УДК 33

Основы национальной безопасности Российской Федерации на региональном уровне

Исаев Юрий Игоревич – студент Сибирского института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы

Аннотация: В настоящее время понятие национальной безопасности характеризует взаимосвязь человека и общества на всех уровнях управления, в том числе на региональном. В статье сделан вывод о том, что региональная безопасность охватывает лишь локальный участок, который включает в себя все объекты и сферы жизнедеятельности, находящиеся на этой территории.

Ключевые слова: система обеспечения национальной безопасности, национальная безопасность, региональная безопасность, Российская Федерация, субъекты России, региональная политика.

Будучи федеративным государством, Российская Федерация придает большое значение процессу взаимодействия федеральных и региональных органов власти в политико-правовом аспекте. Такой характер взаимодополнения всех уровней управления друг другом является важным для многих сфер деятельности государства и общества, в том числе и в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности.

Ввиду постоянного совершенствования федеративных отношений, реализации приоритетных национальных проектов по социально-экономическим преобразованиям процесс взаимодействия федерации и регионов в последнее время актуализировался.

В качестве основной сферы взаимодействия федеральных и региональных структур выступает сфера совместного ведения центра и регионов. К таким предметам совместного ведения относятся: вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением природными ресурсами; обеспечение защиты экологии; вопросы, связанные со здравоохранением, образованием, социальной защитой; определение общих норм организации власти государства; некоторые вопросы обеспечения национальной безопасности.

В п. «м» ч. 1 ст. 71 Конституции Российской Федерации определено, что Российская Федерация ведает вопросами обороны и безопасности. В свою очередь, согласно п. «б, л» ч. 1 ст. 72 Конституции России, кадры правоохранительных органов, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности находятся в совместном ведении государства и его субъектов [1].

Для обеспечения национальной безопасности большое значение играет создание единой системы, способной противостоять возможным сепаратистским настроениям в обществе. Наилучший способ предупредить такую ситуацию – сочетать децентрализацию власти с централизацией, в основе которой будет лежать, с одной стороны, усиление воздействия центра как основной силы, задающей вектор развития государства, с другой стороны, расширение самостоятельности органов власти регионального уровня. Особое внимание необходимо уделять при ответе на угрозы национальной безопасности структуре правоохранительных органов в субъектах Российской Федерации. Данная структура должна функционировать на базе актуальной политической обстановки и общих социально-экономических условиях развития.

Важно отметить, что задачи в сфере здравоохранения, образования, защиты правопорядка, контроля за соблюдением законодательства страны, социально-экономические вопросы следует решать совместными усилиями центра и региональных властей [2, с. 173].

В целом, наряду с национальной безопасностью региональная безопасность направлена на защиту интересов территории от внутренних и внешних угроз. Однако, внешние угрозы представляют собой потенциальную опасность, исходящую из других субъектов федерации.

Как и национальная безопасность региональная безопасность оказывает влияние на все сферы деятельности субъекта – экономическую, экологическую, территориальную. Для создания условий обеспечения региональной безопасности используются бюджет и силы центра и тех административно-территориальных единиц, из которых исходит угроза. Грамотно сконструированная правовая база и проработанный механизм ее реализации позволяет регионам поддерживать эффективность функционирования такой системы.

Система органов по обеспечению региональной безопасности содержит законодательный орган власти региона, высший исполнительный орган власти и иные органы власти, образуемые на базе устава соответствующего субъекта федерации. 

Что касается принципов деятельности органов государственной власти субъекта России, то к ним можно отнести следующие:

  • государственная и территориальная целостность России;
  • сохранность суверенитета;
  • верховенство конституции и федеральных законов;
  • единство системы государственной власти;
  • принцип разделения властей;
  • разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов России [3, с. 522].

Как и любая другая система, региональная экономическая система на протяжении своего функционирования систематически сталкивается с большим количеством вызовов и угроз, которые оказывают на нее деструктивное воздействие. Среди таких угроз безопасности в сфере экономического развития можно выделить:

  • факторы, создающие препятствия для развития региона;
  • кризисные ситуации для хозяйствующих субъектов;
  • расслоение в обществе;
  • обострение конфликтов на фоне этнических, языковых и иных различий;
  • нерациональное использование ресурсов региона;
  • уменьшение производственного потенциала и др.

Также нельзя не отметить, что в связи с различиями в обеспечении регионов сырьем и ресурсами существует риск возникновения угроз для безопасности субъектов федерации в сфере экономики. Развитие региона в экономической сфере оказывает влияние на то, как позиционирует себя субъект федерации на рынке. Следовательно, важно создавать механизмы, предоставляющие равные возможности для развития всех регионов страны. В силу существенной дифференциации в развитии субъекты федерации могут создавать неприятные последствия не только для экономики страны, но и для политической стабильности. Решение данного вопроса оказывает влияние на сохранение государственного суверенитета как целостной системы на территории Российской Федерации.

Безусловно, обеспечение экономической безопасности территории представляет собой важнейший аспект региональной политики, поскольку экономический потенциал отдельно взятого региона в совокупности указывает на уровень безопасности всей страны. Следовательно, для предупреждения и ликвидации угроз, важно знать критерии их определения и базовые характеристики, а также проводить систематический мониторинг и оценивать воздействие данных угроз на региональное развитие.

Благодаря реализации организационно-экономических механизмов защиты интересов территориального развития достигается безопасность того или иного региона [4, с. 595].

Итак, отметим, что для достижения национальной безопасности государства следует поддерживать безопасность каждого отдельно взятого региона в стране. Для этого важно корректно формировать основные положения региональной политики и организовывать их рациональное применение на практике.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237. С учетом образования в составе Российской Федерации новых субъектов.
  2. Пафов, А. М. Основы национальной безопасности Российской Федерации на региональном уровне / А. М. Пафов // Традиции и инновации в системе образования: Сборник научных статей. Том Выпуск XX. – Карачаевск: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2020. – С. 173-177.
  3. Прейс, А. Ю. Национальная безопасность на региональном уровне / А. Ю. Прейс // Аллея науки. – 2022. – Т. 1, № 2 (65). – С. 522-527.
  4. Старцева, Е. А. Цели управления региональной безопасностью / Е. А. Старцева. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2023. – № 49 (496). – С. 595-599. – URL: https://moluch.ru/archive/496/108916/ (дата обращения: 15.02.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими: