УДК 336.5

Международный опыт бюджетирования госконтрактов и возможности его применения в российских условиях

Сорока Дмитрий Павлович – аспирант кафедры Государственных и муниципальных финансов Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова.

Научный руководитель Чалова Алла Юрьевна – кандидат экономических наук, доцент кафедры Государственных и муниципальных финансов Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова.

Аннотация: В статье исследуется международный опыт использования контрактной системы государственных закупок на примере Южной Кореи и Японии. Определены отличительные черты российской модели бюджетирования государственных контрактов в части планирования и финансирования закупок, ее преимущества для участников контрактной системы.

Ключевые слова: система государственных закупок, государственный контракт, бюджетирование, федеральный бюджет, государственные расходы.

Эффективно функционирующая контрактная система государственных закупок играет важную роль в финансировании расходов бюджетов всех уровней управления, а также смет бюджетополучателей, обеспечивая органов власти необходимыми товарами, работами и услугами для выполнения своих расходных полномочий. В Российской Федерации контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является наиболее распространённым способом участия государства в договорных отношениях.

В процессе исполнения государственных контрактов большое значение отводится их бюджетированию, под которым мы будем понимать совокупность механизмов планирования стоимости государственного контракта, его финансирования в пределах лимитов бюджетных обязательств, контроля расходования бюджетных средств и анализа исполнения бюджета контракта, ориентированного на результат. При этом в Бюджетном кодексе Российской Федерации не зафиксирован сам термин «бюджетирование», но вышеописанный процесс достаточно ёмко отражает его сущность [2].

С развитием цифровой экономики растет и запрос на масштабируемость госконтрактов, повышаются запросы на прозрачность и удобство участия в государственных закупках, в том числе за счет дистанционной работы. Применение цифровых технологий помогает в этом и положительно влияет на уровень привлекательности со стороны контрагентов.

На рисунках 1 и 2 представлена динамика, структура и объемы закупок по государственным и муниципальным контрактам на федеральном, региональном и местном уровнях. За 9 мес. 2023 года сумма размещенных торгов на всех уровнях управления показала прирост на 17,11% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года [3]. Положительная динамика прироста количества заключенных госконтрактов подтверждает актуальность использования данной формы в договорных отношениях.

1

Рисунок 1. Количество заключенных контрактов на всех уровнях исполнительной власти за период I-III кв. 2021-2023 гг. (шт.).

Источник: составлено автором по данным аналитических отчетов Минфина [3, 4, 5]

При этом сумма контрактов растет уже второй год подряд. Если за 1-3 квартал 2021 года госзаказчики опубликовали закупок на сумму 2,741 млрд рублей, то за 9 мес. 2022-го — уже на 5,073 млрд, а за три квартала 2023 года — на 5,332 млрд рублей. Прирост стоимостного объема госконтрактов в 2022 году к 2021 году составил почти 85%; за 9 мес. 2023 года — 5,1%.

2

Рисунок 2. Стоимостной объем заключенных государственных и муниципальных контрактов на всех уровнях исполнительной власти за период I-III кв.2021-2023 гг. (млрд руб.).

Источник: составлено автором по данным аналитических отчетов Минфина [3, 4, 5]

Применение цифровых технологий значительно повышает эффективность бюджетирования государственных и муниципальных контрактов и скорость процесса осуществления закупок товаров работ и услуг. Это проявляется в оперативности размещения заявок потенциальных исполнителей для конкурсного участия в закупках, а также открытости их процедур для участников: все этапы осуществления контракта можно наблюдать на государственных порталах в режиме онлайн. За счет повышения прозрачности процессов государственных и муниципальных закупок стало проще проводить выбраковку недобросовестных поставщиков, оценивать степень риска срыва контракта. Благодаря возможности дистанционного участия растет число контрагентов, желающих принять участие в госзакупках, что отражено на рисунке 1. Также существенно изменилась и средняя стоимость госконтракта. За два прошедших года средняя сумма государственной закупки выросла на 28%. Наибольший рост произошел на федеральном уровне – 163% в 2023 году относительно 2021 года. Наименьшее изменение произошло на региональном уровне осуществления госзакупок – 16% в 2023 году относительно 2021 года.

За последнее десятилетие Российская Федерация активно стала использовать электронные платформы для заключения государственных контрактов с исполнителями. Формирование календарных планов-графиков осуществления госзакупок также упрощается с использованием цифровых технологий. Ведение универсального реестра государственных и муниципальных контрактов, раскрытие ценовой информации по ним позволяет прозрачно отслеживать процессы реализации закупок. В числе наиболее распространенных платформ, используемых в России для осуществления закупочной деятельности для государственных (муниципальных) нужд, выделяют «Единую информационную систему в сфере закупок» (ЕИС), «Берёзку», государственную интегрированную информационную систему «Электронный бюджет», различные электронные торговые площадки банков (ЭТП Газпромбанк) [1].

В этой связи представляется актуальным исследование особенностей использования цифровых технологий в сфере финансирования государственных и муниципальных контрактов на примере передового международного опыта бюджетирования государственных закупок с возможностью его последующего применения в российских условиях. В качестве передовых практик в этой сфере исследуем опыт Южной Кореи и Японии.

С начала XXI века Южная Корея являлась одной из ведущих стран по внедрению цифровых технологий в процессе информационного обеспечения государственных закупок. Разработанная усилиями Службы государственных закупок Южной Кореи электронная платформа KONEPS позволяет интегрировать различные процессы, связанные с контрактной системой закупок. Взаимодействие участников контрактной системы в Южной Кореи на основе использования платформы KONEPS представлено на рисунке 3.

Основной процесс проведения государственных закупок в Южной Корее происходит следующим образом. Для начала государственные органы власти страны (органы власти провинций) определяют перечень потребностей в определённых товарах (работах, услугах) для выполнения своих полномочий. Далее следует размещение государственной закупки через Службу государственного заказа в системе KONEPS, после чего происходит заключение контракта с победившим в конкурсе поставщиком [6].

3

Рисунок 3. Особенности взаимодействия участников контрактной системы государственных закупок в Южной Кореи на платформе KONEPS [6].

Платформа KONEPS позволяет охватить весь процессный цикл проведения закупок в электронном виде. С помощью нее обеспечивается электронный документооборот между участниками государственной закупки, начиная с регистрации и заканчивая обеспечением оплаты госконтракта. Возможность внутри системы осуществить оплату за выполненные для государственных (муниципальных) нужд работы (услуги) или поставку товаров также облегчает банковское сопровождение контракта. Параллельно с этим отраслевые ассоциации получают возможность мониторинга закупочных расценок на перечень востребованных товаров работ и услуг, в результате чего исключается завышение стоимости контракта относительно среднерыночных цен в коммерческом секторе.

Присвоение кредитных рейтингов исполнителям позволяет государству заблаговременно и оперативно получить оценку финансового состояния исполнителя госконтракта и его способности исполнить обязательства по госконтракту в полном объеме. Тем самым в процессе работы южнокорейской информационной системы обеспечивается полная автоматизация процесса государственной закупки. По последним данным южнокорейской Службы государственных закупок платформу KONEPS используют более 400 тысяч поставщиков и 55 тысяч заказчиков [6]. Официально в Южной Корее действуют и другие агрегаторы, но только одна из них– KONEPS является государственной. Через нее проходят все сделки в рамках контрактной системы госзакупок. За последние несколько лет совокупная доля закупок в системе государственных контрактов составила свыше 110 млрд долларов. Использование данной системы обеспечивает государственному бюджету Южной Кореи ежегодную экономию при автоматизированном обслуживании исполнителей и контрагентов до 8 млрд долларов за счет сокращения временных интервалов на анализ, оценку и выбор потенциального поставщика товаров, работ, услуг.

Еще одним примером эффективного использования цифровых технологий в сфере бюджетирования государственных контрактов является японская контрактная система. Как и южнокорейская система, она имеет ряд отличительных особенностей в сравнении с российской электронной системой госзакупок.

В японской контрактной системе государственных закупок нет разделения на контракты для малых, средних и крупных организаций. Все контрагенты вправе участвовать в любых торгах на равных условиях. Процедуры проведения торгов делятся на три типа: открытые, селекционные и ограниченные торги.

 При выборе способа открытых торгов государственное учреждение, которое заинтересовано в осуществлении госзакупки, публикует о своем намерении осуществить госзаказ на выполнение работ, услуг или поставку товара. К участию в государственных закупках такого формата могут присоединиться только поставщики, обладающие определённым уровнем квалификации и предложившие наименьшую цену за выполнение контракта. Последние предназначаются для контрактов с единственным участником или единственным исполнителем госконтракта. В ограниченных закупках происходит схожая ситуация, как и при открытых торгах, за исключением ограниченности круга потенциальных поставщиков в силу специфики выполнения работ, услуг, или поставки товара. При ограниченных торгах государственным учреждениям разрешается в порядке исключения заключать контракты с компаниями из числа отобранных поставщиков без проведения конкурентной тендерной процедуры. Основанием для заключения подобных контрактов являются в том числе:

  • небольшая стоимость контрактов;
  • необходимость сохранения государственной тайны;
  • закупки продукции для ферм, фабрик, школ, лабораторий, тюрем, иных подобных институтов;
  • заключение контракта на территории иностранного государства и др.

В то же время стоимость государственных контрактов отличается завышенной ценой по сравнению с коммерческими закупками в бизнес среде. Эта особенность повышает мотивацию бизнеса к участию в государственных закупках, обеспечивая ему повышенную рентабельность [7].

Рассмотренный выше международный опыт использования электронно-цифровых технологий при реализации государственных закупок и бюджетировании госконтрактов позволяет сформулировать преимущества аналогичного российского опыта в этой сфере.

Прежде всего, стоит отметить быстрый рост и постоянное совершенствование информационных систем в сфере госзакупок. Интеграция цифровых технологий в закупочную деятельность органов власти позволяет также снижать нагрузку на бюджеты всех уровней из-за сокращения издержек при контроле за исполнением госконтрактов, их приемке и анализе контроля расходования бюджетных средств. Несмотря на более позднее относительно рассматриваемых иностранных государств (на 10–15 лет позже) применение в российской практике цифровых технологий в государственной закупочной деятельности, разработанный функционал и оперативные возможности российских платформ ничуть не уступают иностранными аналогами, обеспечивая полную автоматизацию закупочных процессов и возможность реализации и контроля государственных закупок в дистанционном режиме.

Сравнивая процессы использования цифровых технологий в бюджетировании госконтрактов в российской и зарубежной практике, отметим, что Российская Федерация гораздо быстрее осваивает использование и внедрение цифровых технологий в государственные финансы. В настоящее время Россия находится в числе стран-лидеров по их применению. Таким образом, международный опыт определяет объективный вектор для дальнейшего развития цифровых технологий в сфере бюджетирования государственных (муниципальных) контрактов в российских условиях в направлении обеспечения прозрачности, скорости и удобства финансового взаимодействия потенциальных контрагентов с государственными (муниципальными) заказчиками и повышения контроля исполнения государственных (муниципальных) контрактов.

Список литературы

  1. Постановление Правительства РФ от 27.01.2022 N 60 (ред. от 16.08.2023) «О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)
  2. Данилова Анна Алексеевна Международный опыт организации контрактной системы государственных закупок // Евразийский научный журнал. 2020. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnyy-opyt-organizatsii-kontraktnoy-sistemy-gosudarstvennyh-zakupok (дата обращения: 19.03.2024).
  3. Ежеквартальный отчет по результатам мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц за III квартал 2023 г. // URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/contracts/purchases?id_57=304595-ezhekvartalnyi_otchet_po_rezultatam_monitoringa_zakupok_tovarov_rabot_uslug_dlya_obespecheniya_gosudarstvennykh_i_munitsipalnykh_nuzhd_a_takzhe_zakupok_tovarov_rabot_uslug_otdelnymi_vidami_yuridicheskikh_lits_za_iii_kvartal_2023_g. (дата обращения: 12.03.2024)
  4. Сводный аналитический отчет о результатах мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц за 2022 г. // URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/contracts/purchases?id_57=301945-svodnyi_analiticheskii_otchet_o_rezultatakh_monitoringa_zakupok_tovarov_rabot_uslug_dlya_obespecheniya_gosudarstvennykh_i_munitsipalnykh_nuzhd_a_takzhe_zakupok_tovarov_rabot_uslug_otdelnymi_vidami_yuridicheskikh_lits_za_2022_g. (дата обращения: 10.03.2024).
  5. Сводный аналитический отчет о результатах мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц за 2021 г. // URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2022/06/main/2021_Year.pdf (дата обращения: 09.03.2024).
  6. Сайт Службы государственных закупок Южной Кореи // URL: https://www.pps.go.kr/kor/index.do (дата обращения 21.03.2024);
  7. Сайт государственных закупок Японии // URL: https://www.jetro.go.jp/en/database/procurement/procurement.html (дата обращения: 22.03.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими: