УДК 332.1

Анализ недостатков программы формирования комфортной городской среды

Морозов Дмитрий Николаевич – магистрант Мурманского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Научный руководитель Немыкин Алексей Викторович – кандидат экономических наук, заведующий кафедрой экономики, доцент кафедры менеджмента Мурманского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: Жизнь в современном городе накладывает свой отпечаток на качество существования граждан. С ростом урбанизации растут отрицательные последствия обострения взаимоотношений между человеческим обществом и природной средой, появляются новые требования горожан к окружающей обстановке и городской инфраструктуре. В этих условиях особое значение имеет процесс создания благоприятных условий существования жителей в населенном пункте. В работе произведен анализ недостатков, влияющих на эффективность выполнения программы формирования комфортной городской среды.

Ключевые слова: комфортная среда, городское пространство, региональный проект, благоустройство, преобразование.

Программа [1] задумывалась как идея для создания кардинально обновленной и качественной городской среды, а получается, так как получается. Вроде бы обновили малые архитектурные формы – но они уже через непродолжительное время повреждены или сломаны и для их восстановления ничего не предпринимается, асфальтное покрытие дворов и придомовых территорий из года в год ухудшается, уличное освещение продолжает не гореть, детские и спортивные площадки остаются, по большей своей части, в отвратительном состоянии. Вместо ожидаемой жителями реновации вышла всего лишь реставрация невысокого качества.

Попробуем разобраться, что же мешает реализации программы, и какие препятствия для этого существуют.

  1. Отсутствует концепция придомового пространства.

Для практически любого жителя города значительную роль играют придомовые территории. Любой двор является местом для общения (пресловутые бабушки на скамейке), коммуникации с соседями, решения общедомовых вопросов, а в целом – площадкой, где горожане проводят значительную часть своего времени.

Однако мы понимаем, что существующая концепция дворового пространства порядком устарела. Хочется, чтобы рядом с домом была, территория, учитывающая интересы всех групп его жителей: спортивная площадка – для спортсменов, детская зона – для жителей с детьми, учтены интересы пожилых людей, маломобильных граждан, автомобилистов, обустроены вело- и беговые дорожки. При всем при этом в обязательном порядке не должны быть упущены из внимания вопросы озеленения (что является крайне актуальным вопросом для нашего региона) и безопасности. К сожалению подобных реализованных проектов буквально единицы и в основной своей массе концепция дворовых пространств осталась ещё со времен массовой застройки наших населенных пунктов. Таким образом, в результате выполнения мероприятий благоустройства мы наблюдаем только покрашенные и частично обновленные турники, детские площадки и скамейки, в лучшем случае замененные урны и восстановленные уличные светильники. Что конечно является недостаточным для жителей.

  1. Несовершенность законодательства

До недавнего времени в Российской Федерации в существующих нормативных актах и разрабатываемых документах не было сформулировано определение понятия «комфортная городская среда». Т.е. программа стартовала и достаточно длительное время функционировала, не имея под собой достаточных нормативных оснований. Этот пробел был исправлен введением с мая 2023 года ГОСТ Р 70386-2022 «Комплексное благоустройство и эксплуатация городских территорий», в котором даны основные определения, касаемые формирования комфортной городской среды [2].

  1. Отсутствует системный подход к благоустройству.

Отсутствует качественная система преобразования территорий. Если по объектам, попавшим в список для реализации мероприятий по благоустройству общественных территорий более-менее понятно, и их отбор производится путем голосования граждан. То по придомовым и прочим территориям процесс выбора и согласования объема работ абсолютно непрозрачный и мнение горожан при этом никак не учитывается. В результате преобразованию подвергаются объекты, находящиеся в достаточно удовлетворительном состоянии, а в тех местах, где требуется приложение большого количества сил и средств, ограничиваются только установкой или покраской скамеек и урн. Это вызывает справедливое недовольство горожан и во многом непринятие хода благоустройства.

Кроме того, можно сказать, что проекты, реализуемые в регионе, не являются комплексными. Точками приложения для них составляют отдельный двор или элемент общественного пространства – парк, площадь, сквер и т. п. Работы по ним носят фрагментарный характер - в один год заменят лавочки, на следующий восстановят освещение и т. д. В настоящее время все планы выстраиваются максимум на текущий год, что заранее закладывает потенциальную возможность срыва сроков работ, либо их окончания в неблагоприятный погодный период. Во многом из-за этого мы можем видеть укладку асфальтного покрытия, тротуарной плитки, покрасочные и отделочные работы в осенне-зимний период. И такая ситуация наблюдается из года в год. А это во многом снижает качество и долговечность произведенных работ.

Не достаточно проектов целевого преобразования городских пространств, располагающихся около мест, популярных для времяпровождения горожан. К их числу следует отнести набережные, парки, скверы, маршрут к школе, детскому саду, поликлинике и другие важные для жителей территории.

  1. Низкое качество проработки проектов

В рамках реализации программы предусмотрен такой инструмент, как дизайн-проект. Он позволяет проработать и визуализировать конечный результат выполненных работ. Разработанные дизайн-проекты не отличаются высоким качеством проработки. Зачастую при их создании не берутся к сведению геодезические особенности региона, а также инженерно-технические сети, трубопроводы и коммунальные системы, расположенные на территории. Не принимаются к учету их состояние и степень износа. В результате мы видим демонтаж свежеуложенного асфальтного покрытия, бордюрного камня и др. для аварийной замены лопнувшей трубы, устранения протечки или повреждения силового кабеля. Предельно ясно, что для качественного анализа и разработки подобных проектов необходимо вовлечение различных профильных специалистов, что зачастую невозможно. Штатом в администрациях населенных пунктов они не предусмотрены, а компетенций чиновников зачастую не хватает.

Для снижения стоимости и сроков исполнения, а также улучшения качества работ по благоустройству можно было бы использовать готовые проектные и технические решения, прошедшие апробацию и обкатку в других населенных пунктах и показавших хорошие результаты по надежности, безопасности и функциональности.

  1. Недостаток финансирования.

Если попробовать описать суть вопроса одной фразой, то выглядеть она будет приблизительно так: объемы работ огромные, а денег, спланированных для реализации, достаточно лишь на благоустройство незначительной части территорий наших населенных пунктов.

Те финансовые средства, которые распределяются для проведения преобразования территорий, не позволяют решить в полном объеме накопившиеся годами проблемы городов.

У вышеуказанного недостатка есть и другая сторона – высокая стоимость, которая из года в год становится только больше. В ценах 2023 года равнозначные работы по благоустройству на 20 процентов больше аналогичных в 2022 году. Поэтому у руководителей муниципалитетов очень часто встает дилемма: произвести небольшой объем работ, но качественно и дорого, либо большой, но дешево и с невысоким качеством. В соответствии с такими критериями происходит подбор компаний-исполнителей и выбор материалов для проведения преобразований. Отсюда во многом несоответствие результатов работ заявленным эскизным проектам, а также то, что горожане справедливо критикуют качество хода благоустройства.

  1. Из этого вытекает ещё один недостаток – низкое качество работ

В соответствии с указаниями министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 4 апреля 2018 года при проведении мероприятий по благоустройству территорий необходимо учитывать трехлетний гарантийный срок на выполненные работы при заключении контрактов. Однако, очень часто можно видеть, как бордюр через непродолжительное время начинает крошиться, асфальт покрываться трещинами, плитка и покрытия детских площадок идут волнами. И тремя годами там и «не пахнет».

  1. Низкая вовлеченность граждан в процессы преобразования

С момента старта программы, значительные усилия органов власти всех уровней приложены для активного включения жителей к участию в проектах по благоустройству территорий.[3] В рамках её реализации были организованы различные каналы взаимодействия с населением с целью выяснения наиболее проблемных и приоритетных мест для преобразования городской среды. К этому процессу подключились практически все муниципальные и региональные СМИ (как печатные издания, так и телевидение и радиовещательные станции), интернет-порталы, сайты администраций и органов власти. Однако результативность данных мероприятий далеко не одинакова и вызывает ряд вопросов. Неоспоримым фактом является то, что количество горожан, участвующих в голосовании неуклонно растет.

Можно отметить, что подобные опросы проводятся в основном в интернете на специальных сайтах. Это удобный и доступный метод в основном для людей молодого и среднего возраста, в то время как пожилое население зачастую не является уверенным пользователем современных гаджетов и потому не способно отслеживать процессы выбора и голосования за соответствующие территории. Предусмотренные в этом случае общие собрания и сходы жильцов многоквартирных домов и различных дворовых территорий широкое применение не нашли, и как инструмент местного самоуправления в полной мере не функционируют. Т.е. пожилые горожане непроизвольно выключаются из системы преобразования городских пространств.

И это лишь только часть проблем, негативно влияющих на процесс реализации программы формирования комфортной городской среды. Программа рассчитана до конца 2024 года и скорее всего к 2025 году будет разработана новая. Несомненно, что со всеми выявленными вопросами необходимо разбираться, принимать по ним качественные управленческие решения и учитывать при создании будущих проектов формирования комфортной городской среды.

Список литературы

  1. https://pdminstroy.ru/federalniy-proekt-fkgs
  2. https://docs.cntd.ru/document/1200193736
  3. https://legalacts.ru/doc/prikaz-minstroja-rossii-ot-30122020-n-913pr-ob-utverzhdenii/

Интересная статья? Поделись ей с другими: