УДК 657.37

Интегрированная отчетность: сущность и особенности ее формирования в розничной торговле

Куменова Татьяна Эдуардовна – магистрант Финансового университета при Правительстве РФ.

Аннотация. В данном исследовании представлена значимость интегрированной отчетности для успешного функционирования организаций розничной торговли, что обусловлено ее содержанием, позволяющим предоставлять исчерпывающую информацию для инвесторов.

Ключевые слова: интегрированная отчетность, отчетность, формирование, интегрированный отчет, розничная торговля.

Современный мир характеризуется повсеместным внедрением инновационных технологий, что связано с активным процессом цифровизации, которая поддерживается со стороны государства. Инновации, в первую очередь, внедряют крупные компании, которые имеют достаточный объем финансовых ресурсов для этого. Использование инновационных технологий, как правило, повышают доходность компаний в будущем вне зависимости от сферы деятельности, в том числе это касается и розничной торговли.

Получение прибыли – это ключевая цель торговых организаций, поэтому они заинтересованы в своем масштабировании, что позволяет увеличивать объем получаемой прибыли. Однако для этого необходимым условием выступает привлечение дополнительного капитала, как правило, в форме инвестиций. Но инвесторы, прежде чем инвестировать свои ресурсы в организации, тщательно проводят анализ организации и ее возможностей получать прибыль в долгосрочной перспективе. Это все говорит о том, что для того, чтобы привлечь наибольшее число инвесторов, организация розничной торговли должна предоставить такую отчетность, которая содержала бы информацию не только о финансовом положении экономического субъекта, но и о состоянии нефинансовой составляющей. Все указанные сведения в совокупности дают понять, насколько эффективно работает организация и какие имеет перспективы в будущем. Если ранее достаточно было предоставить только бухгалтерскую (финансовую) отчетность, то с приходом инновационных технологий содержащиеся в такой отчетности данные недостаточны. Поэтому решение такой проблемы заключалось в формировании отчетности, которая бы объединяла в себе финансовые и нефинансовые элементы, характеризующие деятельность организации, и ей стала интегрированная отчетность.

Формирование интегрированной отчетности для организаций розничной торговли не является обязательным в настоящий момент, но ее наличие выступает благоприятным фактором, так как позволяет привлечь наибольшую величину инвестиций посредством наиболее полного раскрытия информации, для чего важно правильно ее формировать с учетом специфики отрасли розничной торговли. Этим и обусловлена актуальность данного исследования.

Интегрированная отчетность – это отчетность, в которой отражается существенная и точная информация о стратегии компании, системе корпоративного управления и взаимоувязанных показателях ее деятельности в экономической, социальной и экологической сферах. Такая отчетность позволяет эффективно отразить финансовую и нефинансовую информацию о компании [1].

В формировании интегрированной отчетности в большинстве случаев заинтересованы крупные компании, в том числе функционирующие в розничной торговле, однако на данный момент в России даже такие представители отрасли, как ПАО «X5 Group», ПАО «Магнит» не имеют официальной интегрированной отчетности. Представленные компании лишь формируют отчет об устойчивом развитии, который содержит нефинансовую информацию, касающуюся экологической их составляющей, социальной, информирует о том, какие проекты были реализованы, а какие запланированы [2]. Но этот отчет не является интегрированной отчетностью, а лишь выступает подобием, потому что ключевым фактором в формировании и предоставлении интегрированной отчетности является содержание информации, касающейся текущего, среднесрочного и долгосрочного развития с указанием целей, задач и направлений их достижения.

Интегрированная отчетность формируется в соответствии со следующими принципами.

Подготовка и презентация интегрированного отчета основывается на следующих принципах:

  • стратегический фокус и ориентация на будущее;
  • совмещение финансовых и нефинансовых показателей;
  • связность информации;
  • взаимодействие с заинтересованными сторонами;
  • существенность;
  • краткость;
  • достоверность и полнота;
  • постоянство и сопоставимость [3].

Организации розничной торговли, осуществляющие деятельность на территории России, не формируют интегрированную отчетность еще по одной причине, которая состоит в том, что российское законодательство не совсем точно определяет особенности составления интегрированной отчетности, так как она выступает одним из видов нефинансовой отчётности, которую должны формировать организации, и зачастую выбор направлен на отчет об устойчивом развитии экономического субъекта, потому что его особенности составления более подробно изложены в Концепции [4].

В соответствии с Международными основами интегрированной отчетности, она базируется на ключевых элементах, представленных на рисунке 1.

k3

Рисунок 1. Составляющие интегрированной отчетности [5]

Рассмотрев базовые элементы интегрированной отчетности и принципы ее составления, можно сказать, что ее формирование и использование в сфере розничной торговли позволит масштабировать деятельность в связи с увеличением инвесторов или величины инвестиций. Это связано с тем, что у успешных торговых организаций появится возможность более подробно донести информацию о своих ключевых особенностях и преимуществах над конкурентами.

Таким образом, можно сделать вывод, что сформированная по заявленным принципам интегрированная отчетность организации, действующей в отрасли розничной торговли, позволит внешним пользователям, включая инвесторов, оценить ее с точки зрения устойчивого развития и сделать правильные выводы при анализе ее показателей. Инвестору важно знать, что организация способна создавать ценности на протяжении краткосрочного, среднесрочного, долгосрочного периода, когда в свою очередь стандартный финансовый отчет торговой организации не дает возможности явно определить ее намерения развития на рынке.

Список литературы

  1. Сапожникова Н.Г. Корпоративные стандарты и формирование интегрированной отчетности / Н.Г. Сапожникова, Ал-Халфи Хаидер Кхдаир Кхалаф // Современная экономика: проблемы и решения. 2022. №3 (147). С. 105-114.
  2. Киркач Ю.Н. Интегрированная отчетность в коммерческих организациях // Учет. Анализ. Аудит. 2021. №6. С. 42-57.
  3. Хачатурова Т.О. Интегрированная отчетность: сущность, значение и перспективы // Международный студенческий научный вестник. 2019. № 5. С. 124-129.
  4. Концепция развития публичной нефинансовой отчетности // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 мая 2017 г. № 876 р.
  5. Голдина А.А Интегрированная отчетность как современный вид отчетности для бизнеса / А.А. Голдина, Е.А. Бадеева, Ю.В. Малахова // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2022. №4 (44). С.32-45.

Интересная статья? Поделись ей с другими: