УДК 331.1

Система оценки профессиональной деятельности государственных служащих: современные подходы

Мевлюдов Георгий Рустэмович – магистрант Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: В статье рассматриваются современные подходы системы оценки профессиональной деятельности государственных служащих. Цель статьи связана с необходимостью внедрения технологий в работу служащих. Для достижения цели решаются задачи по воздействию современных технологий оценки на деятельность государственных служащих. В статье используются аналитические и дедуктивные методы, которые позволяют детально проработать проблематику вопроса, рассматриваемого в настоящей статье. В результате система оценки становится основным инструментом кадровой работы в государственных организациях, направленным на усовершенствование деятельности государственного сектора в целом.

Ключевые слова: система оценки, комплексная оценка, профессиональная деятельность, государственные служащие, современные технологии.

В современных условиях оценка эффективности работы государственного аппарата и органов местного самоуправления основывается на комплексной системе контроля, которая учитывает несколько ключевых аспектов. Эти аспекты включают в себя анализ финансовой деятельности, взаимоотношения с потребителями муниципальных услуг, управление внутренними административными процессами и развитие кадрового потенциала муниципальных служащих.

В настоящее время одна из основных задач государственной политики в Российской Федерации - создание и реализация эффективных механизмов привлечения квалифицированных специалистов в государственную гражданскую службу[1]. Это позволяет повысить эффективность гражданской службы и результативность профессиональной деятельности государственных служащих. Одним из ключевых направлений в совершенствовании кадровой политики является формирование состава гражданской службы.

Система комплексной оценки профессиональной служебной деятельности гражданского служащего представляет собой совокупность методов и процедур, направленных на получение всесторонней оценки профессиональной деятельности. Этот процесс включает в себя несколько ключевых аспектов[2]. В первую очередь, осуществляется оценка уровня подготовки и опыта кандидата. Это включает в себя проверку соответствия специальности и стажа работы требованиям должности, а также анализ профессиональных знаний и навыков. После этого проводится оценка профессиональных качеств кандидата, включая лидерство, коммуникативные навыки и управленческие способности. Оценивается эффективность и результативность профессиональной деятельности, включая достижения, выполнение задач и уровень удовлетворенности клиентов или общественное мнение.

Эта система позволяет получить не только объективную оценку профессиональной деятельности гражданского служащего, но и выявить области для дальнейшего улучшения и развития[3]. Она обеспечивает более полное представление о профессиональных качествах и достижениях служащего, что важно как для самого гражданского служащего, так и для организации в целом.

При рассмотрении правовых аспектов данной проблематики важно обратить внимание на Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Согласно статье 37 этого закона профессиональная деятельность гражданских служащих определяется должностным регламентом, утверждаемым нанимателем. Этот регламент является частью административного регламента государственного органа и включает показатели эффективности и результативности работы гражданского служащего. Однако возникает проблема с размытостью и неконкретностью этих показателей[4].

В Федеральном законе от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» касательно данной проблематики говорится организации работы с кадровым резервом и его эффективном использовании (статья 28), а также о порядке оплаты труда. Однако, подробного обсуждения эффективности и результативности профессиональной деятельности муниципальных служащих в законе нет. Однако, не упоминается система оценки эффективности работы муниципальных служащих.

Для измерения эффективности государственного и муниципального управления необходимо разработать систему оценки на уровне каждого отдельного государственного или муниципального служащего. Это поможет не только повысить прозрачность и ответственность в работе государственных органов, но и повысить качество предоставляемых услуг для граждан[5].

В настоящее время процесс оценки эффективности государственных служащих страдает от недостаточной объективности и непрозрачности. Используемые методы, включая аттестацию, зачастую ограничены формальным подходом. Это создает ситуацию, когда фактический вклад чиновников не всегда отражается в их оценке[6]. Более того, даже при низких оценках, это редко влияет на их заработную плату, что уменьшает мотивацию госслужащих для улучшения своей производительности.

