено наибольшее количество санкций в мире.

Список литературы

  1. Бородаенко А.А. «Санкции» и «меры» в международном праве: проблема нормативного закрепления и толкования // Теория и практика общественного развития. 2018. № 5. С. 127-130.
  2. Василенко В.А. Международно-правовые санкции. Киев. Вища Школа. 1982. С. 230.
  3. Дораев М.Г. Экономические санкции в праве США, Европейского Союза и России. М.: Инфотропик Медиа. 2016. С. 216.
  4. Крицкий К.В. Термины «международные санкции» и «односторонние ограничительные меры» // Московский журнал международного права. 2016. № 2. С. 204-213.
  5. Лаптева Е. В. Средневековые антироссийские санкции к истории вопроса / Е. В. Лаптева // Актуальные проблемы российского права.   № 6. С. 22-26.
  6. Еремина А.Е. Экономические санкции: понятие, типология, особенности // Постсоветский материк. 2019. № 4 (24). С 78-93.
  7. Hufbauer G.C., Schott J.J., Elliott K.A., Oegg B. Economic Sanctions Reconsidered, 3rd edition. Peterson Institute for International Economics, 2007. 233.

Интересная статья? Поделись ей с другими: