УДК 659

Концепция создания новой туристической точки РФ на примере города Новый Уренгой

Романов Илья Алексеевич – студент Института маркетинга Государственного университета управления.

Аннотация. В статье рассматривается актуальность создания новых туристических регионов России в условиях сложившийся геополитической ситуации. В связи с современными реалиями существует потребность развития внутреннего туризма в стране, для достижения данной цели были разработаны национальные проекты, которые способствуют становлению и совершенствованию механизмов внутреннего туризма. Данная работа посвящена разработке концепции и развитию бренда региона при помощи теоретической базы территориального брендинга. За основу для создания проекта концепции нового туристического региона и его продвижения основан на городе Новый Уренгой.

Ключевые слова: территориальный брендинг, бренд территории, внутренний туризм, программа продвижения, развитие региона.

В условиях, сложившихся с туризмом для граждан РФ на фоне настоящей геополитической ситуации, актуальным курсом развития является внутренний туризм. Для развития такого курса правительство РФ разработало нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства» основная цель которого помочь сделать путешествия по России доступнее, безопаснее и комфортнее. А также предоставить туристам качественный сервис, а организаторам мест отдыха и туристических маршрутов — всестороннюю поддержку государства. В связи с развитием внутреннего туризма увеличился процент внутреннего туристического потока в России за 2023 года было совершено 134 955 161 поездок, что больше аналогичного периода 2022 года на 16,48% [8].

Сложившаяся ситуация в сфере туризма стала основой для написания данной статьи, посвящённой созданию концепции территориального брединга для города Новый Уренгой. Новый Уренгой является индустриальным центром Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области. Город не является областным центром, однако превосходит Салехард во многих показателях. По среднемесячной зарплате город занимает первое место в Российской Федерации [6]. 

Город построен в 1975 году в связи с освоением крупнейшего в мире Уренгойского месторождения, наименование которого и легло в название города. Для создания брендинга территории одними из важных индикаторов являются социально-экономические показатели и отраслевая структура региона [2].  Сегодня Новый Уренгой дает России около 60% природного газа в связи с чем город называют газовой столицей России. Экономику города определяют предприятия, непосредственно связанные с добычей газа, конденсата и нефти, которые входят в состав ПАО «Газпром». В городе достаточно низкий уровень безработицы равный 0,1% (48 безработных). Город располагает необходимой инфраструктурой для обеспечения высокого уровня жизни: 1 аэропорт, 1222 объекта розничной торговли, 204 предприятия общепита, 338 объектов бытового обслуживания, 657 жилых домов. Люди, проживающие в Новом Уренгое, имеют достаточно высокий уровень жизни и развитую городскую инфраструктуру [9]. 

Также не мало важным компонентом в городской жизни является спорт, несмотря на северное расположение Новый Уренгой является спортивным городом. За первое полугодие 2023 года проведено 481 спортивное мероприятие в городе и 257 выездных спортивных мероприятий, организованных администрацией города, количество участников в которых выросло на 9,9% по сравнению с 2022 годом. 437 жителей города повысили свое спортивное мастерство, 2652 спортсмена попали в сборные команды России, а Новоуренгойские спортсмены завоевали 1002 медали, заняв 1–3 место в общероссийском спортивном зачете по различным видам спорта [8]. Также нельзя не упомянуть жемчужину профессионального спорта в Новом Уренгое волейбольный клуб «Факел». Клуб выступает в элитном российском дивизионе на его счету бронзовая медаль чемпионата России 2019 года, бронзовая медаль клубного чемпионата мира 2018 года и золотая медаль кубка ЕКВ 2007. ДС «Звездный», в котором базируется команда, вмещает 3000 зрителей, а средняя заполняемость арены в дни матчей 2040 человек. Клуб имеет не только спортивное и репутационное значение для города, он также является его украшением и местом притяжения жителей [5]. Все вышеописанные данные дают понять, что Новый Уренгой является не только типичным индустриальным центром субъекта России, а также может стать привлекательной точкой на туристической карте РФ.

Для создания привлекательного образа города в глазах туристов следует прибегнуть к теории территориального брендинга. Многие специалисты расходятся во мнениях при интерпретации понятия брендинг территории, однако два критерия, описывающие термин, брендинг территории: имидж и идентичность города, края или другой территории. Имидж — это упрощенное обобщение большого числа ассоциаций и кусков информации, связанной с данным местом, в то время как идентичность — это то, как горожане понимают и воспринимают свой город и идентифицируют себя с ним. Таким образом, бренд города формируется на стыке городской идентичности и имиджа города. Внешние целевые аудитории (туристы, инвесторы и тд.) получают наиболее полное и точно представление о городе, когда их видение города совпадает с видением населения. Данное совпадение является обязательным условием для возникновения бренда. Бренд повествует о городе при помощи системы ярких и запоминающихся символов, сигналов и ассоциаций, которые наиболее подходящим образом передают конкурентные преимущества и уникальность города. В основу бренда города закладываются 3 основным компонента: идея, ценности и дизайн, которые формируют концепцию бренда территории [3].

Для данного города уже была разработана айдентика. Совместно с брендинговым агентством «Дикий Филин» администрация города представила айдентику, которая была принята жителями. Основная концепция - эмоциональный подход к коммуникации, транслирование, что Новый Уренгой это про: позитив, энергию, доброту, оптимизм, радость и лучистость. Идея была почерпана из мультиков, где север представал светлым и добрым и закреплял это образ в сознании. Ключевой девиз «СЕВЕР УЛЫБАЕТСЯ».

Проект, запущенный администрацией и разработанный агентством «Дикий Филин», создал общую концепцию айдентики города, а также определил какие инструменты стоит использовать, чтобы показать идентичность города и его уникальность. Данная айдентика подходит городу и позволяет уйти от «сурового севера» к более приятному и доброжелательному образу города [7].

На ранее проанализированных данных и разработанной айдентики было сформировано авторское видение территории, которое послужило базой для создания концепции бренда города Новый Уренгой. Основное преимущество города – любовь к спорту, местные спортсмены часто занимаю призовые места на всероссийских соревнованиях. На основе этого знания и будет строиться концепция бренда города. Была разработана следующая концепция - Новый Уренгой станет лидирующим спортивным центром севера России, в этом ему поможет идентичность, которая принята жителями – активный и спортивный город, население которого активно занимается спортом, выигрывает всероссийские турниры, а также является активными болельщиками профессиональных спортсменов, выступающих за Ямал. В связи с этим: Новый Уренгой - место, где любят спорт и различные спортивные активности, где можно покататься на снегоходах, хаски, сноубордах по тундре, посмотреть профессиональный соревнования по волейболу, лыжам и другим традиционным видам спорта. Спортивный северный центр, который отличается своей природой от обыденных для данных занятий мест, где приполярные просторы и тундра являются не преградой, а площадкой для спортсменов и помогают получать максимальное удовольствие от занятий любимым делом. Таким образов, Новый Уренгой станет крупным центром притяжения спортсменов, активных туристов и спортивных инвесторов и мероприятий. 

Ниже представлен логотип концепции бренда Новый Уренгой «Центральный стадион Приполярья». Основа логотипа – волейбольный мяч, относящийся к профессиональному спорту на Ямале: класическому, снежному и пляжному волейболу, а также лыжи в снегу, которые символизируют зимние и более экстремальные виды спорта, которыми можно заниматься в Ямальской тундре. На мяче изображена полярная сова – главный символ Нового Уренгоя, она показывает, что город – центральное место притяжения для любителей спорта. Цветовая гамма также позаимствована с официальной геральдики города. Данный подбор цветов характеризует Новый Уренгой в 2-х компонентах, первый – природа и ее особенности, близость к полярному кругу делает природу города необычной для обывателя, второй – качественные характеристики присущие любителям спорта, как спортсменам, так и болельщикам. Шрифт, также указывает на особенности города, TT Firs Neue, благодаря угловатой геометрии, имеет «северный» характер и вызывает ассоциации (рис. 1).

r1

Рисунок 1. Логотип концепции бренда города Новый Уренгой

Таким образом, при разработке концепции для бренда города Новый Уренгой было разработано позиционирование - «Спортивный северный центр». Данная концепция позволит городу использовать свои сильные стороны и главное конкурентное преимущество для привлечения туристов и инвесторов в спортивной сфере. Для продвижения данного проекта могут быть использованы следующие инструменты: наружная реклама, которая будет размещаться в крупных городах РФ (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург, Краснодар). Предполагается размешать наружную рекламу на цифровых носителях, что позволит показывать динамичные фотографии, которые символизируют скорость и адреналин, которые дарит спорт.

Следующий блок рекламных активностей – digital форматы, одним из основных направлений которых станет инфлюенс-маркетинг, так как на сегодняшний день такой вид коммуникации является одним из ключевых инструментов интерактивного маркетинга [1]. Данный вид рекламы будет проводиться в формате коллабораций с популярными спортивными и лайф стайл блогерами (Алексей Соболев, Евгения Медведева, Никита Нагорный). Блогеры в разных соцсетях будут рассказывать о Новом Уренгое.

 Следующий онлайн инструмент – контекстно-медийная реклама в РСЯ и ВК, настройка будет производиться по интересам и запросам целевых групп, география рекламы: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург, Краснодар. Еще один digital инструмент – лендинг, он необходим для знакомства целевой аудитории с брендом территории. Все рекламные активности будут вести потенциального потребителя на лендинг, где он сможет увидеть основное УТП города и ознакомится со всей необходимой информацией.

Также следует использовать традиционный вид рекламы: рекламные ролики на телевидение. Следует использовать федеральный спортивный кластер каналов МАТЧ, так как на нем легче искать и находить представителей целевой аудитории. Реклама на телевидение рекомендуется в формате 30 секундных роликов в рекламных блоках, показывающих основное сообщение целевым группам, для увеличения охвата и оптимизации бюджета.

Также важным имиджевым и информационным событием РК станет «Всероссийский фестиваль зимних экстремальных видов спорта», который пройдет в Новом Уренгое. Формат мероприятие – мастер классы опытных спортсменов и воркшопы по занятию экстремальными зимними видами спорта на территории фестиваля. Данное мероприятие станет показательным и сможет продемонстрировать аудитории, как Новый Уренгой способен принимать большое количество туристов, которые приезжают в город с целью занятия спортом.

Таким образом, была разработана концепция для продвижения новой туристической точки на карте РФ. Новый Уренгой приобрел перспективную концепцию, уникальный логотип, план программы продвижения. Данный опыт также возможно перенести на создание территориальных брендов других регионов.

Список литературы

  1. Аржанова, К.А. Инфлюенсер-маркетинг: современные тенденции и перспективы / К.А. Аржанова, Г.В. Довжик, В.Н. Довжик // Вестник университета. – 2022. – № 9. – С. 65-71. – DOI 10.26425/1816-4277-2022-9-65-71. – EDN KZYVNP.
  2. Васильева, О.А. Развитие территориального бренда на примере Самарской области / О.А. Васильева // Перспективы науки. – 2016. – № 8(83). – С. 25-28.
  3. Визгалов Д. Брендинг города / Визгалов Д. — 1-е изд. — Москва: Институт экономики города, 2011–81 c.
  4. Домашняя арена / [Электронный ресурс] // fakelvolley.ru: [сайт]. — URL: https://fakelvolley.ru/club/home-arena/ (дата обращения: 29.09.2023).
  5. Новый Уренгой лидирует в рейтинге городов по уровню зарплат / [Электронный ресурс] // ria.ru: [сайт]. — URL: https://ria.ru/20220926/zarplaty-1819400665.html (дата обращения: 20.09.2023).
  6. НОВЫЙ УРЕНГОЙ / [Электронный ресурс] // difff.ru: [сайт]. — URL: https://www.difff.ru/works/noviy-urengoi-style (дата обращения: 10.10.2023).
  7. Росстат оценил внутренний туризм за 9 месяцев 2023 года /  [Электронный ресурс] // atorus.ru : [сайт]. — URL: https://www.atorus.ru/node/54569?ysclid=lsukcvez9s459405124 (дата обращения: 20.02.2024).
  8. Социально-экономическое развитие / [Электронный ресурс] // nur.yanao.ru: [сайт]. — URL: https://nur.yanao.ru/activity/7102/?ysclid=lm9595sudg107666671 (дата обращения: 18.09.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: