УДК 339.1.654

Российская и зарубежная практика учёта реализации коммуникационных услуг

Исянов Рафаэль Ильдарович – магистрант Национального исследовательского технологического университета «МИСИС».

Аннотация: В статье изучена российская и зарубежная практика учета реализации коммуникационных услуг. Спецификой отечественных сотовых операторов является многоступенчатая система учета коммуникационных услуг в процессе ценообразования, которая обусловлена особенностями ведения деятельности. Основой организации учёта реализации коммуникационных услуг в большинстве зарубежных стран является классификация затрат, представляющая собой систему их учета при производстве услуг связи сотовым оператором.

Ключевые слова: коммуникационные услуги, учет, реализация, коммуникационные услуги, сотовые операторы.

На сегодняшний день коммуникационные услуги в сфере предоставления населению сотовой связи являются одной из самых быстро развивающихся отраслей национальной экономики. По объему выручки, уровню капиталовложений и налоговым отчислениям сотовые операторы «большой тройки» и Теле2 стоят сразу же после нефте- и газодобывающих компаний России [5, c. 3].

Учетная политика у отечественных операторов сотовой связи интегрирована в учетно-аналитическую систему, которая позволяет систематизировать разнообразную по форме и содержанию информацию для анализа и оценки функционирования центров ответственности у сотовых операторов для последующего принятия решений на административном уровне с целью повышения эффективности деятельности сотового оператора. Анализ и учет в зависимости от центра ответственности представляет собой интегрированную систему, оценивающую степень соответствия достигнутых результатов по результатам отчетного периода с аналогичными показателями прошлых лет и плановыми показателями. При имеющем месте отклонении от плана рекомендуется его (отклонение) фиксировать не только исходя из зоны ответственности (на локальном уровне), но и сообщать куратору в рамках его полномочий (ответственному менеджеру) о возникшей проблеме.

Концептуальная основа учетно-аналитического обеспечения отечественных операторов сотовой связи в зависимости от центра ответственности предусматривает применение к различным структурным подразделениям сотовых операторов различного функционала для того, чтобы мотивировать в материальном плане конкретные структурные подразделения. Формирование учетной политики в зависимости от центра ответственности способствует построению эффективной системы стимулирования, синтезирующей учетно-контрольную информацию за счет количественного сопоставления, сравнения и оценки вклада конкретного подразделения в окончательные финансовые результаты оператора сотовой связи. Следует также отметить, что в указанной системе показатели, которые контролируются специализированными структурами головной компании, отслеживаются посредством системы мониторинга. Зная это, ответственные менеджеры должны следить за «контролируемыми» показателями, чтобы они демонстрировали положительную динамику [1, c. 42].

В качестве показателей составления премиальной части для центра затрат обычно выделяются следующие индикаторы:

– положительная динамика отклонения затрат по сравнении с годом ранее;

– объективные показатели, которые в полной мере характеризуют объем ответственности и эффективность работы менеджеров в подразделениях в рамках должностных полномочий [6, c. 105].

В аспекте организации учёта реализации коммуникационных услуг принципиально важно снижение контролируемых расходов, т.к. их снижение даже на один рубль будет способствовать повышению валовой прибыли. Одновременно, один рубль за счет повышения продаж будет способствовать аналогичному результату только за счет увеличения выручки от реализации посредством изменения цены на коммуникационные услуги. В случае если повышение выручки осуществлено посредством увеличения объема продаж, совокупный эффект на финансовые показатели станет меньше, т.к. он обусловлен рентабельностью единиц продаж коммуникационных услуг, которая вычисляется путем вычитания из конечной цены себестоимости реализации [2, c. 33].

В случае если центры ответственности сотовых операторов выполняют плановый показатель чистой прибыли точно, без перевыполнения, совокупный премиальный фонд является нулевым, премия не выплачивается. На практике нередки случаи, когда сотовые операторы формируют свои премиальные фонды по остаточному принципу – сначала анализируется финансовая устойчивость компании, затем происходит процесс пополнения собственных оборотных средств, после этого удовлетворяются инвестиционные потребности, и, наконец, оставшаяся часть идет на премирование центров ответственности и иных структурных подразделений. В указанном контексте концепция материального стимулирования центров ответственности у операторов сотовой связи должна базироваться на формировании «стабилизационной маржи» посредством формирования сниженных плановых показателей и коэффициентов расчета премиальной части. При этом рассчитываемая часть премиального фонда будет равняться разнице при перевыполнении плановых показателей «успешными» центрами и небольшого невыполнения плановых параметров «отстающими» подразделениями.

Мировой опыт показывает, что рынок коммуникационных услуг имеет следующие отличительные особенности:

– высокая степень концентрации рынка;

– унифицированная система представления услуг связи населению.

Основой организации учёта реализации коммуникационных услуг в большинстве зарубежных стран является классификация затрат, представляющая собой систему учета затрат на производство услуг связи сотовым оператором. Как показали исследования в Западной Европе и Соединенных Штатах Америки в аспекте порядка распределения затрат используются следующие методы:

¬ АВС-метод, который представляет собой систему учета затрат на производство услуг связи сотовым оператором по видам деятельности (указанного метода придерживаются ряд сотовых операторов Бельгии, Нидерландов, Великобритании, США и др.);

– ТСМ-метод, сущность которого заключается в целевом калькулировании учета затрат на производство коммуникационных услуг (представленным методом пользуются операторы связи Франции, Италии и др.);

– SCM-метод, базирующийся на анализе движения продукта, предоставляемого оператором коммуникационных услуг (указанным методом пользуются сотовые операторы в Испании, Норвегии, Швеции, Финляндии и др.) [6, c. 105].

Зарубежная практика показывает, что имеющиеся затраты достаточно легко ранжировать по сфере деятельности сотового оператора – производство (товара или услуги), управление и (или) сбыт, а после этого перераспределить на конечный продукт или на период времени. Указанный подход позволяет учитывать методические рекомендации, касающиеся формирования информации при подготовке финансовых отчетов оператора коммуникационных услуг [4, c. 91].

Так, к примеру, некоторые сотовые операторы Соединенных Штатов Америки в отчетах о прибыли и убытках отдельно указывают производственную себестоимость коммуникационных услуг, управленческие затраты и расходы по сбыту (товара или услуги). После этого используется критерий прямого или косвенного соотнесения имеющихся издержек к объекту затрат, результатом чего становится выделение основных и косвенных производственных затрат. Основные затраты формируются исходя из видов деятельности в соответствии с экономической характеристикой употребленных ресурсов. Результатом применения АВС-метода является постановка следующие основных управленческих задач:

– анализ имеющихся объемов производства с целью уменьшения или увеличения масштабов производства услуг (происходит анализ постоянных, полупеременных, переменных, маржинальных и средних затрат);

– определение наиболее оптимального по соотношению «затраты – выгода» управленческого решения (используется анализ продуктивных, непродуктивных и альтернативных затрат);

– организация процесса планирования экономического деятельности сотовой компании (происходит анализ затрат на долгосрочную и краткосрочную перспективу);

– персональный вид ответственности со стороны ведущих руководителей среднего звена по результатам задач, которые были изначально поставлены высшим руководством компании (реализуются принципы на основе неконтролируемых и контролируемых затратных механизмов организации, затрат по закрепленным точкам продаж, определённым регионам страны, контрольным точкам);

– использование программного обеспечения, которое позволяет создать единое информационное пространство внутри фирмы, куда стекается информация об учетных и внеучётных документах [3, c. 71].

Классический вариант предоставления отчетности за рубежом достаточно быстро показал свою невысокую эффективность, поэтому при использовании АВС-метода в аналитический блок включается информация о стоимости труда, имеющегося оборудования, производственно-хозяйственных площадок, площадей и оборудования, которые совместно используются частью сотрудников или всем персоналом. Указанная информация доказала свою эффективность в зарубежных странах, поскольку позволяет оптимально распределить ресурсы сотовой компании по видам представляемых коммуникационных услуг.

Зарубежные сотовые компании при внедрении АВС-метода столкнулись с проблемой, заключающейся в том, что необходимо было определиться с распределением и перераспределением косвенных затрат. Более того, что практически все затраты сотовых операторов являются косвенными, поскольку включают в себя торговые, производственные и административные статьи расходов. В указанном контексте себестоимость каждой представленной статьи расходов включает затраты, которые в будущем необходимо распределить и перераспределить по объектам калькулирования [4, c. 95].

 Таким образом, изучив теоретические подходы к организации учёта реализации коммуникационных услуг в отечественной и зарубежной практике, выделим следующие аспекты:

– спецификой отечественных сотовых операторов является многоступенчатая система учета коммуникационных услуг в процессе ценообразования, которая обусловлена особенностями ведения деятельности и включает в себя следующие компоненты: повышенные затраты, направленные на привлечение новых потребителей услуг сотовой связи; стимулирование спроса на новые опции и ассортимент предлагаемых услуг за счет вложений в рекламу, промо-акции, привлечение звезд шоу-бизнеса, известных актеров и т.д.; увеличение амортизационных отчислений, используемых для организации новых, высокотехнологичных сетей;

– основой организации учёта реализации коммуникационных услуг в большинстве зарубежных стран является классификация затрат, представляющая собой систему учета затрат на производство услуг связи сотовым оператором.

Список литературы

  1. Абрамов С. А. Устанавливаем связь между доходами и расходами на услуги связи // Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2015. – № 12. – С. 41–45.
  2. Баженова Е. В. Отраслевые особенности отражения в учете доходов операторами сотовой связи // Аудит и финансовый анализ. – 2014. – № 5. – С. 32–37.
  3. Кондукова Э. В. ABC: себестоимость без искажений. – М.: Эксмо-Пресс, 2014. – 288 с.
  4. Матвеева Е. В. Услуги сотовой связи: бухгалтерский и налоговый учет. – М.: Вершина, 2015. – 192 с.
  5. Фисейский С. В. Современное состояние экономики связи // Социально экономические системы. – 2016. – № 1. – С. 2–5.
  6. Шпагина Н. О. Калькулирование и анализ себестоимости услуг компаний сотовой связи : дис… канд. эк. наук. – Саратов: СГСЭУ, 2010. – 221 с.