УДК 65.01

Проектный менеджмент в органах власти: развитие методики оценки зрелости процессов управления

Гуляев Никита Юрьевич – магистрант Тольяттинского государственного университета

Аннотация: В статье автором проводится исследование системы управления проектной деятельностью в органах власти, которая состоит из элементов, включающих группы процессов управления проектами. Также представлено направление развития системы методических рекомендаций по оценке уровня зрелости процессов проектной деятельности в проектном офисе органа власти на муниципальном уровне. Предлагаемые варианты развития оценки направлены на повышение эффективности проектной деятельности в государственном секторе на уровне муниципалитетов. Рекомендации по развитию оценки достижения целевых показателей проектов различных уровней в рамках развития методики оценки зрелости процессов управления проектами можно использовать в органах власти регионального и муниципального уровня.

Ключевые слова: проектный менеджмент, проектная деятельность, органы власти, оценка зрелости процессов управления проектами, система управления проектной деятельностью, проектный офис.

Система управления проектной деятельностью (СУПД) постоянно развивается и совершенствуется в органах власти различного уровня. При этом внимание уделяется нормативно-правовому обеспечению, методическому, структуре и процессам управления, а также другим аспектам и элементам проектной деятельности [1]. Но, несмотря на это, остаются проблемные направления реализации федеральных, региональных, муниципальных проектов. Особенно возникает много вопросов эффективности использования ресурсов при реализации проектов различного уровня и назначения, остается проблема достижения целевых показателей в необходимые сроки и прозрачности управленческих решений и другое [2]. В данном исследовании рассматриваются вопросы повышения эффективности проектной деятельности за счет развития их методического обеспечения, которое может быть масштабировано проектными офисами различного уровня в государственном секторе.

На сегодняшний день все органы государственного и муниципального управления  достаточно эффективно выстраивают процессы проектной деятельности и систему управления проектами в соответствии с утвержденными положениями и методическими рекомендациями, к которым относятся такие нормативно-правовые документы, как Постановление  Правительства РФ от 31.10.2018 № 1288 [3] и «Методические рекомендации по оценке уровня зрелости организации проектной деятельности» [4].

Если рассматривать структуру процессов СУПД в органах власти Российской Федерации, то можно  отметить, что она систематизирована в соответствие с выделенными подходами к оценке зрелости организации проектной деятельности [4]. В обозначенной структуре системы управления проектной деятельностью выделено пять элементов, таких как: «Стратегическое планирование и управление портфелем проектов», «Управление проектами», «Принятие решений и организационная поддержка», «Управление стимулированием участников проектов», «Развитие компетенций и культуры эффективности». В блоках данных элементов детализированы процессы, которые объединены в группы процессов управления проектами. Выделение процессов в системе управления проектами в органах государственной и муниципальной власти обеспечивает возможность в дальнейшем проводить оценку зрелости СУПД в каждом конкретном органе власти. Графическая систематизация основных элементов СУПД, обозначенных выше и выделенных в соответствие Методических рекомендаций №9286п-П6 от 12 декабря 2017 года представлена на рисунке (см. рисунок 1).

На наш взгляд, система оценки уровня зрелости СУПД конкретного органа власти требует доработки в части оценивания результатов процессов управления проектами в разрезе достижения целей и показателей.

image001

Рисунок 1. Система оценки зрелости процессов управления проектами в органах власти.

При этом, необходимо отметить, что в СУПД присутствует в блоке «Управление проектами» процесс «Оценки и иные контрольные мероприятия», и это правильно, так как «основными параметрами проекта является цель, показатели измерения достижений и выгод проекта (программы, портфеля), результат и контрольная точка» [3]. Однако здесь процесс идет в привязке к контрольным мероприятиям и оцениванию показателей конкретного проекта, а не в целом работы системы управления проектной деятельностью во всем отдельно взятом органе власти. Поэтому предлагается в региональных и муниципальных органах власти учитывать достижение целевых показателей и контрольных точек, для этого в качестве дополнительного элемента в СУПД предлагается обозначить еще один блок «Результаты проектной деятельности», где будут суммарно оцениваться процессы достижения целевых показателей проектов различных уровней в конкретном органе власти [5].

Предлагаемые усовершенствования оценки уровня цифровой зрелости  системы управления проектной деятельностью в региональных или муниципальных органах власти предлагается объединить в интегральную оценку зрелости, в которую также войдет оценка зрелости процессов проектного офиса, к которому относится конкретный орган власти. На наш взгляд, это интегральная оценка сможет отразить уровень зрелости СУПД со всех позиций организации управления проектами [6], так как проектные офисы занимают центральное место в организационной структуре  и обеспечивают нормативное и методологическое сопровождение проектной деятельности.

Полученные методические результаты направлены на развитие аналитической поддержки организационных процессов управления проектами в целях развития системы проектной деятельности в органах государственного и муниципального управления и могут быть использованы в деятельности органов государственного сектора в целях развития проектной деятельности в случае их нормативного закрепления.

Список литературы

  1. Митрофанова Я. С. Гибридный подход к управлению проектами цифровой трансформации бизнеса // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2020. –  № 3. – С. 42-48.
  2. Митрофанова Я. С. Разработка стратегии управления проектами на основе больших данных в смарт университете / Я. С. Митрофанова, Н. Ю. Гуляев // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2022. – Т. 2, № 3 (50). – С. 138-146. – DOI 10.51965/20767919_2022_2_3_138.
  3. Постановление Правительства РФ от 31.10.2018 № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» (с изменениями от 24 июня 2021 № 987).
  4. Методические рекомендации по оценке уровня зрелости организации проектной деятельности № 9286п-П6 от 12 декабря 2017 года (Утверждены проектным офисом Правительства). Режим доступа: http://government.ru/news/31306/. Дата обращения: 08.11.2023.
  5. Константинович Д. А. Муниципально-частное партнерство как элемент инвестиционного механизма реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования / Д. А. Константинович, Я. С. Митрофанова // Бюллетень транспортной информации. – 2022. – № 1 (319). – С. 44-52.
  6. Митрофанова Я. С. Цифровая трансформация в государственном управлении: проектный менеджмент на основе нормативного регулирования / Я. С. Митрофанова, В. И. Буренина // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2022. – Т. 2, № 1 (49). – С. 83-91. – DOI 10.51965/20767919_2022_2_1_83.

Интересная статья? Поделись ей с другими: