УДК 351.72

Влияние изменений законодательства госзакупок на развитие Сахалинской области

Болотина Арина Юрьевна – магистрант факультета экономики и финансов Московского университета им. С.Ю. Витте.

Научный руководитель Соболь Татьяна Сергеевна – кандидат экономических наук, доцент кафедры Экономики городского хозяйства и сферы обслуживания Московского университета им. С.Ю. Витте.

Аннотация. В статье рассматриваются изменения в законодательстве, регулирующие государственные закупки, в том числе в Сахалинской области. Изучены стратегия социально-экономического развития региона и роль министерства экономического развития Сахалинской области. Проведен SWOT-анализ сильных и слабых сторон развития Сахалинской области. Выявлены проблемы развития области, связанные с государственными закупками.

Ключевые слова: Государственные закупки. Санкции. Минэкономразвития Сахалинской области. SWOT-анализ.

В динамично меняющихся условиях под санкционным давлением стран Запада и США институт управления госзакупками претерпевает ряд трансформаций в нашей стране. 2022 год стал одним из самых сложных для функционирования контрактной системы государственных и муниципальных закупок.

На данный момент правительство Российской Федерации ставит перед собой очень важную задачу – развитие малого и среднего бизнеса. На самом деле это логично, так как чем больше компаний преуспеет на конкурентном рынке, тем больше налогов получит государство. Поэтому государственные тендеры и конкурсы часто призваны привлечь даже частные компании, которые могут предложить выполнить заказ по привлекательной для государства цене.

Вся процедура государственных закупок должна осуществляться по принятым формам, предусмотренным законом 44-Ф3 и 223-Ф3.

Каждый владелец малого бизнеса понимает, что участие или даже победа в государственном аукционе может принести огромные выгоды в будущем. Однако, несмотря на всю перспективу развития, не все предприятия готовы принять участие в этом мероприятии. Государственная закупка делится на этапы. В первую очередь необходимо пройти предварительный отбор, который гарантирует выход во второй тур. В том случае, если сделка состоялась и договор заключен, важно понимать, что все работы должны быть сданы исключительно в срок, так как контроль осуществляется государством.

Государственная власть Российской Федерации оперативно применяла меры для упрощения процедур закупок и поддержания предпринимательства. Так, в апреле 2022 года, после опубликования Федерального закона № 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», система государственного (муниципального) управления закупками внедряет новые меры поддержки, которые находят отражение в изменениях в Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 05.04.2013, а также в Федеральном законе «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

Согласно новым изменениям, уменьшаются сроки оплаты по исполнению этапов контракта с 15 до 7 рабочих дней; подлежат списанию неустойки по контрактам, возникшие из-за санкций недружественных государств, или из-за значительного увеличения цен на ресурсы; смягчили требования к условиям обеспеченности контрактов и др. Все нововведения перестраивают ранее существовавшую систему: если ранее они были направлены на оптимизацию последствий накладываемых иностранных санкций, позднее применялся минимизационный подход, то к концу 2022 года контрактная система продолжает обновляться в силу введения в стране частичной мобилизации, меняются правила работы с цифровыми перевозочными документами, требования о формировании электронных счетов-фактур в ЕИС (Единая информационная система в сфере госзакупок), корректируются правила участия иностранных агентов в госзакупках.

Потребности заказчиков перестали удовлетворятся в привычном объеме, складских запасов у поставщиков недостаточно, произошел разрыв логистических связей, возникли сложности в установлении начальных максимальных цен. Это подтолкнуло отечественное предпринимательство заполнить недостающий рынок. Еще в 2010 году по данным интернет-опроса портала «Альянс-Медиа», 60% предпринимателей никогда не участвовали в электронных торгах, 20% - не знали, что это такое и какую выгоду можно получить от участия. То, к 2021 году, согласно проведенному анкетированию «РАЭКС-Аналитика», более 83% опрошенных компаний учувствуют в электронных торгах. Метаморфозы, которые претерпевает сейчас экономика страны, в частности изменения и проблемы, с которыми сталкивается институт управления государственными и муниципальными закупками, не может не вызывать интерес.

Основными задачами Министерства в области государственных закупок являются:

  1. Обеспечение реализации государственной политики в сфере закупок, повышение эффективности, результативности осуществления закупок, обеспечение гласности и прозрачности осуществления закупок, методологическое сопровождение деятельности заказчиков, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.
  2. Информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок и организации мониторинга закупок для обеспечения нужд Сахалинской области.

В таблице 1 представлены подведомственные организации Министерства экономического развития Сахалинской области, и их главные функции:

Таблица 1. Подведомственные организации Минэкономразвития Сахалинской области

584f431a771e004e

Основные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность Министерства экономического развития Сахалинской области в сфере государственных закупок, можно разделить на 3 уровня – федеральное законодательство, региональное законодательство и нормативно-правовые акты, издаваемые Минэкономразвития Сахалинской области.

Примерами регионального законодательства служат: 

  1. Постановление Правительства Сахалинской области от 24.04.2020 № 198 «Об утверждении Положения о министерстве экономического развития Сахалинской области».
  2. Распоряжение Губернатора Сахалинской Области «Об утверждении структуры министерства экономического развития Сахалинской области» от 09 июня 2022 года № 85-р.
  3. Постановление Правительства Сахалинской области от 08.04.2022 № 146 «О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для нужд Сахалинской области у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и об отдельных особенностях изменения существенных условий контракта».

