УДК 658.5

Анализ жизненного цикла стартапа и возможностей цифровизации процессов в нем

Лернер Ксения Вадимовна – магистрант Национального исследовательского университета ИТМО.

Научный руководитель Олиферович Дмитрий Игоревич – старший преподаватель факультета Технологического менеджмента и инноваций Национального исследовательского университета ИТМО.

Аннотация: Стартапы, как особая форма предпринимательской деятельности, являются двигателем инноваций и экономического роста. В современном мире, где цифровая трансформация становится неотъемлемой частью бизнес-среды, теоретические основы стартапов и цифровой трансформации представляют собой важную область исследований. Предприятия, особенно стартапы, различаются по своей специфике, что существенно влияет на процессы их развития. Эти различия могут оказывать существенное воздействие на способность предприятий внедрять современные цифровые технологии.

Ключевые слова: бизнес-процессы, стартап, цифровая трансформация, автоматизация, цифровизация, жизненный цикл.

В динамичном ландшафте предпринимательства стартапы становятся движущей силой инноваций, разрушений и экономического роста. Для стартапов, как динамичных субъектов, характерно стремление к созданию масштабируемых и повторяемых бизнес-моделей, зачастую работающих в условиях крайней неопределенности. Эта статья посвящена тонкостям бизнес-процессов стартапов, раскрывая методологии, стратегии и рамки, которые обеспечивают их путь от зарождения до устойчивого роста.

Опираясь на мнение таких известных лидеров мысли, как Стив Бланк, Пол Грэм и Эрик Рис, эта статья призвана обеспечить всестороннее понимание того, что определяет стартап и как его уникальная природа влияет на его операционную динамику. Исследуя основные принципы и философию, ложащиеся в основе успешных стартапов, раскрываются ключевые элементы, которые способствуют их способности адаптироваться, внедрять инновации и в итоге процветать на постоянно меняющемся рынке.

От зарождения идеи до разработки жизнеспособной и масштабируемой бизнес-модели рассматриваются этапы, проблемы и стратегии, с которыми сталкиваются стартапы. Определим жизненный цикл стартапа и его перспективы развития, как организации.

Стартап — это динамичный проект, который быстро масштабируется и не ограничивается географией. В случае успешного развития стартап приносит быстрый финансовый успех и может стать основой для создания большой корпорации.

Цифровизация – это использование цифровых технологий для улучшения бизнес-процессов и повышения эффективности в рамках существующей модели.

Цифровая трансформация – это глубокие изменения в бизнес-модели, культуре и процессах компании при использовании современных цифровых технологий.

Стартапы выделяются своей способностью создавать инновационные продукты или услуги, которые могут кардинально изменить существующий рынок или даже создать новый. Примером может служить организация Tesla, которая революционизировала автомобильную индустрию, предлагая электрические автомобили, изменяя тем самым восприятие транспорта.

Гибкость и быстрота также характеризуют стартапы, что позволяет им оперативно реагировать на изменения в рыночных условиях или обратную связь от клиентов. Пример - Airbnb, успешно приспосабливающий свою модель бизнеса к динамике потребительского спроса.

Одной из ключевых особенностей стартапов является высокая степень неопределенности на начальных этапах развития. Например, Uber столкнулся с неопределенностью в отношении регулирования такси, а также потребительской реакции на новый вид транспортного обслуживания.

Фокус на росте приводит стартапы к стремлению к быстрому масштабированию и расширению своей деятельности. Пример - Google, который изначально начал как поисковая система, но затем успешно расширил свои возможности и внедрился в различные области технологий.

Культура стартапа, также являющаяся ключевой чертой, поддерживает креативность и инновации внутри организации. На этапе стартапа Apple сформировал культуру инновационного подхода.

Стартапы представляют собой уникальную категорию бизнес-структур, для которых характерны инновационный подход, потенциал быстрого роста и способность адаптироваться в условиях неопределенности. Ниже приведены ключевые моменты, обеспечивающие фундаментальное понимание стартапов:

Ориентация на рост:

В отличие от традиционного бизнеса, стартапы ставят во главу угла быстрый рост. Главная цель - не просто стабильность или прибыльность, а достижение значительного расширения в относительно короткие сроки.

Неопределенность и риск:

Стартапы работают в условиях неопределенности, когда рыночные условия, предпочтения клиентов и другие факторы зачастую непредсказуемы. Принятие риска и обучение на неудачах - неотъемлемые аспекты менталитета стартапа.

Инновации и разрушение:

Инновации лежат в основе ДНК стартапов. Эти предприятия стремятся внедрять новые и разрушительные решения для решения существующих проблем или потребностей, бросая вызов устоявшимся нормам в своих отраслях.

Временный характер:

Стартапы часто считаются временными организациями в том смысле, что на ранних этапах они занимаются поиском и апробацией жизнеспособной бизнес-модели. Как только будет найдена масштабируемая и повторяемая модель, стартап может превратиться в более устоявшийся и устойчивый бизнес.

Финансовое воздействие:

Успешные стартапы могут принести значительную финансовую прибыль за короткий период. Если стартап достигает быстрого роста и захватывает долю рынка, он способен приносить значительную прибыль, привлекая инвесторов и заинтересованных лиц.

Основа для корпораций:

Многие крупные корпорации ведут свою историю от успешных стартапов. Первоначальные инновационные идеи и бизнес-модели, разработанные стартапами, могут послужить основой для создания крупных корпораций.

Глобальный охват:

Стартапы не связаны географическими ограничениями. Они часто обладают потенциалом глобального масштабирования, выходя на рынки за пределами страны своего происхождения. Такой глобальной перспективе способствует использование технологий и цифровых платформ.

Бережливые и гибкие методологии:

Стартапы часто используют бережливые и гибкие методологии, делая упор на эффективность, гибкость и быструю итерацию. Такой подход позволяет им быстро адаптироваться к меняющимся условиям рынка и отзывам клиентов [1].

Понимание этих фундаментальных аспектов создает основу для более глубокого изучения сложных процессов, которые используют стартапы, чтобы пройти путь от идеи до устойчивого роста.

Бизнес-процесс - последовательность действий (подпроцессов), направленная на получение заданного результата, несущего ценность для организации.

Определение понятия бизнес процесс используется для описания организации и структуры взаимодействия сотрудников организации для успешного достижения поставленной цели. Бизнес-процессы для отдельных сотрудников представляют собой шаги, которые помогут выполнить поставленные задачи. Для малых и крупных организаций бизнес-процесс подразумевает под собой назначение обязанностей для каждого участника процесса, позволяющих выполнять поставленные задачи.

Описание бизнес-процессов стартапа включает в себя определение ключевых этапов и видов деятельности, которые обычно проходят стартапы на этапе зарождения и роста. Несмотря на то, что конкретные процессы могут варьироваться в зависимости от характера стартапа, отрасли и других факторов, ниже приведен общий план, в котором отражены основные элементы (Таблица 1).

Таблица 1. Бизнес-процессы стартапов.

Этап

Задача

Описание

Идея и концептуализация

Определение проблемы или возможности

1. Изучение тенденций и пробелов на рынке.

2. Распознавание неудовлетворенных потребностей или болевых точек.

Генерирование инновационных идей

1. Сессии мозгового штурма.

2. Сотрудничество с потенциальными пользователями или заинтересованными сторонами.

Концептуализация

1. Разработка четкого видения и миссии.

2. Определение уникального ценностного предложения.

Проверка и исследование рынка

Анализ рынка

1. Оценка целевой аудитории и демографических показателей.

2. Анализ конкурентов и отраслевого ландшафта.

Прототипирование и MVP (минимальный жизнеспособный продукт)

1. Создание прототипа или MVP для первоначального тестирования.

2. Сбор отзывов от потенциальных пользователей.

Итеративная доработка

1. Включение обратной связи в процесс разработки продукта или услуги.

2. Итерация прототипа на основе ответов пользователей.

Разработка бизнес-модели

Определение потоков доходов

1. Определение жизнеспособных стратегий монетизации.

2. Определение моделей ценообразования.

Планирование масштабируемости

1. Оценка потенциала для роста и расширения.

2. Разработка процессов, способных эффективно масштабироваться.

Оценка рисков

1. Выявление потенциальных рисков и проблем.

2. Разработка стратегий снижения рисков.

Формирование и запуск

Юридическая структура

1. Выбор юридической структуры (например, ООО, корпорация).

2. Регистрация бизнеса.

Приобретение финансирования

1. Поиск инвестиций или обеспечение финансирования.

2. Взаимодействие с инвесторами или венчурными капиталистами.

Запуск продукта/услуги

1. Выполнение стратегического плана запуска.

2. Маркетинг и создание первоначальной шумихи.

Операции и рост

Приобретение клиентов

1. Реализация стратегий маркетинга и продаж.

2. Расширение клиентской базы.

Операционная оптимизация

1. Оптимизация внутренних процессов.

2. Внедрение технологий для повышения эффективности.

Петля обратной связи

1. Постоянный сбор обратной связи с клиентами.

2. Итеративные улучшения на основе обратной связи.

Масштабирование

Расширение рынка

1. Выход на новые рынки или демографические группы.

2. Масштабирование маркетинга и каналов распределения.

Рост команды

1. Расширение команды для удовлетворения растущих потребностей.

2. Развитие лидерства и организационной структуры.

Технологическая инфраструктура

1. Модернизация технологических систем для обеспечения масштабируемости.

2. Обеспечение кибербезопасности и защиты данных.

Устойчивость и инновации

Диверсификация

1. Изучение новых линий продуктов или услуг.

2. Адаптация к меняющейся динамике рынка.

Инновационная культура

1. Формирование культуры непрерывных инноваций.

2. Инвестирование в исследования и разработки.

Практики устойчивого развития

1. Внедрение экологически безопасных практик.

2. Обеспечение долгосрочной жизнеспособности бизнеса.

В таблице представлен структурированный обзор различных этапов и процессов, связанных с жизненным циклом стартапа. Каждый бизнес-процесс будет изучен подробнее, чтобы понять конкретные стратегии, проблемы и лучшие практики, связанные с каждым этапом [2,3,4].

Процесс развития стартапа можно разделить на шесть основных этапов, каждый из которых представляет собой важный этап в жизненном цикле стартапа. Эти этапы включают в себя не только создание инновационных продуктов и привлечение финансирования, но и стратегии масштабирования, оптимизацию операций и поддержание долгосрочной устойчивости. Ниже представлены шесть этапов для успешного развития стартапа:

Pre-seed, или предпосевной этап. Создатели ищут и формулируют идею бизнес-проекта, которую необходимо развить. Например, замечают рост спроса на новый товар или видят, как можно упростить сервис для клиентов, — на основе этого придумывают идеи.

Seed, или посевной этап. Создатели начинают прорабатывать идею — изучают рынок и конкурентов, составляют план развития, подготавливают ресурсы. На этапе Seed можно искать инвесторов для финансирования.

Прототип. Создатели делают рабочую модель продукта или сервиса с основными функциями. Например, закупают небольшое количество товара, делают простой лэндинг (отдельная веб-страница, специально созданная для маркетинговой или рекламной кампании) с кнопкой «Заказать», придумывают, что делать с доставкой — развозить товар самим или через посредников.

Альфа-версия. Создатели начинают обкатывать прототип в деле — проводят простые тесты без привлечения других людей, чтобы найти ошибки и устранить их. Например, понимают, что лучше сменить подрядчика по доставке, потому что у действующего нет онлайн-оплаты, а у конкурента есть.

Закрытая бета-версия. Создатели привлекают к тестированию больше людей — для этого представляют продукт небольшой аудитории и собирают обратную связь. Например, рассказывают о запуске бизнеса в соцсетях и предлагают друзьям и знакомым купить продукт. Задача этого этапа — обкатать продукт на аудитории, найти недоработки и добавить пожелания.

Открытая бета-версия. Итоговую версию продукта запускают по-настоящему. Создатели начинают активно вкладываться в маркетинг, привлекать новую аудиторию и масштабировать бизнес.

После того как стартап запущен, создатели решают, что делать дальше — развивать проект как традиционный бизнес или продать его.

Бизнес-процессы стартапов представляют собой непрерывный цикл деятельности, начинающийся с идеи и завершающийся устойчивым ростом и развитием. Этот процесс включает в себя разнообразные этапы, начиная от исследования рынка и создания прототипа до привлечения инвестиций, масштабирования бизнеса и поддержания конкурентоспособности на долгосрочной основе [5].

Цифровая трансформация и автоматизация бизнес-процессов позволяют эффективно минимизировать риски на всех этапах жизненного цикла стартапа. Например, использование аналитических инструментов для прогнозирования рынка может повысить стабильность и устойчивость стартапа. В целом, своевременная интеграция цифровых решений в бизнес-процессы стартапов является ключевым элементом для их успешного развития и управления рисками в современной динамике предпринимательства.

По мере развития стартапов наблюдается тенденция к их эволюции в полноценные организации, что сопровождается внедрением сложных бизнес-процессов. Инновационные и быстрорастущие предприятия, достигнув определенного уровня зрелости, сталкиваются с необходимостью установления эффективных систем управления, коммуникации и использования ресурсов. Процессы набора персонала, финансового планирования, маркетинга и операционной деятельности становятся неотъемлемой частью их функционирования. Этот переход к организационным структурам и бизнес-процессам подчеркивает стремление стартапов к устойчивости и долгосрочному успеху в бизнес-среде. Но реорганизация структур влечет за собой дополнительные затраты и риски в связи с резкими и срочными изменениями в бизнес-процессах организации.

Таким образом, успешные стартапы выделяются не только своей способностью к быстрому росту, но и способностью эффективно управлять своими бизнес-процессами на протяжении всего жизненного цикла, что позволяет им не только выживать в динамичных рыночных условиях, но и минимизировать сопутствующие риски.

Автоматизация — применение технических средств, экономико-математических методов и систем управления, освобождающих человека частично или полностью от непосредственного участия в процессах получения, преобразования, передачи и использования энергии, материалов или информации [6].

Любые процессы нуждаются в автоматизации, если в них возможно сократить или заменить труд человека. Типовые бизнес-процессы предприятия, подлежащие автоматизации (Рисунок 1)

Рисунок 1. Автоматизация бизнес-процессов управления сотрудниками.

  1. Автоматизация бухгалтерского учета.

Внедряются программы по типу 1С, позволяющие управлять заработными платами, расчётом налогов, подсчетом прибыли и выставление и другим бухгалтерским учетом [7].

  1. Автоматизация управления сотрудниками.

В кадровом учете в основном автоматизируют учет отпусков, больничных, данных о сотрудниках. Для этого в системе типа Hurma или SRDW создаются личные кабинеты для сотрудников и ведется информация по отделам, пример личного кабинета приведен на рисунке 2. Так же возможно собирать обратную связь от сотрудников и создавать отчетность о работе подразделений [8].

  1. Автоматизация управления проектами.

Системы управления проектами, такие как Asana и Битрикс24, позволяют наладить коммуникацию на разных уровнях (в задаче или проекте) и отслеживать прогресс каждого отдельного проекта с различными вариантами визуализации: список дел в календаре событий графика досок [9,10].

  1. Автоматизация управления отношениями с клиентами (CRM).

Совместные системы управления отношениями (customer relationship management) позволяют автоматизировать сбор данных о клиентах, сортировать их в различные категории и улучшать отношения с клиентами [11].

  1. Автоматизация общения с клиентами.

Общаться с аудиторией возможно через мессенджеры, почту, социальные сети и sms, существуют различные функции для быстрой и эффективной коммуникации [12].

  1. Автоматизация администрирования сайтов.

CMS (Content Management System) – специальное программное обеспечение, информационная система или компьютерная программа, основанное на определенных сценариях (скриптах) и позволяющее управлять контентом веб-сайта [13].

Рисунок 2. Личный кабинет сотрудника.

  1. Комплексные системы автоматизации.

Системы типа SAP представляют собой многозадачные системы с отдельным функционалом под каждый процесс работы предприятия. Подобные системы используют крупные организации для работы в различных городах и странах. Предприятия должны быть готовы к переходу на подобные системы.

В основном автоматизируют процессы, в которые рутинны для специалистов и отнимают много времени. Кроме того, благодаря базам данных автоматизируют работу с любой информацией, что в корне изменяет работу многих подразделений организаций. Так, электронный документооборот полностью изменяет работу отдела бухгалтерии [14,15].

 На основе анализа вышеприведенных данных была создана таблица, которая наглядно показывает способы цифровизации всех этапов жизненного цикла стартапа (Таблица 2).

Таблица 2. Жизненный цикл стартапа и его трансформация.

Этапы жизненного цикла стартапа

Бизнес-процессы стартапа

Способы цифровизации

1. Pre-seed (предпосевной этап)

- Поиск и формулирование идей для бизнес-проекта

- Оценка потенциала нового товара или улучшенного сервиса

- Использование онлайн-платформ для исследования рынка и анализа трендов

- Виртуальные инструменты для коллективной работы

- Анализ конкурентов и трендов

- Формирование бизнес-идеи и концепции

- Использование аналитических инструментов для мониторинга конкурентов и рынка

2. Seed (посевной этап)

- Проработка деталей идеи, включая изучение рынка и конкурентов

- Составление плана развития и подготовка ресурсов

- Применение программ для бизнес-планирования

- Использование облачных хранилищ для ресурсов

- Создание стратегии маркетинга и продвижение

- Запуск онлайн-присутствия и социальных медиа 

- Поиск инвесторов

- Использование социальных сетей и цифровых каналов для маркетинга и привлечения инвесторов

3. Start up (ранний этап)

- Разработка итеративных версий продукта 

- Тестирование продукта на рынке 

- Сбор обратной связи и анализ пользователей

- Применение цифровых прототипов и технологий виртуальной реальности для тестирования продукта

- Управление финансовыми ресурсами и бюджетирование 

- Ведение бухгалтерии и учет финансовых транзакций

- Использование цифровых бухгалтерских программ

- Автоматизация управления финансами

4 Growth-stage (этап роста)

- Масштабирование производства или услуг

- Расширение рынка и клиентской базы 

- Управление ростом персонала

- Внедрение цифровых систем управления производством

- Использование цифровых маркетинговых инструментов

- Развитие и обучение персонала

- Управление трудовыми отношениями и мотивация сотрудников

- Применение онлайн-платформ для обучения и развития персонала

- Использование HR-систем

5. Mature-stage (зрелый этап)

- Оптимизация бизнес-процессов

- Расширение продуктовой линейки или услуг 

- Диверсификация бизнеса

- Внедрение системы управления производственными процессами (ERP)

- Цифровая диверсификация бизнеса

- Управление обслуживанием клиентов

- Укрепление позиции на рынке

- Продолжение поиска инноваций и развития

- Использование CRM-систем для управления отношениями с клиентами

- Инвестиции в цифровые инновации

На каждом этапе жизненного цикла стартапа возможно использовать различные инструменты для цифровизации. Процесс развития стартапа позволяет полностью автоматизировать работу, что ускоряет не только развитие, что создает предпосылки для роста компании или слияния с более крупной компанией.

 Цифровизация, цифровая трансформация и автоматизация играют ключевую роль в развитии стартапов. Эффективное использование современных технологий способствует повышению конкурентоспособности и успешному вхождению в рынок. Кроме того, они позволяют ускорить рост и развитие организации, не отнимая времени на перестройку процессов. Своевременная цифровизация позволяет организации в короткие сроки масштабировать производство и нарастить объемы продаж.

Список литературы

  1. Раева И. В. Стартап: понятие, особенности, методы оценки // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2021. – №. 6 (237). – С. 45-55.
  2. Пригульный А. Г. Анализ бизнес-процессов-инструмент повышения эффективности стартап-проекта // Современный менеджмент и экономика: проблемы и перспективы развития. – 2022. – С. 259-263.
  3. Blank S., Dorf B. The startup owner's manual: The step-by-step guide for building a great company. – John Wiley & Sons, 2020.
  4. Skala A., Skala A. The startup as a result of innovative entrepreneurship // Digital Startups in Transition Economies: Challenges for Management, Entrepreneurship and Education. – 2019. – С. 1-40.
  5. Бурдуковский В. Н. Проблемы развития стартапа // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2019. – №. 12-1 (40). – С. 227-232.
  6. Мзарелуа Л. П., Халяпин А. А. Особенности инвестирования в стартапы // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. – №. 5-2. – С. 86-89.
  7. Автоматизация бизнеса: начинаем разбираться // Хабр URL: https://habr.com/ru/company/regionsoft/blog/520242/ (дата обращения: 08.10.2023).
  8. Шитова Т. Ф. Разработка и использование бизнес-процессов на платформе «1С: предприятие 8» // Проблемы внедрения цифровых технологий в различные сферы деятельности. – 2023. – С. 78-88.
  9. Тресцова Н. С., Замбржицкая Е. С. Оценка эффективности бизнес-процессов по планированию потребности и подбору персонала на промышленных предприятиях // Закономерности, тенденции и перспективы развития информационной экономики XXI века. – 2021. – С. 98-101.
  10. Ткаченко А. Л., Борисов С. О. Проблемы автоматизации системы управления проектами предприятия // Научные труды Калужского государственного университета имени КЭ Циолковского. – 2021. – С. 120-125.
  11. Ежова Л. С., Дьяконова А. А., Балдюк М. С. Управление проектами в эпоху цифровизации // Актуальные вопросы современной экономики. – 2019. – №. 3-1. – С. 438-441.
  12. Бородулин А. Н., Лепетунов Н. Д. Современные информационные системы управления взаимоотношениями с клиентами // Цифровая экономика и общество. – 2022. – С. 132-136.
  13. Кайтуков Т., Сухинина Е. А., Логунова Н. Ю. Современные проблемы автоматизации предприятий сервиса //Сборник научных трудов Международного научно-технического Симпозиума «Экономические механизмы стратегического управления развитием промышленности» III Международного Косыгинского Форума «Современные задачи инженерных наук». – 2021. – С. 62-69.
  14. Белоусова А. В. Автоматизация деятельности предприятия на основе использования интернет-технологий // Прикладная математика и фундаментальная информатика. – 2022. – С. 69-70.
  15. Соловьев Н., Чернопрудова Е. Системы автоматизации разработки программного обеспечения. – Litres, 2022.

Интересная статья? Поделись ей с другими: