УДК 33

Реклама в комиксах в середине ХХ века

Научный руководитель Акулинин Виктор Николаевич – кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры интегрированных коммуникаций и рекламы Российского государственного гуманитарного университета.

Рытвинский Леонид Николаевич – студент факультета рекламы и связи с общественностью Российского государственного гуманитарного университета.

Аннотация: Реклама в комиксах является важным этапом в истории американской рекламы. Методы, которые применялись в её создании, позволяют прочувствовать общий подход, принципы и акценты специалистов той эпохи. Вычурность образов и любопытные попытки манипуляции, в наше время получившие несколько другой вид, до сих пор легко завладевают любопытством и вниманием читателя. Данные точно методы заслуживают профессионального рассмотрения и некоторый научный интерес.

В статье рассматриваются примеры рекламы тех лет, характерные черты конкретных работ и особенности её имплементации, а также отношения к реальному товару.

Ключевые слова: комиксы, реклама в комиксах, реклама 20 века, американская реклама, яркие образы, история.

1. Реклама в комиксах
1.1 Как работала реклама в комиксах

Комиксы - явление, безусловно, в большей своей части массовое и на массы рассчитанное. Яркие простые образы легко считываются и впечатываются в память с очень большой эффективностью. Начавшись как сюжетный, повествовательный вид карикатур, они перешли уже в отдельные незамысловатые истории, позже выработав к ним достаточно подходящих главных персонажей - цветастых героев. Суть простого запоминающегося образа накладывается на модель для подражания, на своеобразный идеал, как физиологический, так и поведенческий. Идеальный, непоколебимый поборник добра, справедливости и всего самого хорошего, против всего самого однозначно плохого. Со временем, конечно, формула и действующие лица усложнялись — иногда даже появлялась некоторая неоднозначность, центральная мысль при этом всегда оставалась та же. Разумеется жанров, сюжетов, комплексных, глубоких историй было и всё ещё есть в достатке (со временем их процент становится больше), однако именно конкретные представители данного медиа заполняют и закрывают собой все его оставшиеся примеры. Естественно, это не просто так и, естественно, это можно использовать и использовали, для рекламы в том числе. Каким же образом? На удивление, довольно разным. Начну, наверное, с наименее достойных примеров. С простых обманок. В журнал ярких цветных картинок с нелепыми интересными сюжетами вставляется ряд других ярких цветных картинок, предлагающих что-то нелепое и интересное. Надо сказать, почти идеальные условия. Обман был в гигантских количествах и в разной степени странности и интересности. Например, те же, абсолютно банальные, рентгеновские очки, якобы позволяющие видеть смотреть сквозь одежду или стены, встречались в настолько разнообразных формах и в настолько необъятных количествах, что уже неловко становится. Небольшой прямоугольник или квадратик, с, немного карикатурным и очень радостным, мужчиной в специальных очках, от которых исходят загадочные волны, были стандартным атрибутом большинства комиксных рекламных стен. Ведь, если твои любимые герои пользуются крутыми необычными гаджетами, легко преодолевающими человеческие возможности, значит, конечно же, так можешь и ты. На одном таком настроение можно было скупить многое, ведь это многое было дешёвым. Комиксы печатались на недорогой бумаге и массово закупались (для ребенка или себя) в основном представителями обычного рабочего класса. Не самого умного, не самого притязательного и не самого богатого, но какие-то средства имеющего. Производители осознавали это очень четко и давали нужный обман, в нужном месте и на нужного потребителя. Доходило от шпионской ручки, позволяющий проникать сквозь стены и, на деле, представляющей из себя просто ручку со сверлом на оборотной стороне, до просто окрашенных в зелёный цвет обычных камней, изображающих тот самый редкий изотоп, способный убить супермена. Ну а как вы это проверите, если супергероя нет под рукой? Спрос и интерес то при этом всё равно были, причем немалые. Комиксная среда была для обманок крайне плодородной и работающей почвой, приносящей хорошие продажи, но низкие, одноразовые аферы, это не тот пример, на котором следует учиться, тем более, в век доступной информации. Главная мысль, которую из этого можно вынести, это если приукрасить товар определенным, сочетающимся с продуктом, в котором его реклама размещается, образом, то это сработает и не вызовет непонимания и недоверия, тем более у названной выше аудитории. О влиятельности и окупаемости такой (и не только такой) рекламы в комиксах говорят, непосредственно, прайс-листы на эту рекламу. Из сохранившихся и дошедших до нас сегодня таких, предназначенных для рекламодателей, расценок видно, что одна страница рекламы могла стоить, если переводить на современный курс, около 50,000$.

1.2 Реклама для детей

Не стоит забывать и про существенную часть читателей, многие из которых, правда читать не умели, а именно - детей. Детская аудитория представляет из себя нечто настолько мечтательное и наивное, настолько готовое поверить, даже в выдуманные истории про супергероев, что продать им (а точнее их родителям, через просьбы ребенка) можно было практически что угодно. Взять, например, сборную полноценную атомную подводную лодку(это не шутка). Маленький мальчик видит картинку, где изображение детей поместили внутрь фотографии подводной лодки, и подписано это всё, как "настоящая подводная лодка у тебя на заднем дворе". Маленький мальчик, тут же, без капли сомнения, представляет, как на лужайке позади его дома стоит, в ожидании своего часа, целая боевая машина. Тут же и поступает запрос родителям, причем запрос, скорее всего, очень проникновенный и отказов не принимающий, ведь он единственное, что отделяет молодого капитана от своего судна. Аргументы сына и не слишком дорогой товар в конце концов получают отцовское или материнское принятие, после чего от них поступает и оплачивается заказ. По приезде же посылки выясняются следующие обстоятельства: лодка состоит из картона, к атомам имеет отношение только тем, что из них состоит, а ещё она может стоять на заднем дворе лишь ограниченное количество времени. Почему? Сломается и развалится от первого же дождя, ведь главная её слабость - вода. Другой пример (тоже на водную тематику), ставший среди многих американцев нарицательным. Зритель видел изображение невероятного подводного замка, перед которым стоят удивительные похожие на рыб гуманоиды, выстроившиеся всей семьёй: милые такие муж, жена, сын, дочь. Подписано это всё, как "морские обезьяны, незамедлительное семейство домашних животных у тебя в аквариуме". Какого ребенка не будет заинтригован возможность построить собственную аквариумную разумную цивилизацию? Или хотя бы просто взглянуть на подобных загадочных существ. Реклама не обманывала, тебе действительно присылали настоящих живых существ. Только выглядели они как очень маленькие полупрозрачные многоножки с хвостиками, напоминая больше что-то членистоногое, чем рыбное. Это были артемии — мелководные представители ракообразных. Жили они не очень долго, а о какой-либо особой разумности речи, понятное дело, не шло. Морские обезьяны - один из самых ярких и часто упоминаемых примеров своеобразной рекламы в комиксах тех лет. Что нам показывают эти две истории? Способ того, как можно было продать что-то столь неприметное и посредственное миллионам американских детей. Нужно всего лишь было использовать их детские мечты, наивность и воображение. Именно они, с правильной подачи, и продавали товар. Обман не требовался, лишь только значительные преувеличение и приукрашивание. Ты берешь комиксы, которые оживляются и рассказывают удивительные истории с помощью читательского воображение, после чего помещаешь туда искаженную по отношению к конечному продукту рекламу, работающую по той же схеме. Невероятная совместимость. Есть ещё несколько видов рекламы в комиксах. Гораздо более продуманных и примечательных сами по себе. К таким можно отнести целые, например талантливо расписанные развороты, рекламирующие набор с пластиковыми солдатиками. Такая работа завораживает и притягивает, являясь чем-то самостоятельным, приметным и вне рекламируемого продукта. Если к этому ещё и правильно подобран комикс для размещения, возможно, соответствующий размаху, тематике или настроению, то на свет является невероятный симбиоз, мало того, что продающий товар, так ещё и рождающий нечто новое и интересное, дополняющее сам журнал. Помимо разворотов или картин на всю страницу были и комиксы внутри комикса. Этот прием, конечно, использовался и для обычных перечисленных выше реклам, но нельзя сказать, что использовался полноценно. Достойным внимание стали полноценные мини сюжеты с самими героями комикса, как-либо взаимодействующих с рекламируемым товаром. Например, в одном из таких, Человек-паук прибывает в крайне расстроенном состояние, ведь злодейка с похожими способностями, в порыве ревности и неразделённой любви к герою, взяла и замотала паутиной городскую гавань. Протагонист, однако, делает невероятно хитрый ход. Он предлагает даме вместо своей любви рекламируемые мини комиксом пирожные. Естественно, это завоёвывает сердце женщины, и она соглашается исправить совершенные ей пакости, после чего её забирает полиция. Возмущению преступницы нет предела, ведь полиция при задержании ещё и сладость конфискует, пока Человек-паук улетает довольный, а прямо под ними детальное изображение пачки таких пирожных с рекламным слоганом рядом. И всё это в одноименном комиксе про персонажа. Прекрасный комичный сюжет, за который, благодаря знакомому герою и общему качеству выполненной работы, не отстающей от хорошего уровня изобразительности самого комикса, неизбежно цепляется глаз. Такое просто невозможно не прочитать или пропустить, особенно если ты неустанно следишь за паучьими приключениями. Создаётся целая небольшая история, маленькое приключение и такая реклама становится чем-то безоговорочно интересным и полноценным. У потребителя, обратившимся к комиксам за сюжетом про Человека-паука, в сознании остаются ещё и конкретные сладости, ведь они тоже были частью одного из сюжетов. Трудно представить рекламу более эффективную в таком контексте. Встраиваясь в череду историй, в жизнь персонажей, порой в очень бытовых примерах, данные рекламы оставляли положительные эмоции, не высмеивались, включали определенную долю изобретательности и уж тем более не грешили обманчивой или блеклой подачей товара. Их не хочется пролистывать, хотя бы потому что можешь пропустить очередное появление любимого героя. Они запоминаются. К данному виду прибегали не так часто, ведь необходимо задействовать хороших художников и сценаристов, но отдача того стоила. Именно подобные рекламы стоит рассматривать и изучать внимательнее остальных, так как они являются золотыми примерами качественной работы.

Список литературы

  1. Понимание комикса // Academia URL: https://www.academia.edu/39224115/Understanding_Comics_The_Invisible_Art_Scott_McCloud.
  2. Статья с разбором старой рекламы в комиксах // Screenrant URL: https://screenrant.com/old-comic-book-ads-weirdest/
  3. Статья об особенностях комикс-рекламы // Spiceworks URL: https://www.spiceworks.com/marketing/content-marketing/guest-article/comic-storytelling-the-secret-sauce-to-your-marketing-campaigns/
  4. Заметка о картонной субмарине // Wired URL: https://www.wired.com/2007/06/the-real-698-po/
  5. Заметка о морских обезьянах // Living in the past URL: https://livinginthepast.substack.com/p/sea-monkeys-were-not-as-advertised
  6. Заметка об одном из примеро комикс-рекламы // Comicvine URL: https://comicvine.gamespot.com/profile/cbishop/lists/captain-america-and-the-red-skull-hostess-ads-37/47364/