НПА Минэкономразвития Сахалинской области включают в себя:

  1. Распоряжение Минэкономразвития Сахалинской области от 15.04.2022 № 3.05-44-р «Об утверждении Порядка формирования и ведения рекомендуемого предельного уровня закупочных цен на товары продовольственной группы».
  2. Приказ № 198 от 04.12.2014 «Об утверждении Регламента осуществления министерством экономического развития Сахалинской области ведомственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственных заказчиков».
  3. Приказ № 3.05-19-п от 10.12.2019 «Об утверждении Регламента работы в информационной системе «Бизнес.Сахалин.Онлайн» по вопросам предпринимательской деятельности».
  4. Приказ № 3.05-3-п от 20.02.2020 «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Сахалинской области».
  5. Приказ от 15.11.2018 № 3.05-12-п «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в министерстве экономического развития Сахалинской области».

В Сахалинской области была разработана Стратегия социально-экономического развития на период до 2035 г.

В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Законом Сахалинской области от 17.11.2015 № 103-ЗО «О стратегическом планировании в Сахалинской области», на основании Устава Сахалинской области Правительство Сахалинской области выпустило Постановление от 24.12.2019 г. № 618 «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2035 года» (в ред. от 08.08.2022 г. № 354), в котором Минэкономразвития Сахалинской области выступает уполномоченным органом по координации работы областных органов исполнительной власти по реализации данной стратегии.

При планировании использования ресурсов применяется SWOT-анализ.

Аббревиатура SWOT расшифровывается как сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. Это тип анализа, который служит для выявления этих атрибутов. В результате это помогает определить текущий и будущий потенциал компании.

Проведение SWOT-анализа позволяет  оценить свою конкурентную позицию и разработать стратегический маркетинговый план.

Благодаря изучению как внутренних, так и внешних факторов SWOT-анализ, основанный на фактах, может выявить свежие перспективы и новые идеи. Это инструмент управления, который определяет различные стратегии достижения успеха. Он может направлять индивидуальное мышление, вести групповое обсуждение и обеспечивать структуру как часть процесса разработки формального маркетингового плана. Суть в том, что SWOT чрезвычайно полезен и должен быть неотъемлемой частью процесса стратегического планирования как для крупных, так и для малых компаний.

Происходящее внутри компании имеет такое же отношение к ее успеху, как и внешние факторы. Известные как внутренние факторы, эти аспекты идентифицируются в рамках анализа как сильные и слабые стороны компании. Например, местоположение бизнеса, цены на продукцию и узнаваемость бренда - все это можно отнести к внутренним факторам.

Компании также должны определить внешние факторы, известные как возможности и угрозы, в рамках анализа. Эти факторы находятся за пределами компании, такие как конкуренты или экономика.

SWOT-анализ может оказаться полезным при выявлении проблем, влияющих на бизнес, и различных возможностей для его улучшения. Это набросок и строительный блок маркетингового плана компании. Это требует честности и саморефлексии. Кроме того, это может привести к вдохновляющим дискуссиям, которые приведут к появлению новых идей или подкрепят существующие.

Рассмотрим подробнее SWOT-анализ в таблице №2.

Таблица 2. SWOT-анализ социально-экономического развития Сахалинской области

182ab883f819a14d

На основе оценки внутренних и внешних факторов социально-экономического развития можно выделить три блока барьеров, иллюстрирующих их ключевых разрывов и потенциальных направлений решения, образующих стратегические приоритеты социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2035 г. (табл.3).

Таблица 3. Барьеры. Разрывы. Решения

c54583cbedb7ae92

На основании комплексного анализа социально-экономического развития Сахалинской области сформулированы миссия и основные стратегические направления ее реализации – приоритеты развития Сахалинской области на долгосрочную перспективу. Миссия Сахалинской области - стать динамично развивающейся территорией на Дальнем Востоке, лидирующей по качеству жизни и эффективности экономических кластеров.

С каждым годом увеличение количества затрат на государственные закупки, а также влияние государственного заказа на развитие стратегически важных отраслей (строительство, медицина и другие) поднимает проблему эффективности работы контрактной системы.

Мы можем наблюдать на существующие проблемы, касаемо темы государственных закупок.

Был выявлен следующий ряд проблем, связанных с государственными закупками. Снизилось количество заключенных контрактов, возрастает нарушения в сфере государственных закупок, что свидетельствует ростом реализованных контролей, необходимы изменения в системе управления гос. закупками.

Стратегическая цель социально-экономического развития региона – создание условий для интенсивного экономического роста и повышения уровня и качества жизни. Ключевые индикаторы достижения цели:

  • обеспечение среднегодового прироста ВРП не менее 6%;
  • попадание в ТОП-20 регионов - национальных лидеров по качеству жизни.

Сахалинская область – один из опорных сырьевых регионов России, имеющий важное политическое, военно-стратегическое и экономическое значение для страны. По ряду показателей, характеризующих состояние экономики, регион занимает лидирующие позиции не только в Дальневосточном федеральном округе, но и в стране в целом. В частности, Сахалинская область входит в ТОП-20 субъектов Российской Федерации по рейтингу социально-экономического положения.

Список литературы

  1. ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 16.04.2022 г. № 104-ФЗ (ред. от 28.06.2022) //Консультант Плюс [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.consultant.ru.
  2. ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 15.11.2022) //Консультант Плюс [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.consultant.ru.
  3. Информационно-правовой портал Гарант.ру//[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/news/1539825.
  4. Соболь Т.С. Роль АПК в обеспечении продовольственной безопасности России. В сборнике: Актуальные вопросы экономических наук. Сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции. под общей редакцией Ж.А. Мингалевой, С.С. Чернова. 2010. С. 406-411.

Интересная статья? Поделись ей с другими: