УДК 33

Основные векторы государственной поддержки предпринимательства в Российской Федерации и перспективы их изменения

Пальянов Даниил Сергеевич – аспирант Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 

Аннотация: В статье анализируются основные векторы государственной поддержки предпринимательства в Российской Федерации и перспективы их изменения. Выявляются проблемы развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Приводятся основные направления мер поддержки предпринимателей в России, отмечается их преимущественно финансовый характер. Рассматриваются ключевые направления развития государственной поддержки предпринимательской деятельности в России.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, малый и средний бизнес, государственная поддержка, программы поддержки, Россия.

Предпринимательская деятельность является значимым компонентом экономики государства, поскольку способствует созданию новых рабочих мест, внедрению технологий и инноваций, поступлению налоговых отчислений в государственный бюджет и удовлетворению потребностей населения в товарах и услугах [1]. Предпринимательство даёт существенный экономический и социальный эффект, однако для его достижения в условиях нестабильной бизнес-среды и высокой станционной нагрузки, в которых находится Россия, субъекты предпринимательской деятельности нуждаются в системной поддержке со стороны государства [2]. Государственная поддержка субъектов предпринимательства предназначена для формирования и обеспечения эффективного функционирования их системы, включает правовое стимулирование это группы субъектов и параллельное правовое ограничение взаимодействующих с ними лиц, таких как частные контрагенты и органы публичной власти. Значимость предпринимательской деятельности для социально-экономического развития страны обуславливает актуальность исследования направлений и перспектив развития государственной поддержки данной сферы.

Целью работы является изучение основных векторов государственной поддержки предпринимательства в Российской Федерации и перспектив их изменения. Для её достижения были использованы аналитический, синтетический, индуктивный и дедуктивный методы обработки тематических исследований, научных публикаций и релевантных литературных источников.

Государственные программы поддержки предпринимателей ориентированы преимущественно на малый и средний бизнес, поскольку мелкое и среднее производство не требует крупных инвестиций и позволяет наиболее эффективно решить задачи экономической реструктуризации в условиях дефицита ресурсов [3]. Субъекты малого предпринимательства составляют значимую часть растущей экономики, однако их развитие осложняется рядом проблем [4]:

  1. Малая эффективность работы институтов развития, преимущественно вследствие формального подхода к организации поддержки предпринимателей, отсутствия инструментария и методов оценки реальной эффективности реализуемых программ. На развитие бизнеса влияет множество взаимосвязанных факторов, поэтому косвенные оценки не позволяют получить реального представления об эффективности принимаемых мер.
  2. Низкая степень доверия субъектов предпринимательства государству. Предприниматели часто негативно реагируют на предлагаемые нововведения, нацеленные на стимулирование и поддержку их деятельности. Один из факторов такого отношения – отсутствие тестирования принимаемых мер на востребованность и актуальность в российских реалиях.
  3. Финансовые проблемы. Они обусловлены рядом факторов: неравномерным финансированием заказов, неумением правильно осуществлять финансовое планирование, недоступностью кредитования, низкими значениями показателей рентабельности, платёжеспособности и ликвидности.
  4. Коммуникационные проблемы предпринимателей при взаимодействии с органами государственной власти, институтами развития, банками, партнёрами и другими стейкхолдерами.
  5. Проблема доступа к выполнению заказов вследствие отсутствия навыков участия в тендерах и конкурсах.
  6. Низкий уровень информированности о программах и новых возможностях.

В России программы государственной поддержки ориентированы преимущественно на повышение финансовой автономии малого и среднего бизнеса, тогда как в других странах собственный малый бизнес поддерживается комплексно, причём финансовая составляющая играет не первостепенную роль [5]. Главными векторами российской политики по развитию предпринимательства на долгосрочную перспективу являются [6]:

  • снижение финансовой нагрузки и административных барьеров;
  • расширение мер имущественной поддержки – увеличение количества объектов соответствующей инфраструктуры, таких как бизнес-инкубаторы, кластеры и технопарки;
  • снижение финансовых расходов, которые предприниматели несут в процессе деятельности;
  • повышение доступности объектов коммунальной инфраструктуры для бизнеса;
  • совершенствование трудового законодательства, регламентирующего правовые отношения в области предпринимательской деятельности.

Меры поддержки предпринимателей в России различаются в зависимости от региона и отрасли, однако в целом можно выделить следующие их направления [7-9]:

  1. Грантовая поддержка. Гранты на открытие, развитие или расширение бизнеса можно получить при соответствии определённым параметрам и участии в муниципальных и региональных конкурсах. Условия получения грантов зависят от региона – они могут предоставляться в форме софинансирования, на безвозвратной или безвозмездной основах. Также существуют государственные гранты для молодых предпринимателей, отдельные гранты для социального и туристического бизнеса.
  2. Гарантийная кредитная поддержка. Региональные гарантийные организации оказывают помощь субъектам бизнеса в получении кредитов на открытие или развитие дела, однако координировать эти организации и банки предпринимателям приходится самостоятельно.
  3. Субсидии. Субсидии выделяются местными, региональными или федеральными властями на конкурсной основе на целевые нужды. Для их получения предпринимателям необходимо соответствовать условиям конкретной программы.
  4. Скидки на лизинг. Данный вид поддержки предполагает помощь бизнесу в возмещении части процентов, которые он должен лизинговой компании, региональным правительством.
  5. Займы по сниженным ставкам. Такие займы выдают МФО предпринимательского финансирования, которые работают по государственным программам по более выгодным для предпринимателей условиям.
  6. Льготы на аренду. Распространяются преимущественно на аренду земли для фермерской деятельности, однако часть программ позволяет арендовать помещение для бизнеса на более выгодных условиях.
  7. Информационная поддержка. Предполагает бесплатные консультации работников ФНС, центров занятости и фондов по развитию бизнеса по вопросам взаимодействия предпринимателей с государственными органами.
  8. Обучение. Включает бесплатные лекции, семинары, конференции, курсы и программы повышения квалификации и финансовой грамотности, финансового просвещения, ознакомления с современными технологиями в области финансового управления, которые направлены на обучение ведению бизнеса и практической реализации бизнес-идей.

Начиная с 2020 г. государство принимало ряд срочных мер поддержки, которые позволили избежать обвального ухудшения ситуации в области малого и среднего предпринимательства в периоды пандемии и санкционных ограничений [10]. При этом во второй кризисный период государственной поддержкой воспользовались 70-90 % малых предприятий, тогда как в первый – только 38,5 %. Это может свидетельствовать о повышении качества и актуальности предоставляемых программ.

Для дальнейшего стимулирования предпринимательской активности государству необходимо разрабатывать программы поддержки под запросы малого и среднего бизнеса, направляя усилия на стимулирование роста производительности труда малых предприятий [11]. Важным направлением должно стать изменение принципов административного регулирования, упрощение и ускорение выполнения бюрократических процедур.

Таким образом, в основе механизма регулирования государственной поддержки предпринимательства должно лежать комплексное использование прямых и косвенных регуляторов экономических процессов, ориентированных на повышение эффективности функционирования субъектов бизнеса, для чего может применяться управление по результатам. При реализации программ поддержки бизнеса важно учитывать постоянные внешние и внутренние социально-экономические и политические изменения, требующие внесения соответствующих корректировок. Своевременное внесение изменений требует формирования действенного механизма управления программой, представляющего собой скоординированные действия разноуровневых органов управления для запуска программы, контроля и анализа процесса работ, корректировки программы, анализа и оценки итоговых результатов. Построение специальной управляющей системы, определение её структуры и организационного механизма позволит повысить качество реализации государственных программ поддержки предпринимательской деятельности.

Список литературы

  1. Васильева А.А., Кузьмина Е.В. Проблемы и перспективы развития предпринимательства в России // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. – № 12-3 (82). – С. 6-8. – DOI: 10.24412/2411-0450-2021-12-3-6-8
  2. Гаджиев Г.Г. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России: проблемные аспекты // Образование и право. – 2023. – № 6. – С. 123-126. – DOI: 10.24412/2076-1503-2023-6-123-126
  3. Кондратьева О.В., Зоркальцева А.С. Основные направления государственной поддержки и ключевые проблемы развития малого и среднего бизнеса // Актуальные вопросы современной экономики. – 2020. – № 11. – С. 308-314. – DOI: 10.34755/IROK.2020.17.24.273
  4. Ткаченко Е.А. Проблемы и перспективы развития малых и средних предприятий в контексте достижения технологического суверенитета [Электронный ресурс] // Росконгресс. – 2022. – URL: https://roscongress.org/materials/problemy-i-perspektivy-razvitiya-malykh-i-srednikh-predpriyatiy-v-kontekste-dostizheniya-tekhnologich/ (дата обращения: 26.02.2024).
  5. Ахмедова М.Р., Перова А.Е. Развитие малого предпринимательства в России // Индустриальная экономика. – 2022. Т. 2, № 4. – С. 205-211. – DOI: 10.47576/2712-7559_2022_4_2_205
  6. Морозко Нат.И., Морозко Н.И., Диденко В.Ю. Финансовые и нефинансовые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на 2021 год и среднесрочную перспективу // Экономика. Налоги. Право. – 2021. – № 14 (1). – С. 31-40. – DOI: 10.26794/1999-849Х-2021-14-1-31-40
  7. Зухрабов Д.М. Государственные программы поддержки малого и среднего предпринимательства в 2023 году: правовой аспект // Образование и право. – 2023. – № 6. – С. 116-122. – DOI: 10.24412/2076-1503-2023-6-116-122
  8. Зосимова Л.А. Особенности реализации мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России // На пути к гражданскому обществу. – 2022. – № 1 (45). – С. 12-16.
  9. Саврадым В.М., Шулекина Е.Н. Основные направления поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: организационный и финансовый аспекты // Финансовые рынки и банки. – 2022. – № 7. – С. 18-23. – DOI: 10.24412/2658-3917-2022-7-18-23
  10. Соколова Е.Н., Кожемяко С.В., Логачева О.В. Актуальные меры государственной поддержки малого предпринимательства // Московский экономический журнал. – 2023. – № 3. – С. 373-386. – DOI: 10.55186/2413046X_2023_8_3_111
  11. Рыбина М.И. Проблемы поддержки малого и среднего предпринимательства РФ в современности // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2022. – № 6 (70). – С. 273-278.