УДК 33

Уровень доверия молодежи города Екатеринбурга СМИ

Бродникова Мария Сергеевна – cтудент факультета экономики и менеджмента Уральского института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Коробач Глеб Евгеньевич – cтудент факультета экономики и менеджмента Уральского института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: В статье рассматриваются анализ и оценка уровня доверия молодежи Екатеринбурга к современным средствам массовой информации. В качестве сбора данных было проведено анкетирование в форме опроса. В статье присутствует информация о современных источниках СМИ и взглядах молодежи на эту тему.

Ключевые слова: средства массовой информации, молодежь, источники СМИ, новости, интернет, телевидение, печатные СМИ.

СМИ является одним из механизмов управления массами, через призму контроля, цензуры и различных методов психологического воздействия. Начиная от неполной или некорректной информации, где искажен весь смысл новости, заканчивая выдуманными фактами, ссылками, источник вводит в заблуждение своих слушателей, либо читателей, в зависимости от формата СМИ. Таким образом, через какое-то время возможен практически полный контроль народной массой. Существует Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 13.06.2023) "О средствах массовой информации", который полностью регламентирует работу СМИ. Также, как методом повышения качества массовой информации существует большой выбор издательств СМИ, которые ведут так называемую конкуренцию. Но все равно, даже при таких условиях невозможно отрицать долю пропагандистских новостей.

К сожалению, в России совсем не большой процент людей с действительно сильным высшим образованием, не ради «корочки», то есть диплома, а ради образования, да и в принципе тех, кто знает, как проверить информацию на предмет достоверности и способен различать и находить необходимое для него. «Построение адекватного образа мира у подрастающего поколения имеет важное значение для их воспитания, для создания необходимых культурно значимых ориентиров.»[2]

В нашем исследовании рассматривается отношение к СМИ молодежью города Екатеринбург, то есть граждан в возрасте от 18 до 35 лет, проживающих в Екатеринбурге. «Студенческая молодежь выделяется как особая группа в молодежном сегменте со своими социальными, социально-профессиональными, социокультурными и социально-психологическими особенностями, групповым самосознанием.»[3] Получающие либо получившие образование, работающие, и, иные группы граждан. В данной группе граждан главным источником информации является Интернет, и мы хотим выяснить, как молодежь относится к СМИ в принципе, как относится к различным источникам и взаимодействия.

Цель статьи – выявление проблем в сфере восприятия СМИ молодежью и упадок доверия к новостям, которые транслируются в сегодняшних СМИ и разработка практических рекомендаций по их решению.

Данная тема является крайне популярной среди ученых. Изучению уровня доверия молодежи СМИ посвящены работы Т.А. Рассадиной, Д.В. Петросянца, И.В. Юшковой, Е.Г. Бачериковой, Е.В. Малковой, В.Ю. Литвинова, Т.Ю. Медведевой, Я.Ю. Очиевой, А.В. Пономаревой, Д.А. Ноздрюхина, И.С. Ефимова, Д.А. Ежова и др.

Анализ проблемы на основе эмпирических данных

В период с 1 августа по 30 августа 2023 года авторами статьи проведено социологическое исследование на тему «Изучение уровня доверия молодежи Екатеринбурга СМИ», в опросе приняло участие 164 человека.

На сегодняшний день СМИ является одним из основных источников массовой информации. В Российской федерации существует большое количество СМИ, представленных в интернете, на телевидении, в печатных изданиях, новостных сайтах и др. Чтобы разобраться в данной теме было решено провести социологический опрос.

На вопрос: «Вы интересуетесь какими-либо новостями, событиями, происходящими в мире, стране, вокруг Вас?» 70% опрошенных заявляют, что следят и интересуются новостями в окружающем их мире.

В вопросе: «Какой на Ваш взгляд источник массовой информации самый доступный?» абсолютным лидером (76%) стал интернет, далее 37,8% занимает телевидение, и все же маленький, но очень гордый процент урвали «бабушки у подъезда» (4,3%).

А на следующий вопрос: «На сколько Вы доверяете государственным источникам СМИ?» равное количество студентов (32%) доверяют государственным источникам СМИ всего на 50%.

На вопрос «На сколько Вы доверяете неофициальным источникам СМИ, например, паблики ВКонтакте, Телеграм?» большинство студентов (45%) ответили, что они в большей степени доверяют иным источникам СМИ.

При ответе на вопрос «К каким источникам СМИ вы предпочитаете обращаться?» более половины опрошенных ответили, что основным источником СМИ для них является интернет (67%). Отношение к телевидению как к источнику СМИ у участников опроса разделилось. Так большая часть участников относится к телевидению отрицательно (39%). Равные доли респондентов считают, телевидение положительным источником СМИ (27%) или же вовсе затруднились ответить на этот вопрос (29%). Из полученных данных можно сделать вывод о том, что современное телевидение политизировано, зависимо от государства и очень цензурировано. Если же рассмотреть данные по отношению к интернету как к источнику СМИ, то тут отмечается, что большая часть респондентов относится к интернету положительно (55%). Предоставив на выбор респондентам список источников, к которым они предпочитают обращаться при поиске новостей, равное количество человек отметили, что для них приоритетными источниками являются YouTube каналы и паблики ВКонтакте (46,9%).

Более половины респондентов (67%) ответила, что при выборе источника СМИ предпочитает обращаться к интернету и смотреть информацию там. Малая часть опрошенных (12% и 10%) отмечает, что приоритетными источниками информации является телевидение и печатные источники.

При ответе на вопрос «Каким Вы видите идеальные СМИ в РФ?» 55,5% опрошенных отметили, что идеальным условием работы СМИ является независимость, а доля респондентов, отметивших честность и важность информации равна, и составляет 51,8% в каждой категории.

Выводы, рекомендации по решению проблемы

Исходя из проведенного авторами статьи исследования, в форме тезисов можно сформировать следующие позиции:

  • В Екатеринбурге большинство молодежи действительно интересуются СМИ.
  • Самыми доступными источниками признаются Интернет и телевидение.
  • Мнение опрошенных по поводу доверия к государственным источникам СМИ разделились пополам.
  • В то же время, молодежь Екатеринбурга в большей половине доверяет неофициальным источникам СМИ.
  • После проверки результатов опроса, стало ясно, что молодежь Екатеринбурга считает, что идеальные СМИ в РФ должны быть независимыми, честными, без пропаганды и публиковать только важную информацию.
  • На сегодняшний день молодежь Екатеринбурга среди минусов отмечает отсутствие независимости, пропаганду, чрезмерную цензуру.

По окончании исследования удалось выяснить, что в жизни современной молодежи СМИ играет большую роль. Но выявленные недостатки СМИ, в том числе недостатки государственных СМИ, не позволяют молодежи в полной мере доверять масс медиа. Молодые люди не находят ни достоверных данных, ни необходимых им данных без чьей-либо субъективной оценки.

Рекомендации по поводу государственных СМИ могут дать только компетентные, уполномоченные на то органы, т.к. объективно, независимость СМИ находится только в установленных рамках, не более того. Действительную конкуренцию могут составить негосударственные СМИ. Основная аудитория государственных СМИ – взрослые и пожилые люди, рано или поздно их рейтинги популярности начнут падать, и вот тогда они начнут искать новые способы привлечь аудиторию. Наверное, это и будет переломным моментом, когда аудитория будет выставлять свои требования, а не зависеть от телеканалов.

Современная молодежь не испытывает оказываемого влияния со стороны СМИ, но очень сильно от них зависит. Оказываемое влияние, к большому сожалению, носит в большей степени негативную окраску. Государство пытается навязать свои принципы, которые в большей степени ориентированы на старшее поколение. В наше время СМИ утратили функцию формирования личности человека. Масс медиа все больше уходят в коммерцию, в бизнес и используют любые методы для привлечения аудитории.

Чтобы исправить ситуацию СМИ необходимо понимать, какую они информацию несут в массы и как они ее преподносят. Проблема государственных СМИ в отсутствии подхода к огромной аудитории молодежи, нету креативности, нету способов и методов привлечения молодежи, попросту, многим это не интересно, т.к. сейчас особенно сильно молодежь в преобладающем его количестве ценит свое время и чаще просто прочитать минутную новость, чем смотреть полностью 5-10 минутный репортаж.

Список литературы

  1. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 13.06.2023) "О средствах массовой информации" // СПС КонсультантПлюс.
  2. Литвинов В.Ю. Влияние СМИ на региональные образы России в общей картине мира молодежи // Национальный психологический журнал. 2020 год. С 158-168.
  3. Рассадина Т.А. Восприятие социальной рекламы студенческой молодежью // социально-гуманитарные знания 2016. С. 181-197.