УДК 33

Эффект цифровизации на производительность бизнеса: краткое изложение

Куликов Алексей Валерьевич – аспирант кафедры финансов устойчивого развития Российского экономического университет имени Г.В. Плеханова.

Аннотация: Целью исследования был анализ влияния цифровизации на эффективность бизнеса в рамках бизнес-инноваций. Объектом исследования послужили 1663 зарегистрированные на бирже компании Шанхая и Шэньчжэня, работающие в секторе программного обеспечения и информационных технологий.

Учитывая эмпирические результаты, в этом исследовании отмечается, что правительство должно способствовать развитию цифровых навыков, создавать благоприятную нормативно-правовую среду, содействовать доступу к финансированию инноваций, развивать партнерские отношения между предприятиями и поставщиками технологий и поощрять сотрудничество между предприятиями.

Ключевые слова: цифровая экономика, бизнес, цифровая интеграция, возможности, возможности цифрового функционирования, устойчивое развитие.

В эпоху цифровых технологий данные становятся ключевым фактором развития предприятий. Использование потенциала больших данных является важным способом для предприятий воспользоваться тенденциями и повысить эффективность своей деятельности. Обладая цифровыми возможностями, руководители предприятий могут получить представление о ситуациях, с которыми они сталкиваются, определить цифровые возможности, повысить операционную эффективность и интегрировать цифровые ресурсы, которые, таким образом, влияют на производительность предприятия. Кроме того, с быстрым развитием цифровых технологий бизнес-модель претерпела как постепенные, так и мгновенные изменения. Инновация бизнес-модели - важная инновационная деятельность предприятий, выступающая в качестве движущей силы повышения эффективности деятельности предприятия. Следует отметить, что влияние инноваций бизнес-модели на эффективность бизнеса может варьироваться в зависимости от отрасли, рыночных условий и конкретных организационных условий. Однако, в целом, хорошо реализованная и инновационная бизнес-модель может внести значительный вклад в улучшение финансовых показателей, позиционирование на рынке и долгосрочный успех. В рамках расширения возможностей цифровых технологий бизнес-модель обладает новыми характеристиками с точки зрения элементов, процессов и целевых результатов. Интеграция цифровых возможностей может помочь предприятиям преодолеть отраслевые барьеры и ресурсные ограничения. Следовательно, это обеспечивает новые конкурентные преимущества [1].

Эта статья закрывает некоторые научные пробелы и вносит свой вклад в теоретический ландшафт цифровизации, инноваций и эффективности бизнеса посредством следующего:

(1) рассмотрения иерархического порядка и переопределения цифровых возможностей в трех измерениях (цифровая основа, возможности цифровой эксплуатации и цифровой интеграции), чтобы заложить основу для последующих исследований функционального механизм цифровых возможностей;

(2) дальнейшее расширение границ исследований цифровых возможностей с академического уровня. Объектом исследования были компании, акции которых котируются на бирже в Шанхае и Шэньчжэне.

Следует отметить, что Шанхай и Шэньчжэнь являются крупными экономическими центрами Китая с динамичной деловой средой и значительным вкладом в ВВП страны [1]. Рынок акций A-share представляет собой внутренний рынок для китайских компаний и важный показатель экономических показателей [1]. Кроме того, компании, котирующиеся на бирже A-share в Шанхае и Шэньчжэне, подпадают под действие нормативных требований к финансовой отчетности и раскрытию информации. В результате всеобъемлющие и надежные данные о финансовых показателях, операционной деятельности и цифровых возможностях этих компаний легко доступны. Доступ к таким данным повысил тщательность и надежность расследования, позволив провести более тщательный анализ.

В этом исследовании был проанализирован функциональный механизм, посредством которого многочисленные аспекты цифровых возможностей влияют на эффективность предприятия; введены промежуточные этапы для инноваций бизнес-модели; и интегрированы цифровые возможности, инновации бизнес-модели и эффективность предприятия в теоретическую основу. В определенной степени это исследование расширяет и проясняет путь влияния цифровых возможностей – инноваций в бизнес–модели - эффективности предприятия, устанавливая теоретическую основу и модель общего значения, которые могут всесторонне раскрыть повышение эффективности предприятий в цифровой среде. С практической точки зрения результаты этого исследования могут быть использованы бизнес-менеджерами для формирования концептуального понимания цифровых возможностей. Исходя из этого, предприятия дополнительно поощряются к эффективному внедрению инноваций в свои традиционные бизнес-модели, преодолению инерции традиционных организаций, интеграции существующих ресурсов и возможностей и сокращению внутренней логики повышения эффективности деятельности предприятия.

Цифровые возможности играют определяющую роль в цифровых возможностях – инновациях бизнес–модели - эффективности предприятия. Цифровые возможности изменили путь повышения производительности традиционных предприятий, которые можно разделить на базовые цифровые возможности, возможности цифрового управления и возможности цифровой интеграции в соответствии с иерархическими отношениями, и все три возможности подразделения существенно положительно влияют на производительность предприятия. Среди них базовые цифровые возможности, гарантирующие повышение производительности, а ввод и базовое применение цифровых ресурсов составляют фундаментальные основы цифровых возможностей, предоставляя предприятиям вспомогательные системы цифровой инфраструктуры, такие как восприятие, подключение, хранение, вычисления, обработка и безопасность. Возможности цифровой эксплуатации являются ключом к повышению производительности, а применение цифровых ресурсов обеспечивает гарантии операционной эффективности для всего процесса ввода-вывода на предприятиях. Возможности цифровой интеграции являются двигателем повышения производительности, а цифровая интеграция способствует симбиозу и сосуществованию предприятий и экосистем за счет интеграции внутренних и внешних ресурсов организации. В зависимости от размера роли, тремя возможностями являются возможности цифрового управления, базовые цифровые возможности и возможности цифровой интеграции. Движущая роль цифровых возможностей неоспорима, но использование их потенциала потребует дальнейших инноваций в бизнес-модели. Цифровые возможности охватывают весь процесс цепочки создания стоимости предприятия, повышая эффективность и инновационность бизнес-моделей, таких как стратегическое позиционирование, бизнес-системы и модели получения прибыли, и, в конечном счете, повышая эффективность деятельности предприятия.

В то время как инновации бизнес-модели значительно положительно влияют на корпоративную производительность, они также обусловлены предыдущими переменными цифровых возможностей. Полученные результаты подтверждают, что базовые, операционные и интеграционные возможности значительно и положительно влияют на внедрение эффективной бизнес-модели и новых инноваций в бизнес-модели [6-8]. Это говорит о том, что организации с мощными цифровыми возможностями (базовыми, операционными и интеграционными) с большей вероятностью будут разрабатывать инновационные и эффективные бизнес-модели. Кроме того, организации, которые могут эффективно интегрировать цифровые технологии и системы, с большей вероятностью разработают и внедрят новые бизнес-модели, стимулирующие инновации. Следует отметить, что эти выводы согласуются с выводами предыдущих исследований [6-8]. Базовые цифровые возможности и возможности цифрового управления оказывают значительное положительное влияние на инновации бизнес-моделей, а возможности цифровой интеграции оказывают положительное влияние на инновации новых бизнес-моделей; независимо от их высокого риска и дороговизны, они могут существенно повлиять на эффективность инноваций в бизнес-моделях. Цифровые возможности - это новая движущая сила и новый путь для инноваций в бизнес-моделях предприятий и фактор, способствующий постоянному совершенствованию бизнес-моделей и внедрению инноваций. Корректировка бизнес-модели часто демонстрирует зависимость от выбранного пути; и инвестиции в цифровые ресурсы, базовые приложения и повышение эффективности функционирования всего процесса, обеспечиваемые цифровыми технологиями, могут постепенно или подрывным образом привести к инновациям бизнес-модели. Кроме того, как эффективность, так и инновации в новой бизнес-модели значительно положительно влияют на производительность предприятия, а инновации в новой бизнес-модели оказывают более непосредственное влияние на производительность предприятия и играют более очевидную положительную роль в продвижении благодаря новому бизнесу, новым продуктам и новым услугам, которые они приносят.

Инновации в бизнес–модели играют промежуточную роль в цифровых возможностях – инновациях в бизнес-модели - эффективности предприятия. Инновации в бизнес-модели усиливают положительное влияние базовых цифровых возможностей, возможностей цифрового управления и возможностей цифровой интеграции на эффективность предприятия. Среди них промежуточный эффект базовых цифровых возможностей составляет 100%, а промежуточный эффект, который играют возможности цифрового управления, является частью промежуточного эффекта, который ограничен инновационным риском, связанным с возможностями цифровой интеграции. Основываясь на приведенной выше теоретической логике, инновации в бизнес-модели стали важным средством и критическим путем расширения возможностей цифровых технологий для обеспечения превосходной производительности предприятия. Однако полученные результаты не подтвердили гипотезу о том, что инновационная бизнес-модель играет промежуточную роль во взаимосвязи между возможностями цифровой интеграции и эффективностью предприятия, что отличается от результатов предыдущих исследований [17-18]. В то время как возможности цифровой интеграции позволяют интегрировать цифровые технологии и системы, успешное внедрение новых бизнес-моделей требует большего, чем просто технологическая интеграция. Такие факторы, как признание рынком, организационная готовность и эффективное исполнение, играют решающую роль в успехе инновационной бизнес-модели. Согласно предыдущим исследованиям [19-21], эти факторы могут оказывать более непосредственное влияние на производительность предприятия, чем сама возможность цифровой интеграции.

Расширение возможностей цифровых технологий является общей тенденцией для стимулирования инноваций бизнес-моделей и повышения эффективности деятельности предприятий, но на практике менее 10% предприятий могут по-настоящему повысить ценность предприятия с помощью цифровых возможностей [5]. Многие предприятия терпят большие убытки, поскольку им трудно адаптироваться к изменениям в цифровой среде. Таким образом, управленческие последствия этой статьи для современных предприятий заключаются в следующем:

Предприятиям следует придавать большое значение созданию и развитию цифровых возможностей. С базовыми цифровыми возможностями в качестве отправной точки, возможностями цифровой эксплуатации в качестве ядра и возможностями цифровой интеграции в качестве цели создания и развития, ресурсы и возможности распределяются целенаправленно в соответствии с внутренней логикой функционирования цифровых возможностей. Предприятиям следует в первую очередь придавать большое значение гарантированной роли своих базовых цифровых возможностей; увеличьте инвестиции в капитал и таланты, связанные с цифровыми технологиями, такими как искусственный интеллект, облачные вычисления и сети 5G; и консолидируйте базовую архитектуру цифровых технологий. Исходя из этого, руководствуясь повышением операционной эффективности, цифровые ресурсы должны быть сопоставлены с различными бизнес-продуктами, скоординированы с различными организационными процессами, расширять возможности бизнес-среды предприятия и обеспечивать цифровое улучшение возможностей функционирования всего процесса предприятия. Наконец, следует улучшить возможности цифровой интеграции; должны быть интегрированы внутренние и внешние процессы, продукты, данные, таланты, информация и другие ресурсы; должна активно создаваться цифровая экологическая платформа предприятия; должна быть создана цифровая экосистема предприятия; и должно быть реализовано совместное создание ценности предприятия.

Предприятиям также следует уделять все внимание инновациям бизнес-моделей, основанным на цифровых возможностях, которые также позволяют способствовать устойчивому экономическому росту [22,23]. Это исследование было сосредоточено на том, как цифровые возможности и инновации бизнес-моделей влияют на производительность предприятия; мы создали системную основу для инноваций бизнес-моделей в контексте расширения возможностей цифровых технологий и улучшили, сформулировали и спроектировали соответствующие бизнес-модели в сочетании с цифровыми возможностями, чтобы обеспечить своевременное внедрение инноваций. Предприятия должны в полной мере использовать эффективность и новые преимущества инновационной бизнес-модели, преодолеть организационную инерцию, усовершенствовать или даже спроектировать новую производственную и операционную модель и создать новую систему создания ценности от обнаружения ценности–передачи ценности– реализации до формирования конкурентных преимуществ предприятия. Конечно, в этом процессе предприятиям также следует обращать внимание на риски, связанные с ИМТ, особенно с новым ИМТ.

Несмотря на ценные выводы, исследование имеет ряд ограничений. В ходе исследования не сравнивалось влияние цифровизации на эффективность бизнеса в разных секторах или размерах компаний. Это ограничивало нашу способность оценивать относительную эффективность цифровых возможностей и инноваций бизнес-моделей в различных контекстах. Таким образом, в будущих исследованиях необходимо будет расширить объект исследования, чтобы обеспечить возможность сравнительного анализа. Кроме того, необходимо учитывать больше факторов, влияющих на цифровое развитие, что повысит обоснованность рекомендаций по цифровизации бизнеса. Кроме того, анализ в первую очередь был сосредоточен на влиянии цифровых возможностей и инноваций бизнес-модели на эффективность компании. Другие факторы, которые могут влиять на развитие цифровых технологий, такие как организационная культура, нормативно-правовая среда или внешние рыночные условия, не рассматривались. Включение более широкого спектра переменных могло бы улучшить понимание процесса цифровизации. Следует отметить, что потенциальное наличие эндогенности в бизнес-инновационном процессе и инновационных решениях требует рассмотрения набора ненаблюдаемых факторов или обратной причинно-следственной связи между ними.

Список литературы

  1. Чжао чжи Ван, Шоу фу Линь, Ян Чен, Алексей Люлев и Татьяна Пимоненко, Влияние цифровизации на эффективность бизнеса: роль инноваций в бизнес-модели, https://doi.org/10.3390/ su15119020, Устойчивость
  2. Ли, К.; Лю, Л.; Шао, Дж. Цифровая трансформация, интеграция цепочки поставок и эффективность предприятия. Регулирующий эффект предпринимательства. Экономика. Управление. 2021, 10, 5-23. [Перекрестная ссылка]
  3. Ци, Ю.; Цай, С. Исследование множественного влияния цифровизации на эффективность производственных предприятий и ее механизма. Учить. Исследуйте. 2020, 7, 108-119. (45)
  4. Рош, Х.; Чен, Л.; Чжао, Ю. Строительство цифровой инфраструктуры и использование производственных мощностей предприятий – эмпирические данные стратегии “Широкополосного доступа в Китае”. Ind. Econ. Res. 2022, 5, 1-14. [Перекрестная ссылка]
  5. Лю, Х.; Ян, Ю.; Сун, З. Построение и эволюция цифровых возможностей предприятия – на основе многоуровневых поисковых исследований ведущих цифровых предприятий. Реформа 2022, 10, 45-64.
  6. Аспара, Дж.; Хиетанен, Дж.; Тикканен, Х. Инновационная бизнес-модель против тиражирования: влияние стратегических акцентов на финансовые показатели. Дж. Стратег. Mark. 2010, 18, 39-56.
  7. Цяо, Х.; Ху, Дж.; Чжан, С.; Лан, С.; Чжан, С.; Лу, Б. Пограничный анализ и оценка инновационных исследований бизнес-моделей: экосистема платформы и совместное создание ценности. Научно-технический журнал. Дев. 2020, 1, 40-49.
  8. Зотт, К.; Амит, Р. Разработка бизнес-модели и эффективность предпринимательских фирм. Organ. Sci. 2007, 18, 181-199. 
  9. Ансонг Э.; Боатенг Р. Выживание в цифровую эпоху – бизнес-модели цифровых предприятий в развивающейся экономике. Цифра. Политический регламент. Правительство, 2019, 21, 64-178. 
  10. Латифи, М.А.; Никоу, С.; Боуман, Х. Инновационная бизнес-модель и эффективность фирмы: изучение причинно-следственных механизмов в МСП. Техновация 2021, 107, 102274.