УДК 339.33:658.7

Инновационные технологии в развитии логистических систем современных предприятий

Дин Юаньчунь – студентка магистратуры Университета ИТМО

Аннотация: В данном исследовании анализируется влияние инновационных технологий на развитие логистических систем современных предприятий. Используя научные и практические источники и методы эмпирического исследования, исследование показывает, что инновационные технологии способны значительно повысить эффективность логистических систем предприятий и снизить транзакционные издержки.

Ключевые слова: инновации, логистика, развитие, конкурентоспособность, эффективность, рыночная конкуренция, управление товарооборотом, качество услуг, инновационная стратегия.

Инновации имеют важное значение для современной логистики для предприятий, поскольку они повышают эффективность и конкурентоспособность управления цепочками поставок. Значительные изменения в этой области происходят благодаря новым технологиям, которые упрощают процедуры и меняют способы нашей работы. Использование Интернета вещей (IoT) в логистических системах является одной из наиболее важных областей. Системы с датчиками обеспечивают реагирование на изменения в режиме реального времени и непрерывный мониторинг груза, что повышает точность и оперативность управления цепочкой поставок. Использование алгоритмов и искусственного интеллекта (ИИ) для прогнозирования спроса, оптимизации маршрутов и управления запасами является важнейшим компонентом инноваций в логистике, поскольку оно снижает риск ошибок, повышает эффективность процессов и обеспечивает более точное планирование деятельности компании. Кроме того, автоматизация и роботизация процессов доставки значительно повышают продуктивность бизнеса. Далее определим понятия «инновация» в контексте логистических систем современных предприятий и рассмотрим позицию исследователей в сфере логистических инноваций относительно того, как внедрение инновационных подходов влияет на эффективность логистической системы.

В сфере логистики под сервисными инновациями понимаются новаторские идеи, методы и практики, отличающиеся от устоявшихся подходов компаний [1]. Как отмечает Р. А. Шимчук: «Инновационный процесс – это процесс последовательного превращения идеи в товар» [10]. Неоспоримо, что инновации имеют решающее значение для роста бизнеса во всех отраслях, включая логистику, так ее оптимизация является одной из важнейших задач в технологическом предпринимательстве, оценка деятельности которого напрямую зависит от статистики инноваций.

По мнению Артура Д. Мл, «ценность логистических компаний, как и их непосредственное выживание напрямую зависит от внедряемых ими технологических инноваций» [3].

А. А. Гавриленко отмечает, что «активное использование инноваций позволяет бизнесу снизить затраты на логистику и повысить эффективность процессов» [6]. Компании, занимающиеся поставками товаров, потенциально могут получить конкурентное преимущество, делая упор на инновации в сфере логистических услуг. Прочные связи с клиентами, барьеры против конкурентов, лояльность клиентов, затраты на переключение и рыночная эффективность – все это может быть достигнуто за счет использования инноваций в логистических услугах [4].

Успех логистических организаций зависит от их постоянного поиска и внедрения новых технологий, способов доставки и услуг, учитывая динамичный характер отрасли. Логистические компании должны использовать передовые технологии и инновации, чтобы сократить затраты на ресурсы и устранить неэффективность, если они хотят получить конкурентное преимущество с точки зрения затрат, времени обслуживания и добавленной стоимости для клиентов. Следует подчеркнуть, что творческая деятельность компании определяет ее нынешнюю и будущую конкурентоспособность.

Основа повышения эффективности логистических процедур заключается в использовании новейших технологий и множества инноваций, которые их предполагают. Таким образом, российские предприятия, находящиеся в авангарде инновационной логистики, могут получить конкурентное преимущество и повысить производительность. Чтобы сделать бизнес более конкурентоспособным и гарантировать его успешное развитие в современных условиях, по-прежнему необходимо внедрять передовые технологии и инновации в сфере логистики.

Этот процесс также подразумевает необходимость сосредоточиться на вопросе сотрудничества между предприятиями, научно-исследовательскими институтами и органами государственной власти с целью создания и внедрения передового опыта и технологий в логистическом секторе.

С другой стороны, логистические услуги, связанные с быстрой доставкой продукции потребителям, где бы они ни находились, требуют инноваций в сфере производства транспортных средств и инфраструктуры. В странах с развитой рыночной экономикой логистика уже является основой для успешного функционирования участников рынка, а формирование логистических систем обеспечивает повышение эффективности экономических процессов и снижение совокупных издержек предприятий. В России лишь небольшое количество предприятий работает на основе логистической концепции. Большинство из них – это компании с иностранным капиталом, имеющие самостоятельные отделы логистики и сформированные логистические системы.

Для объективной оценки логистической системы России и сравнения ее с логистическими системами других стран был использован Индекс эффективности логистики (LPI), разработанный Всемирным банком. Индекс эффективности логистики – это интерактивный инструмент, позволяющий оценить эффективность работы стран в сфере торговой логистики и выявить возможности для повышения ее эффективности. ИЛП основан на трех ключевых показателях: эффективность таможенного оформления и пересечения границ; качество торговой и транспортной инфраструктуры; простота организации конкурентоспособных поставок; мощность и качество логистических услуг; прослеживаемость груза; частота прибытия груза к получателю в запланированные сроки.

Исследование предлагает критический взгляд и сравнительный анализ аналитических отчетов, планов инновационного развития и научных публикаций в данной области для изучения изобретательской деятельности логистических фирм.

Для достижения поставленных целей использовались следующие общенаучные и специальные методы:

  • Для исследования основных элементов и отличительных характеристик творческой деятельности логистических компаний применялись теоретическое обобщение, сравнение и систематизация.
  • Современное состояние и степень развития российской логистической системы были определены с помощью системного анализа.
  • Теоретические обобщения и выводы, сделанные в ходе исследования, были получены с помощью абстрактной логики.

Инновации важны для роста любой компании, особенно логистических фирм. В современных условиях, когда производителям все труднее внедрять инновации, а развитие затормаживается, предприятия пытаются накопить резервы эффективности за счет логистики. Рост числа предприятий, пользующихся услугами логистических провайдеров, говорит о том, что они видят реальный шанс повысить свою конкурентоспособность. Предприятия, которые могут предложить качественную транспортировку и обслуживание клиентов, имеют преимущество в условиях, когда на рынке есть несколько поставщиков одних и тех же товаров. Использование услуг логистических компаний создает дополнительные внешние конкурентные преимущества.

Исследование показывает, что инновации играют важную роль в развитии логистических компаний. Тенденция роста числа компаний, использующих логистические услуги, свидетельствует о стремлении повысить свою конкурентоспособность. Наличие высококачественных логистических услуг является важным конкурентным преимуществом на рынке. Также очевидно, что инновации в производстве транспортных средств и инфраструктурные решения необходимы для быстрой и эффективной доставки товаров потребителям.

Развитие новой розничной торговли привело к новому раунду модернизации логистических систем. В будущем на рынке будет больше участников и более отличных производителей оборудования в более разделенных областях, а фокус предприятий также станет сегментированным и вертикальным.

Суть розничной торговли заключается в продаже товаров потребителям, будь то электронная коммерция или физический магазин, суть одна и та же. Просто потому, что существуют различия в физических формах между онлайн и оффлайн, компании электронной коммерции в основном не имеют юридических лиц, а физические магазины не имеют преимуществ электронной коммерции, что заставляет многих людей рассматривать электронную коммерцию и физические магазины как жизнь и жизнь. -смертельные противоположности. На самом деле, у одиночной онлайн- или офлайн-торговли есть свои недостатки, и после нескольких лет стабильного развития в последние два года она достигла потолка. Развитие различных умных технологий дало обеим сторонам возможность пожать друг другу руки и помириться, способствуя развитию новой розничной торговли. В действительности, опираясь на активные инвестиции ИТ-гигантов или для того, чтобы воспользоваться рыночными возможностями, они распространили свою онлайн-схему на физические магазины, и только тогда началась настоящая интеграция онлайна и оффлайна.

Суть новой розничной торговли по-прежнему заключается в продаже товаров потребителям, но ее внимание сосредоточено не на товарах, а на каждом потребителе, превращая «продажу товаров» в «оказание услуг», чтобы предоставить потребителям многогранное удовольствие от покупок и обеспечить более удобный способ потребления. С точки зрения потребителя новая розничная торговля в основном имеет следующие характеристики: заказы можно размещать в любое время и в любом месте, а продавцы есть везде; товары могут быть доставлены сразу после размещения заказа; различные торговые центры начали вводить элементы «есть, пить и развлекаться» и т. д.

Независимо от того, какая новая модель розничной торговли, она призвана сделать потребителей более удобными и комфортными, повысить желание и частоту покупок. Таким образом, новая розничная торговля направлена на то, чтобы заставить потребителей обращаться и покупать вещи неосознанно. Однако бизнес-конкуренция будет существовать всегда, поэтому вопрос о том, как улучшить потребительский опыт, также будет существовать, и новые требования к логистике будут продолжать возникать. Поэтому новый ритейл не может быть отделен от поддержки логистики.

Рассмотрим изменения в логистике, вызванные новой розничной торговлей. Розничная торговля – это процесс доставки товаров потребителям, а движение товаров достигается за счет логистики. Построение логистических систем и развитие логистических технологий сильно изменились с развитием уровней и методов общественного потребления.

Обратив внимание на изменения логистической системы, вызванные изменением бизнес-потоков. Мы видим, что изменения в моделях общественного потребления происходят от плановой экономики к товарной, от дефицита товаров к богатству и разнообразию, от массового единообразия к индивидуализированным потребностям. Применение логистического оборудования также соответствует вышеуказанным характеристикам, начиная с обрабатывающей промышленности, заканчивая сферой обращения и электронной коммерцией, и в последние годы оно продолжает расширять области своего применения за счет новой розничной торговли.

На фоне вышеизложенного произошло несколько очевидных изменений в процессе построения логистической системы:

  • от крупных партий и небольшого количества сортов к мелким партиям и множеству сортов;
  • от планового к незапланированному;
  • от ИТ-технологий к изменениям в технологии анализа больших данных DT;
  • от механизации, автоматизации к интеллектуальным технологиям.

В этой теме следует упомянуть, в частности, новую знаменитость азиатской интернет-торговли Hema Fresh. Hema Xiansheng — новый бизнес-формат, органично сочетающий в себе логистические фронтальные склады, супермаркеты и фуд-корты с упором на свежие продукты. На первом складе используются обычные полки, электронные этикетки и радиочастотные комплектовочные терминалы, которые представляют собой традиционное логистическое оборудование и процессы; в супермаркете инновационно внедрена система перемещения с воздушной подвеской, первая в мире, основанная на технология сортировки с использованием технологии RFID органично сочетает в себе пакеты для сбора заказов, RFID, RF-терминалы, подвесные цепи и т. д.; в звеньях комплектации заказов и заказа в супермаркетах внедрены специально разработанные RF-терминалы и PAD, как с точки зрения удобства работы, так и улучшений. сделано с точки зрения долговечности. Поскольку в магазине имеется не менее 4000 наименований товаров, а цены часто меняются, Hema Xiansheng инновационно использует новые электронные бирки и, связывая внутреннюю систему управления и систему беспроводной связи, может не только обновлять всю информацию о ценах на продукты в течение нескольких минут, но также обновлять всю информацию о ценах на продукты в любое время. Чтобы отслеживать запасы, потребители также могут запрашивать продукты и размещать заказы с помощью QR-кода на электронной этикетке.

Итак, снова возникает вопрос: сколько логистических систем или оборудования должно быть внедрено в новых розничных магазинах для эффективной организации всей системы? На самом деле логистическое оборудование  – это только одна часть, а дальше следует  – применение различного интеллектуального оборудования. Мы видим, что информационная система нового розничного магазина представляет собой комплексную систему управления, основанную на анализе данных, системе ERP, системе POS, системе WMS, системе логистики и распределения, а также системе приложений. Можно сказать, что она была обновлена с простой транспортировка товаров к цифровому управлению операциями, переход от управления товарами к полносценарной архитектуре, совместимой с Интернетом в режиме реального времени.

В новой области логистики на месте тенденцией развития логистического оборудования является миниатюризация, диверсификация и интеллект. Возможно, в ближайшем будущем все более широкое распространение получат новые формы, такие как различные подвесные системы подачи в магазинах и системы доставки еды AGV между столами. Конечно, при новом тренде розничной торговли, как и при предыдущих тенденциях, неизбежно появятся различные непродуманные и несистемные бизнес-модели, но, несмотря ни на что, в конечном итоге они вернутся к сути отрасли розничной торговли, а также станут конкуренцией в сфере услуг.

Исследуем инновации в сфере логистических технологий и направление развития отрасли в условиях новой розничной торговли. Важно понимать, что не только новая розничная торговля, но и развитие традиционного производства, обращения и электронной коммерции, несомненно, будут способствовать инновациям и развитию отрасли логистического оборудования. Под влиянием быстро развивающегося рыночного спроса на новую розничную торговлю, есть несколько тенденций развития отрасли, заслуживающих внимания в будущем.

Важно обозначить появление большего количества участников рынка логистического оборудования. Из текущей ситуации на рынке AGV, комплектующих роботов, дронов и т. д. очевидно, что с появлением новых требований традиционные крупные производители логистического оборудования движутся медленно, и обязательно появится большое количество предпринимателей, осваивающих новые технологии. войти в интеллектуальную логистику. Это создаст огромные проблемы как для бывших гигантов логистического оборудования, так и для новых игроков.

Кроме того, отмечается появление отличных производителей оборудования в большем количестве подразделений. Как и в отрасли электронной коммерции, в отрасли логистического оборудования немало крупных компаний, обладающих комплексными технологиями, но многие из них являются лидерами в сегментах рынка, владеющими основными технологиями. Например, сегодняшние небольшие AGV используются не только для перемещения полок для доставки «товаров людям», но могут существовать компании-единороги AGV, которые предоставляют продукты с множеством функций, таких как клапаны, поперечные ремни, роботы-сборщики, распознавание изображений и направление XYZ.

Фокус компаний по производству логистического оборудования также будет сегментирован и вертикален. Сейчас, пока есть логистические проекты, независимо от отрасли, в конкурсе будут участвовать многие компании, занимающиеся логистическим оборудованием. В будущем, с расширением масштабов рынка и отсутствием существующих ресурсов у компаний, занимающихся логистическим оборудованием, основные направления деятельности каждой компании, занимающейся логистическим оборудованием, также будут профессионально разделены.

В контексте появления новых логистических технологий и тенденций DHL Trend Research является важным инструментом, отражающим прогресс в бизнесе и технологические тенденции в логистике [1]. Тенденции в логистике подразделяются на социальные, деловые и технологические, что позволяет компаниям получить ценную информацию о различных аспектах логистической отрасли.

В первую категорию, состоящую из тенденций старше пяти лет, входят такие тенденции, как Batch Size One, Grey Power Logistics, Servitization, Smart Containerization, Super Grid Logistics и Tube Logistics. К долгосрочным тенденциям относятся индивидуальные услуги, удовлетворение потребностей пожилых людей, интеллектуальные технологии и другие актуальные темы [2].

Существуют и другие новые тенденции, заслуживающие внимания. Развитие новой розничной торговли на начальной стадии приведет к появлению новых маркетинговых моделей и изменений в рыночной среде. Существует необходимость перестройки моделей внутренней и внешней логистики. Таким образом, в области логистики наиболее важным моментом является то, что новая розничная торговля будет способствовать модернизации промышленности и способствовать эволюции традиционной логистики цепочки поставок в цифровую цепочку поставок и сетчатую цепочку поставок.

Развитие новой розничной торговли может полностью изменить внешний вид и характеристики розничных компаний. По мере своего развития они также будут возглавлять реформу и развитие отрасли логистического оборудования. Кроме того, как и в случае с нынешней новой революцией в розничной торговле, отличные традиционные ритейлеры, которые устойчивы и устойчивы, имеют ресурсные преимущества для конкуренции, а мощные компании по производству логистического оборудования с солидными техническими возможностями также будут испытывать дефицит ресурсов на будущем пути.

Дальнейшее развитие технологических инноваций в логистике будет являться важным фактором для российских компаний, стремящихся к устойчивому и успешному развитию в современных динамичных рыночных условиях [5].

Исследователи [7] рассматривают связь между производительностью компании и улучшениями в области обратной логистики и подчеркивают, что эти инновации должны повышать рыночную эффективность бизнеса и минимизировать его внутренние расходы. Кроме того, внедряя новые услуги и повышая уровень удовлетворенности клиентов, эти инновации могут способствовать росту доходов. Эти исследования показывают, что стратегическая эффективность крупных организаций и инновации в логистике положительно взаимосвязаны. Следовательно, применение инновационной логистики способствует созданию конкурентных преимуществ.

По мнению других экспертов [8], предприятия могут получить конкурентное преимущество за счет использования инновационных логистических услуг. В качестве примера авторы приводят улучшение коммуникации с клиентами за счет использования технологии EDI и создание новых услуг для расширения клиентуры и повышения ценности текущих клиентов. Помимо повышения конкурентоспособности компании, инновации и применение передовых технологий могут снизить негативное воздействие на окружающую среду и способствовать повышению корпоративной социальной ответственности [9].

Таким образом, данные исследования подтверждают, что инновации в логистике могут способствовать развитию социальной ответственности бизнеса, а также экологической устойчивости и конкурентоспособности компаний.

Список литературы

  1. DHL Group: Logistics Trend Radar. www.dhl.com/innovation (2024) Дата обращения: 07.03 2024.
  2. The World Bank International LPI Data. https://lpi.worldbank.org (2024). Дата обращения: 06.03.2024.
  3. Артур Д. Мл.: Инновационное превосходство в логистике – создание ценности посредством инноваций // Результаты Европейской логистической ассоциации. – 2020. – URL: http://www.adlittle.com/en/search/node/innovation (Дата обращения: 09.03.2024).
  4. Бекмурзаев, И. Д. Цифровизация как основное направление инновационного развития логистики / И. Д. Бекмурзаев, С. А. Замчалов, Р. Х. Акчурин // Журнал прикладных исследований. – 2022. – № 6. – С. 6-12.
  5. Ваславская, И. Ю. Цифровизация как тенденция развития транспортно-логистических систем / И. Ю. Ваславская, И. А. Кошкина // Экономические науки. - 2022. - № 207. - С. 15-21
  6. Гавриленко А.А. Развитие инновации в логистике и их влияние на бизнес // Вестник науки, 2023. - №2. - С. 13-19.
  7. Карпова, Н. П. Логистические инновации: сущность, виды и способы финансирования / Н. П. Карпова, Т. Е. Евтодиева // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Т. 10, № 7. – С. 2063-2072.
  8. Самые инновационные компании мира. https://www.forbes.com/ innovativecompanies/list/tab:rank (2024) Дата обращения: 07.03.2024.
  9. Чечетко, Н. О. Роль логистики в современном мире / Н. О. Чечетко, С. В. Дерепаско // Тенденции и технологии управления процессами и системами в современной экономике: Материалы II Всероссийской конференции, Орёл, 30 марта 2023 года / Редколлегия: И.Р. Ляпина [и др.]. – Орёл: Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, 2023. – С. 481-485.
  10. Шимчук Р.А. Использование концептуальных положений стратегического управления и теории инноваций в логистике // Теория и практика современной науки. – 2021. – № 3 – C/ 21-29/.

Интересная статья? Поделись ей с другими: