УДК 33
Основные векторы государственной поддержки предпринимательства в Российской Федерации и перспективы их изменения
Пальянов Даниил Сергеевич – аспирант Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Аннотация: В статье анализируются основные векторы государственной поддержки предпринимательства в Российской Федерации и перспективы их изменения. Выявляются проблемы развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Приводятся основные направления мер поддержки предпринимателей в России, отмечается их преимущественно финансовый характер. Рассматриваются ключевые направления развития государственной поддержки предпринимательской деятельности в России.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, малый и средний бизнес, государственная поддержка, программы поддержки, Россия.
Предпринимательская деятельность является значимым компонентом экономики государства, поскольку способствует созданию новых рабочих мест, внедрению технологий и инноваций, поступлению налоговых отчислений в государственный бюджет и удовлетворению потребностей населения в товарах и услугах [1]. Предпринимательство даёт существенный экономический и социальный эффект, однако для его достижения в условиях нестабильной бизнес-среды и высокой станционной нагрузки, в которых находится Россия, субъекты предпринимательской деятельности нуждаются в системной поддержке со стороны государства [2]. Государственная поддержка субъектов предпринимательства предназначена для формирования и обеспечения эффективного функционирования их системы, включает правовое стимулирование это группы субъектов и параллельное правовое ограничение взаимодействующих с ними лиц, таких как частные контрагенты и органы публичной власти. Значимость предпринимательской деятельности для социально-экономического развития страны обуславливает актуальность исследования направлений и перспектив развития государственной поддержки данной сферы.
Целью работы является изучение основных векторов государственной поддержки предпринимательства в Российской Федерации и перспектив их изменения. Для её достижения были использованы аналитический, синтетический, индуктивный и дедуктивный методы обработки тематических исследований, научных публикаций и релевантных литературных источников.
Государственные программы поддержки предпринимателей ориентированы преимущественно на малый и средний бизнес, поскольку мелкое и среднее производство не требует крупных инвестиций и позволяет наиболее эффективно решить задачи экономической реструктуризации в условиях дефицита ресурсов [3]. Субъекты малого предпринимательства составляют значимую часть растущей экономики, однако их развитие осложняется рядом проблем [4]:
- Малая эффективность работы институтов развития, преимущественно вследствие формального подхода к организации поддержки предпринимателей, отсутствия инструментария и методов оценки реальной эффективности реализуемых программ. На развитие бизнеса влияет множество взаимосвязанных факторов, поэтому косвенные оценки не позволяют получить реального представления об эффективности принимаемых мер.
- Низкая степень доверия субъектов предпринимательства государству. Предприниматели часто негативно реагируют на предлагаемые нововведения, нацеленные на стимулирование и поддержку их деятельности. Один из факторов такого отношения – отсутствие тестирования принимаемых мер на востребованность и актуальность в российских реалиях.
- Финансовые проблемы. Они обусловлены рядом факторов: неравномерным финансированием заказов, неумением правильно осуществлять финансовое планирование, недоступностью кредитования, низкими значениями показателей рентабельности, платёжеспособности и ликвидности.
- Коммуникационные проблемы предпринимателей при взаимодействии с органами государственной власти, институтами развития, банками, партнёрами и другими стейкхолдерами.
- Проблема доступа к выполнению заказов вследствие отсутствия навыков участия в тендерах и конкурсах.
- Низкий уровень информированности о программах и новых возможностях.
В России программы государственной поддержки ориентированы преимущественно на повышение финансовой автономии малого и среднего бизнеса, тогда как в других странах собственный малый бизнес поддерживается комплексно, причём финансовая составляющая играет не первостепенную роль [5]. Главными векторами российской политики по развитию предпринимательства на долгосрочную перспективу являются [6]:
- снижение финансовой нагрузки и административных барьеров;
- расширение мер имущественной поддержки – увеличение количества объектов соответствующей инфраструктуры, таких как бизнес-инкубаторы, кластеры и технопарки;
- снижение финансовых расходов, которые предприниматели несут в процессе деятельности;
- повышение доступности объектов коммунальной инфраструктуры для бизнеса;
- совершенствование трудового законодательства, регламентирующего правовые отношения в области предпринимательской деятельности.
Меры поддержки предпринимателей в России различаются в зависимости от региона и отрасли, однако в целом можно выделить следующие их направления [7-9]:
- Грантовая поддержка. Гранты на открытие, развитие или расширение бизнеса можно получить при соответствии определённым параметрам и участии в муниципальных и региональных конкурсах. Условия получения грантов зависят от региона – они могут предоставляться в форме софинансирования, на безвозвратной или безвозмездной основах. Также существуют государственные гранты для молодых предпринимателей, отдельные гранты для социального и туристического бизнеса.
- Гарантийная кредитная поддержка. Региональные гарантийные организации оказывают помощь субъектам бизнеса в получении кредитов на открытие или развитие дела, однако координировать эти организации и банки предпринимателям приходится самостоятельно.
- Субсидии. Субсидии выделяются местными, региональными или федеральными властями на конкурсной основе на целевые нужды. Для их получения предпринимателям необходимо соответствовать условиям конкретной программы.
- Скидки на лизинг. Данный вид поддержки предполагает помощь бизнесу в возмещении части процентов, которые он должен лизинговой компании, региональным правительством.
- Займы по сниженным ставкам. Такие займы выдают МФО предпринимательского финансирования, которые работают по государственным программам по более выгодным для предпринимателей условиям.
- Льготы на аренду. Распространяются преимущественно на аренду земли для фермерской деятельности, однако часть программ позволяет арендовать помещение для бизнеса на более выгодных условиях.
- Информационная поддержка. Предполагает бесплатные консультации работников ФНС, центров занятости и фондов по развитию бизнеса по вопросам взаимодействия предпринимателей с государственными органами.
- Обучение. Включает бесплатные лекции, семинары, конференции, курсы и программы повышения квалификации и финансовой грамотности, финансового просвещения, ознакомления с современными технологиями в области финансового управления, которые направлены на обучение ведению бизнеса и практической реализации бизнес-идей.
Начиная с 2020 г. государство принимало ряд срочных мер поддержки, которые позволили избежать обвального ухудшения ситуации в области малого и среднего предпринимательства в периоды пандемии и санкционных ограничений [10]. При этом во второй кризисный период государственной поддержкой воспользовались 70-90 % малых предприятий, тогда как в первый – только 38,5 %. Это может свидетельствовать о повышении качества и актуальности предоставляемых программ.
Для дальнейшего стимулирования предпринимательской активности государству необходимо разрабатывать программы поддержки под запросы малого и среднего бизнеса, направляя усилия на стимулирование роста производительности труда малых предприятий [11]. Важным направлением должно стать изменение принципов административного регулирования, упрощение и ускорение выполнения бюрократических процедур.
Таким образом, в основе механизма регулирования государственной поддержки предпринимательства должно лежать комплексное использование прямых и косвенных регуляторов экономических процессов, ориентированных на повышение эффективности функционирования субъектов бизнеса, для чего может применяться управление по результатам. При реализации программ поддержки бизнеса важно учитывать постоянные внешние и внутренние социально-экономические и политические изменения, требующие внесения соответствующих корректировок. Своевременное внесение изменений требует формирования действенного механизма управления программой, представляющего собой скоординированные действия разноуровневых органов управления для запуска программы, контроля и анализа процесса работ, корректировки программы, анализа и оценки итоговых результатов. Построение специальной управляющей системы, определение её структуры и организационного механизма позволит повысить качество реализации государственных программ поддержки предпринимательской деятельности.
Список литературы
- Васильева А.А., Кузьмина Е.В. Проблемы и перспективы развития предпринимательства в России // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. – № 12-3 (82). – С. 6-8. – DOI: 10.24412/2411-0450-2021-12-3-6-8
- Гаджиев Г.Г. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России: проблемные аспекты // Образование и право. – 2023. – № 6. – С. 123-126. – DOI: 10.24412/2076-1503-2023-6-123-126
- Кондратьева О.В., Зоркальцева А.С. Основные направления государственной поддержки и ключевые проблемы развития малого и среднего бизнеса // Актуальные вопросы современной экономики. – 2020. – № 11. – С. 308-314. – DOI: 10.34755/IROK.2020.17.24.273
- Ткаченко Е.А. Проблемы и перспективы развития малых и средних предприятий в контексте достижения технологического суверенитета [Электронный ресурс] // Росконгресс. – 2022. – URL: https://roscongress.org/materials/problemy-i-perspektivy-razvitiya-malykh-i-srednikh-predpriyatiy-v-kontekste-dostizheniya-tekhnologich/ (дата обращения: 26.02.2024).
- Ахмедова М.Р., Перова А.Е. Развитие малого предпринимательства в России // Индустриальная экономика. – 2022. Т. 2, № 4. – С. 205-211. – DOI: 10.47576/2712-7559_2022_4_2_205
- Морозко Нат.И., Морозко Н.И., Диденко В.Ю. Финансовые и нефинансовые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на 2021 год и среднесрочную перспективу // Экономика. Налоги. Право. – 2021. – № 14 (1). – С. 31-40. – DOI: 10.26794/1999-849Х-2021-14-1-31-40
- Зухрабов Д.М. Государственные программы поддержки малого и среднего предпринимательства в 2023 году: правовой аспект // Образование и право. – 2023. – № 6. – С. 116-122. – DOI: 10.24412/2076-1503-2023-6-116-122
- Зосимова Л.А. Особенности реализации мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России // На пути к гражданскому обществу. – 2022. – № 1 (45). – С. 12-16.
- Саврадым В.М., Шулекина Е.Н. Основные направления поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: организационный и финансовый аспекты // Финансовые рынки и банки. – 2022. – № 7. – С. 18-23. – DOI: 10.24412/2658-3917-2022-7-18-23
- Соколова Е.Н., Кожемяко С.В., Логачева О.В. Актуальные меры государственной поддержки малого предпринимательства // Московский экономический журнал. – 2023. – № 3. – С. 373-386. – DOI: 10.55186/2413046X_2023_8_3_111
- Рыбина М.И. Проблемы поддержки малого и среднего предпринимательства РФ в современности // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2022. – № 6 (70). – С. 273-278.