УДК 334.7

Характерные особенности проявления государственно-частного партнёрства на современном этапе

Васильев Анатолий Сергеевич – аспирант Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 

Аннотация: В статье анализируются характерные особенности проявления государственно-частного партнёрства на современном этапе. Рассматриваются понятие и сущность государственно-частного партнёрства, его стороны и специфика инициирования проектов. Приводятся модели государственно-частного партнёрства, реализуемые в России. Выявляются преимущества государственно-частного партнёрства для публичного и частного сектора. Рассматривается современное положение государственно-частного партнёрства в России.

Ключевые слова: экономика, государственно-частное партнёрство, публичный партнёр, частный партнёр, инвестиции.

В современных экономических и политических российских реалиях особую актуальность приобретает развитие сотрудничества между государством и бизнес-структурами путём создания и реализации проектов государственно-частного партнёрства (далее – ГЧП) [1, с. 117]. Мировой и отечественный опыт свидетельствует об эффективности такого сотрудничества при реализации крупных проектов преимущественно социального и инфраструктурного характера. ГЧП является подходом, направленным на интеграцию возможностей, ресурсов и квалификации государства и бизнеса, поэтому его механизмы являются перспективными для экономического развития и повышения конкурентоспособности России [2, с. 226].

Целью работы является изучение характерных особенностей проявления ГЧП на современном этапе. Для её достижения были использованы аналитический, синтетический, индуктивный и дедуктивный методы обработки тематических исследований, научных публикаций и релевантных литературных источников. Научная новизна исследования заключается в комплексном рассмотрении специфики ГЧП, реализуемого в современной России.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 224-ФЗ, под ГЧП понимается сотрудничество публичного и частного партнёров, которое имеет юридическое оформление на определённый срок, базируется на объединении ресурсов и распределении рисков [3]. Цель соглашения о ГЧП – привлечение в экономику страны частных инвестиций, обеспечение органами государственной власти доступности продукции, работ и услуг и повышение их качества. В качестве публичного партнёра может выступать Россия, представляемая Правительством, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или органом публичной власти федеральной территории; субъект России, представляемый его высшим исполнительным органом или уполномоченным органом исполнительной власти субъекта; муниципальное образование, представляемое его главой или уполномоченным органом местного самоуправления. Частным партнёром является российское юридическое лицо.

Инициатором проекта ГЧП может выступать как публичная, так и частная сторона [4, с. 24]. Если проект инициирует публичная сторона, то она организует конкурсный отбор для выбора частных организаций, с которыми будет заключать партнёрское соглашение. При инициации проекта частной стороной уполномоченный орган госвласти осуществляет его оценку и принимает решение о необходимости реализации данного проекта. В большинстве субъектов России для поддержания инвестиционной деятельности в формате ГЧП функционируют институты развития, представляющие собой региональные инвестиционные фонды, созданные для финансирования проектов ГЧП. Вне зависимости от того, какая сторона инициировала проект, решение о его реализации сопровождается решением о предоставлении частному партнёру бюджетных ассигнований регионального инвестиционного фонда для покрытия финансовых обязательств публичного партнёра.

В мировой практике реализация проектов ГЧП осуществляется по нескольким моделям [5, с. 12]. Нормативно-правовая база, существующая в России, позволяет реализовывать проекты ГЧП в рамках данных форм:

  1. В этом случае частный партнёр осуществляет строительство либо реконструкцию объекта и передаёт его в собственность публичного партнёра, после чего эксплуатирует объект и получает от этой деятельности доход.
  2. BOT/DBOT. При реализации этой модели частный партнёр строит либо реконструирует объект, получает право собственности на него, эксплуатирует объект и получает доход до завершения срока действия партнёрского соглашения, после чего передаёт объект в собственность публичного партнёра.
  3. BOO/DBOO. В данном случае частный партнёр проектирует, строит и/либо реконструирует объект, эксплуатирует его и получает доход на протяжении срока, установленного в соглашении, сохраняя право собственности и по истечении данного срока.
  4. BOOT/DBOOT. Модель предполагает, что частный партнёр проектирует, строит и/либо реконструирует объект, эксплуатирует его с получением дохода на протяжении срока, установленного в соглашении, после чего передаёт в собственность публичного партнёра.
  5. DBFO/PFI. В этом случае частный партнёр проектирует, строит и/либо реконструирует объект и передаёт его в собственность публичного партнёра за вознаграждение.

ГЧП является эффективным способом развития и улучшения социально-экономического положения государства, повышения уровня и качества жизни населения [6, с. 34]. Можно выделить следующие преимущества ГЧП:

  1. Для публичного сектора:
  • реализация дорогостоящих проектов с использованием меньшего объёма бюджетных средств;
  • снижение рисков завышения стоимости расходов проектов и повышение их качества;
  • возможность приобретения услуги, а не объекта, что в условиях здоровой конкуренции повышает качество оказываемых услуг;
  • возможность использования ресурсов и компетенций частного сектора.
  1. Для частного сектора:
  • сокращение рисков доходности и пользовательского спроса;
  • снижение валютных и инфляционных рисков;
  • получение гарантий и поручительства публичного партнёра при привлечении заёмного капитала;
  • снижение рисков, связанных с изменением законодательства;
  • возможность увеличения прибыли за счёт неосновных видов деятельности.

Развитие ГЧП в России на современном этапе связано с переходом к рыночной экономике, начавшемся после распада СССР [7, с. 158]. Сперва частным лицам передавались на выполнение отдельные работы через систему государственного заказа. После первоначального накопления частными лицами капитала, позволившего им запускать собственные проекты, государство начало формировать необходимую для их реализации инфраструктуру. За два десятилетия была сформирована соответствующая нормативная база, созданы Федеральный центр проектного финансирования и негосударственный Национальный центр ГЧП, занимающиеся изучением зарубежного опыта, развитием платформы проектов ГЧП, экспертизой и проработкой законодательных инициатив и продвижением идей ГЧП.

Однако, несмотря на проведение масштабной работы по развитию ГЧП в России, результаты по привлечению частного капитала остаются достаточно скромными: доля частного сектора в инфраструктурных инвестициях составляет всего около 2 % [8, с. 73]. Для сравнения, в Великобритании и Канаде данный показатель составляет около 19 %, в Чили – 27 %, в Австралии – 33 %. Объём принятых концессионных обязательств в России составляет 1,64 %, в Великобритании – 6,6 %, в Канаде – 8,1 %, в Австралии и Новой Зеландии – 6,9 % [9, с. 2].

Анализ запущенных проектов показывает сильную концентрацию российского рынка ГЧП: на 20 крупнейших проектов приходится от 60 до 80 % всех инвестиционных затрат на проекты ГЧП [10, с. 158]. Данные проекты вносят существенный вклад в развитие инфраструктуры страны, в первую очередь магистральной, и её экономику. Менее крупные проекты ГЧП являются преимущественно муниципальными проектами в сфере ЖКХ. Таких проектов большинство, однако они занимают не более 5 % в общем объёме инвестиций и не оказывают существенного влияния на экономику. Более того, данные проекты отличаются трудоёмкостью процессов подготовки и запуска, поэтому на работу с ними публичные и частные партнёры тратят большое количество ресурсов. Данное обстоятельство обуславливает потребность в оценке целесообразности реализации проектов ГЧП. В зарубежных странах активно применяется показатель VfM (Value for Money), который представляется более эффективным, чем предусмотренная Законом N 224-ФЗ методология сравнительного анализа.

Таким образом, развитие ГЧП в настоящее время обусловлено экономическими, политическими, социальными и технологическими факторами и направлено не только на преодоление экономического кризиса, но и на научный поиск оптимальных форм сотрудничества государства и частных лиц. Российская система ГЧП нуждается в дальнейшем совершенствовании в части законодательного регулирования, развития институциональной среды, стратегического планирования и администрирование данной области в органах исполнительной власти на различных уровнях государственного управления. Взвешенное и адаптивное применение зарубежного опыта для развития ГЧП в России даст возможность повысить эффективность реализации данного механизма и привлечь в экономику страны частный капитал, что благоприятно скажется на уровне технологического и экономического развития и конкурентоспособности России.

Список литературы

  1. Ветрова И.Ф. Разработка алгоритма финансирования государственно-частного партнёрства при выполнении государственного оборонного заказа // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. № 5. С. 116-127.
  2. Сотников В.В., Аванесова Р.Р., Мусаева Х.М. Теория государственно-частного партнёрства как фактора обеспечения устойчивости региона // Естественно-гуманитарные исследования. 2023. № 1 (45). С. 223-230.
  3. Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/ (дата обращения: 08.03.2024).
  4. Государственно-частное партнёрство: учеб. пособие для вузов / И.Н. Ткаченко [и др.]; под ред. И.Н. Ткаченко. М.: Изд-во Юрайт, 2024. 188 с.
  5. Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнёрства. Практики реализации проектов. М.: Министерство экономического развития Российской Федерации, 2023. 161 с.
  6. Винокурова А.Т. Государственно-частное партнёрство: современное состояние, проблемы развития и пути их решения // Вектор экономики. 2021. № 2 (56). С. 28-44.
  7. Бедняков А.С. Государственно-частное партнёрство как модель развития публичной инфраструктуры // Вестник МГИМО-Университета. 2022. № 15 (1). С. 143–173. DOI: 10.24833/2071-8160-2022-1-82-143-173
  8. Куликов В.А. Особенности развития государственно-частного партнёрства в Российской Федерации // Экономический вектор. 2023. № 2 (33). С. 73-76. DOI: 10.36807/2411-7269-2023-2-33-72-76
  9. О развитии государственно-частного партнёрства в Российской Федерации: информационно-аналитический обзор. М.: Министерство экономического развития Российской Федерации, 2020. 15 с.
  10. Бедняков А.С. Зависимость устойчивого социально-экономического развития от инфраструктуры // Мир дорог. 2021. № 134. С. 155-161.