Одной из проблем разработки объективной системы оценки эффективности государственных служащих является специфика их работы. Измерить деятельность государственных служащих в чисто количественных показателях представляется сложной задачей. Даже в самом определении государственной службы указывается, что их основная задача - обеспечить исполнение полномочий государственных органов и должностных лиц[7]. Следовательно, основной целью государственной службы является эффективное осуществление полномочий, а не простое выполнение задач.

Для разработки более справедливой системы оценки необходимо учитывать разнообразные должностные уровни и специфику работы государственных служащих. Показатели эффективности должны быть настроены индивидуально под каждую должность, учитывая ее функции. Кроме того, для руководящих должностей, имеющих публичный характер, оценка эффективности должна включать общественное мнение. Это можно достичь с помощью системы KPI, отражающей отношение граждан к работе конкретного руководителя в государственной службе[8]. Такой подход поможет создать более сбалансированную и справедливую систему оценки эффективности государственных служащих.

Оценка эффективности работы руководителей и специалистов в органах государственной власти напрямую зависит от различных показателей. В то время как показатели эффективности высших руководителей чаще всего отражают успехи органа в целом, оценка специалистов связана скорее с работой структурных подразделений.

Оценка эффективности государственных служащих должна отражать цели и приоритеты социально-экономического развития[9]. Показатели оценки должны быть тесно связаны с результативностью государственных органов. Ключевые показатели эффективности играют роль контрольных точек в процессе достижения поставленных целей. Они способствуют координации действий сотрудников и органов, а также быстрому реагированию на отклонения. Важно, чтобы оценка работы государственных служащих включала участие институтов гражданского общества, таких как общественные советы[10]. Хотя такие органы уже существуют при федеральных и региональных органах власти, важно, чтобы они формировались независимо от руководства и не подвергались влиянию со стороны государственных органов.

Таким образом, оценка эффективности государственных служащих представляет собой сложную задачу, которая имеет важное значение как для результативности государственного аппарата, так и для развития общества в целом.

Список литературы

  1. Борщевский, Г.А. Повышение качества государственных услуг как приоритет реформирования / Г.А. Борщевский // Государственная служба. 2018. № 6 (116). Т. 20. С. 29.
  2. Булах, И.В. Цифровые технологии в управлении государственной службой и системой аттестации / И.В. Булах, А.И. Ковшова // Сборник научных работ серии «Государственное управление». 2022. № 25. С. 86.
  3. Еремизина, М. И. Совершенствование процедур комплексной оценки профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих архивов Республики Крым / М. И. Еремизина, М. В. Филатова // Молодой ученый. 2023. № 5 (452). С. 168. 
  4. Крижевская, Т. М. Оценка профессиональной деятельности государственной гражданской службы в современных условиях / Т. М. Крижевская, И. А. Сафонова // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 6 (40). С. 9.
  5. Кротова, М.А. Применение цифровых технологий в оценке труда государственных служащих / М.А. Кротова, Т.И. Козюбро, А.О. Алимова // Вестник Академии знаний. 2021. № 47 (6). С. 225.
  6. Дресвянникова, О.Г. Проблемы кадрового обеспечения в органах государственного управления и в условиях цифровизации / О.Г. Дресвянникова, Ю.С. Крачун, Н.С. Сторожева // Академическая публицистика. 2022. № 1-2. С. 284.
  7. Миронова, М.С. Методы оценки государственных гражданских служащих / М.С. Миронова // Современная экономика: проблемы, пути решения, перспективы. Сборник научных трудов IX Международной научно-практической конференции. Кинель, 2022. С. 148.
  8. Овчинников, С.С. Оценка цифровой грамотности государственных служащих / С.С. Овчинников // Политика и общество. 2022. № 4. С. 47.
  9. Панченкова, Е.А. Совершенствование системы комплексной оценки государственных и муниципальных служащих / Е.А. Панченкова, Е.П. Солодова // Международная молодежная научная конференция «XV Королевские чтения», посвященная 100-летию со дня рождения Д. И. Козлова. Тезисы докладов. Самара, 2019. С. 711.
  10. Веролайнен, С. И. Цифровизация комплексной оценки профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих / С. И. Веролайнен, Н. А. Талько // Актуальные аспекты развития науки и общества в эпоху цифровой трансформации. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Москва, 2022. С. 213.