УДК 33

Разработка стратегии рекламного продвижения территориального бренда Оренбурга

Козловская Юлия Андреевна – студент Государственного университета управления.

Аннотация: Статья анализирует экономическое и социально-культурное положение города Оренбурга, выделяет проблемы оттока населения и экологических загрязнений, и предлагает идею создания уникального глэмпинга на территории степей. Через применение территориального брендинга автор предлагает привлечь инвестиции, повысить уровень жизни и привлечь туристов, решая при этом актуальные проблемы города. Продуманный план рекламной кампании включает различные медийные платформы, оффлайн мероприятия и сотрудничество с бизнес-сообществом для эффективного продвижения и реализации проекта.

Ключевые слова: территориальный брендинг, глэмпинг, город Оренбург, туризм, рекламная кампания, медийные платформы, социально-культурное развитие, брендинг городов.

В современном мире становится все труднее завладеть вниманием человека, перенасыщенный информационный поток вынуждает компании и организации использовать совокупность множества методов, чтобы выделиться на фоне остальных. Каждый аспект жизни современного человека подвержен жесткой конкуренции и выбор места жительства или направления для путешествия не исключение. Один из главных инструментов позволяющих привлечь жителей, инвестиции и бизнес сообщество является территориальный брендинг. В связи с этим появляется все больше федеральных программ по развитию территорий, например государственная программа “Развитие туризма”. Главный ресурс таких проектов люди, чем больше людей обратит внимание, посетит или переедет в тот или иной город, тем больше инвестиций, рабочей силы и перспектив появляется в распоряжении. Что положительно влияет на уровень жизни города в целом. Таким образом, в данной статье будет проанализировано текущее экономическое и социально-культурное положение города Оренбург и предложена идея для развития территориального бренда с учетов выделенных проблем.

Оренбург является административным центром Оренбургской области и наиболее крупным городом Южного Урала. Совместно с 10 сельскими населенными пунктами он образует отдельное муниципальное образование с наименованием "город Оренбург".[3] Что касается динамики населения Оренбурга, с 2011 года оно увеличивалось примерно на 2 тысячи человек ежегодно. В 2020 году был достигнут пик населения, составивший 572 188 человек. Однако с тех пор наблюдается снижение численности населения. На момент 1 января 2023 года население Оренбурга составляло 552 тысячи человек. За три последних года Оренбург не повышал свое место в рейтинге городов России выше 66 позиции.[2] Город преследует множество проблем, которые влияют на качество жизни людей.

Проблемы с экологией в Оренбурге можно разделить на несколько основных категорий: загрязнение воздуха, почвы и негативное воздействие на здоровье жителей.[5] Загрязнение воздуха обусловлено выбросами веществ от заводов, при этом региональные власти ограничены в возможности влиять на деятельность крупных монополистов, таких как "Газпром" и "Роснефть". Загрязнение почвы, в основном, является проблемой для западной части области, где региональные власти могут более эффективно контролировать компании, занимающиеся утилизацией отходов нефтешламового производства. Экологические проблемы в Оренбурге сказываются на здоровье жителей, приводя к высокому уровню раковых и сердечно-сосудистых заболеваний. Также важной причиной оттока населения является снижение зарплат в регионе.[6] Необходимо уделять внимание не только развитию промышленности, но и обеспечению справедливой оплаты труда, чтобы преодолеть текущие экономические вызовы и обеспечить устойчивое будущее города Оренбурга.

Таким образом, город Оренбург имеет две проблемы постепенный отток населения и ряд экологических загрязнений, которые можно решить или значительно на них повлиять с помощью территориального брендинга. Это позволит привлечь дополнительные инвестиции, которые можно направить на улучшение экологической ситуации, а также туристов, которым будет интересен необычный опыт путешествия.

Основным инструментом для работы с выделенными проблемами является территориальный брендинг. Он представляет собой способ создания и продвижения уникального стиля и образа города для стимулирования развития городов.[1]

В рамках этой тенденции, автором была предложена идея создания комфортного кемпинга, или глэмпинга на территории Оренбургских степей. Глэмпинг представляет собой эволюцию традиционного кемпинга, где элементы роскоши и стиля внедряются в опыт проживания на открытом воздухе. В отличие от привычных палатки и костра, глэмпинг предлагает уникальное жилье с комфортабельной мебелью. Возможность наслаждаться природой без потери комфорта – вот главный фактор, делающий глэмпинг столь привлекательным.

Что касается истории Оренбургских степей с глу­бо­кой древ­но­с­ти они осво­е­ны и об­жи­ты че­ло­ве­ком, здесь фор­ми­ро­ва­лись и ве­ка­ми су­ще­ст­во­ва­ли хо­зяй­ст­вен­ные ук­ла­ды и са­мо­быт­ные куль­ту­ры раз­лич­ных на­ро­дов. В 20 веке Оренбургский край практически лишился степей из-за хозяйственного освоения. Благодаря созданию заповедных зон и сокращению деятельности человека, в оренбургской степи начались уникальные процессы самовосстановления и самообновления, которые наблюдаются по сей день.

В рамках продвижения данной идеи был составлен комплекс задач, которые позволят эффективно представить концепцию жителям, туристам и бизнес партнерам. Концепция рекламной кампании будет заключаться в проведении масштабного конкурса. Конкурс заключается в наборе первых клиентов для бесплатного проживания. Таким образом глэмпинг получит первых клиентов, которых бывает так сложно набрать, и первые отзывы. Параллельно с организацией отдыха, команда по продвижению будет освещать событие в медиа каналах. Это позволит распространить информацию о глэмпинге на более широкую аудиторию.

Автором был разработан концепт дизайна для территориального бренда города. Он включает в себя логотип на котором изображено очертание дерева с кроной, представляющей карту города Оренбурга. (Рисунок 1)

Рисунок2

Рисунок 1. Логотип.

Это является символом объединения природной красоты степей с локацией города, то есть логотип будет всегда напоминать жителям о том, что их край обладает такой важной с природной точки зрения локацией, которая присуща только ему.

Первое, что будет сделано, запуск социальных сетей и размещение баннеров наружной рекламы по всему городу. Баннеры будут на остановках в количестве 60 штук и в парках города в количестве 100 штук. На баннерах с информацией будет размещен QR-код для перехода на лендинг проекта. Главная цель данного этапа увеличить количество подписчиков до 2400 и наращивать взаимодействие с контентом.

Параллельно с этим, будет проходить развитие канала в телеграмме и на YouTube. Первое видео на YouTube канале будет посвящено полному обзору глэмпинга, второе видео будет о запуске конкурса и полном описании условий. В это время произойдет запуск сюжетов на телевидении и публикация новостей в блогах Оренбурга и других городов, для того, чтобы привлечь внимание аудитории и ознакомить ее с данным видом отдыха и конкурсом. Лендинг послужит основным местом направления всех потоков аудитории, так как на лендинге будет собрана вся информация о глэмпинг комплексе, а также форма для бронирования своего “вагончика”.

Для организации взаимодействия с сегментом бизнес-сообщества будет организовано оффлайн мероприятие - деловой форум, на нем компании и представители от территориального бренда будут обсуждать вопросы сотрудничества и партнерства. Для приглашения на деловой форум будет использоваться email-маркетинг, а также на лендинге будет отдельный раздел для партнеров с формой для отправки заявки на участие в форуме. Рассылка будет производиться для компаний преимущественно связанных со сферой отдыха, развлечений и услуг по организации праздников.

 Таким образом, предложенный метод организации рекламной кампании эффективен, так как он привлекает внимание, стимулирует участие, демонстрирует преимущества глэмпинга и использует медиа каналы для распространения информации. В дальнейшем программа территориального брендинга может пополняться новыми проектами и расширять свое действие на другие сферы жизни города. Работа с туризмом позволит сделать первый шаг к формированию устойчивого образа города в глазах местных жителей и туристов и постепенно улучшать качество жизни.

Список литературы

  1. Креативные проекты формирования и продвижения территориальных брендов областей РФ / К. А. Аржанова, О. А. Васильева, Г. В. Довжик, В. Н. Довжик. – Москва : ОнтоПр, 2022. – 226 с. – ISBN 978-5-00121-464-9. – EDN IORRVG.
  2. Население Оренбурга:численность, плотность, состав / [Электронный ресурс] // Статистика и показатели: [сайт]. — URL: https://rosinfostat.ru/naselenie-orenburga/ (дата обращения: 21.02.2024).
  3. О городе / [Электронный ресурс] //Официальный портал города Оренбург: [сайт]. — URL: https://orenburg.ru/district/ (дата обращения: 21.02.2024).
  4. Практический опыт формирования территориального бренда / Г. В. Довжик, О. А. Васильева, К. А. Аржанова, В. Н. Довжик. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Русайнс", 2022. – 280 с. – ISBN 978-5-466-01808-0. – EDN ZNGMHA
  5. Современные эколого-географические и социально-экономические проблемы регионов степной зоны России // Вопросы степеведения. 2006. / Тишков А. А., Титова С. В. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-ekologo-geograficheskie-i-sotsialno-ekonomicheskie-problemy-regionov-stepnoy-zony-rossii (дата обращения: 21.02.2024).
  6. У Оренбурга есть причины оказаться в числе самых неблагополучных городов России / [Электронный ресурс] // Региональные комментарии: [сайт]. — URL: https://regcomment.ru/analytics/u-orenburga-est-prichiny-okazatsya-v-chisle-samyh-neblagopoluchnyh-gorodov-rossii/ (дата обращения: 21.02.2024).
  7. Экономическая и социальная география Оренбургской области / Семенов Е.А, Герасименко Т. И, Ахметов Р. Ш. - учеб. пособие / Оренбург : ОГУ, 2011. - 136 с.