УДК 33

Контрольно-надзорная деятельность в сфере благоустройства в городе Москве

Рыбаков Роман Олегович – студент магистратуры государственного и муниципального управления Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Московского городского университета управления Правительства Москвы имени Ю.М. Лужкова.

Аннотация: В статье анализируется контрольно-надзорная деятельность в сфере благоустройства в городе Москве. Отмечается важность формирования комфортной городской среды для жизнедеятельности населения. Рассматриваются федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» и индекс качества городской среды. Выявляются нормативная база, содержание и специфика проведения муниципального контроля в сфере благоустройства в городе Москве, приводятся показатели оценки результативности контрольных мероприятий.

Ключевые слова: благоустройство, комфортная городская среда, контрольно-надзорная деятельность, муниципальный контроль, Москва.

Городская среда представляет собой систему связанных элементов города, грамотное управление которой позволяет найти баланс между удовлетворением потребностей населения в формировании комфортных условий жизнедеятельности и сохранением окружающей среды [1]. Формирование комфортной городской среды является ключевой задачей благоустройства – комплекса мер по созданию и поддержанию оптимальных условий для жизни, поднятию уровня комфортабельности и эстетической привлекательности города. Для развития городской среды с учётом потребностей населения органы власти разрабатывают и реализуют различные программы в сфере благоустройства.

Для оценки качества и эффективности реализации данных программ, а также с целью контроля соблюдения физическими и юридическими лицами правил благоустройства городские власти проводят контрольные мероприятия в рамках муниципального контроля [2]. Его объектами выступают деятельность контролируемых лиц в области благоустройства, результаты этой деятельности, включая работы и услуги, а также здания, сооружения, земельные участки и другие объекты городского пространства, к которым предъявляются обязательные для выполнения требования. Значимость контрольных мероприятий для обеспечения высокого качества городской среды обуславливает актуальность исследования их особенностей в столице России.

Целью работы является изучение контрольно-надзорной деятельности в сфере благоустройства в городе Москве. Для её достижения был проведён анализ и синтез нормативно-правовых материалов и тематических научных публикаций, применён системно-структурный подход к рассмотрению ключевых аспектов проблемы исследования.

С 2016 г. в России реализуется федеральный проект «Формирование комфортной городской среды», направленный на создание комфортных условий проживания в городах [3]. Для оценки эффективности благоустройства используется индекс качества городской среды, учитывающий критерии безопасности, комфортности, экологичности, идентичности и разнообразия, современности и актуальности и эффективности управления [4]. Согласно методике расчёта, утверждённой распоряжением Правительства РФ от 23.03.2019 N 510-р, данные критерии применяются к шести городским пространствам [5]:

  • жильё и прилегающие пространства: многоквартирные жилые дома и частный сектор;
  • озеленённые пространства: парки, скверы, сады озеленённые набережные и другие;
  • общественно-деловая инфраструктура: общественное питание, объекты сервисов и услуг, административные учреждения и прочие объекты;
  • социально-досуговая инфраструктура: медицинские, образовательные, спортивные, рекреационные и досуговые учреждения, учреждения культуры и прочие;
  • улично-дорожная сеть: проезды, улицы и набережные;
  • совокупное общегородское пространство.

Максимальное значение индекса составляет 360 баллов. В 2021 г. Москва набрала 293 балла, в 2022 г. – 299 баллов, что является максимальным значением по стране. Поскольку уровень благоустройства городских территорий свидетельствует о качестве и безопасности среды жизнедеятельности, его увеличение является одной из приоритетных задач муниципальных органов власти [6]. В рамках повышения качества городской среды органы власти Москвы осуществляют контрольно-надзорную деятельность в области благоустройства.

Муниципальный контроль в сфере благоустройства является одним из видов муниципального контроля в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ [7]. Процедурный порядок реализации муниципального контроля и функционирование муниципальных контрольных органов определяются в соответствии с уставом муниципального образования и положением о муниципальном контроле [8]. В Москве данная контрольно-надзорная деятельность осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 26.12.2019 N 1849-ПП [9]. Её цель – предупреждение, выявление и пресечение нарушений норм, правил и требований, установленных нормативно-правовыми актами России и города Москвы.

Контрольно-надзорная деятельность в сфере благоустройства направлена на обнаружение и устранение процессов использования, содержания и устройства объектов благоустройства, которые приводят к ухудшению свойств и/или возникновению либо рискам возникновения угрозы для жизни и здоровья населения и состояния окружающей среды. В Москве контрольно-надзорная деятельность в области благоустройства осуществляется в формах выездной проверки или рейдового осмотра [10]. Выбор контрольного мероприятия зависит от числа пользователей объекта контроля: при наличии одного пользователя проводится выездная проверка, нескольких – рейдовый осмотр. В рамках проверки допускается осуществление таких действий, как проведение осмотра, досмотра и опроса, получение письменных объяснений, истребование документов, отбор проб, организация экспертизы и инструментального обследования.

В силу наличия в Москве большого количества объектов контроля в сфере благоустройства проведение сплошных проверок является нецелесообразным, поэтому проверяющие используют риск-ориентированный подход [11]. В его рамках все объекты контроля объединены в четыре группы риска в зависимости от категоризации правил, по которым были сделаны нарушения, добросовестности проверяемых лиц, выражающейся в содействии инспекторам в проведении мероприятий, и срока, в течение которого были выявлены нарушения. Также при наличии случаев гибели или травмирования граждан вследствие несоблюдения подлежащим контролю лицом установленных требований в области благоустройства объект контроля причисляется к категории значительного риска.

Причисление объектов контроля к группам риска определяет периодичность проведения плановых контрольно-надзорных мероприятий:

  • значительный риск – один раз в три года;
  • средний риск – один раз в четыре года;
  • умеренный риск – один раз в шесть лет;
  • низкий риск – плановые мероприятия не осуществляются.

В целях реализации постановления N 1849-ПП Приказом Объединения административно-технических инспекций от 21.02.2020 N 39 утверждён Порядок оценки результативности государственного контроля в области благоустройства в городе Москве [12]. Согласно ему, оценка контрольных мероприятий осуществляется на основе расчёта показателей результативности и эффективности контроля и их сравнения с целевыми показателями. Порядок выделяет следующие показатели:

  1. Ключевые показатели:
  • доля невыполненных предписаний об устранении выявленных нарушений.
  1. Индикативные показатели:
  • выполнение плана проверок в отчётном периоде;
  • доля проверок, проведённых в отчётном периоде, результаты которых были признаны недействительными;
  • доля внеплановых проверок по обращениям и при наступлении или угрозе наступления вреда жизни и здоровья граждан или ущерба окружающей среде от числа направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании внеплановых проверок;
  • доля неуплаченных в отчётном периоде штрафов, которые были наложены при проведении проверок, не повлёкших применения мер реагирования;
  • доля предупреждений об общего количества наказаний, указывающая на сокращение репрессивности контрольно-надзорной деятельности;
  • доля компаний, подвергнутых контролю;
  • показатели эффективности выдачи предостережений;
  • доля выполнения программы профилактики нарушений обязательных требований в отчётном периоде;
  • доля инспекторов, работающих от трёх лет, которые за последние три года прошли профильное профессиональное обучение и/или получили профессиональное образование.

Таким образом, контрольно-надзорная деятельность в сфере благоустройства является важным инструментом обеспечения формирования комфортных условий жизнедеятельности города, поскольку повышает прозрачность и эффективность работ по обустройству городского пространства. В Москве при осуществлении контроля в области благоустройства применяется риск-ориентированный подход, причём при проведении контрольно-надзорных мероприятий власти Москвы уделяют особое внимание числу травмированных и погибших в результате нарушения законодательно установленных норм и правил в области благоустройства. Результативность контрольных мероприятий подлежит оценке, на основании которой меры в рамках контрольно-надзорной деятельности оптимизируются.

Список литературы

  1. Аксенова В.В. Формы реализации общественного контроля в формировании комфортной городской среды // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2021. – № 4-1. – С. 18-23. – DOI: 10.23672/r9372-2515-6413-z
  2. Сводный доклад о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации за 2022 год. – М: Минэкономразвития России, 2023. – 150 с.
  3. Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» [Электронный ресурс] // Формирование комфортной городской среды. – URL: https://gorodsreda.ru/ (дата обращения: 29.03.2024).
  4. Индекс качества городской среды – инструмент для оценки качества материальной городской среды и условий её формирования [Электронный ресурс] // Индекс качества городской среды. – URL: https://xn----dtbcccdtsypabxk.xn--p1ai/#/ (дата обращения: 29.03.2024).
  5. Распоряжение Правительства РФ от 23.03.2019 N 510-р (ред. от 20.09.2023) «Об утверждении Методики формирования индекса качества городской среды» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72104984/ (дата обращения: 29.03.2024).
  6. Журавлев П.А., Марукян А.М., Абдрахманов С.С. Региональное и федеральное регулирование деятельности по благоустройству территории // Новые технологии в строительстве. – 2023. – Т. 9, № 4. – С. 208-212. – DOI: 10.24412/2409-4358-2023-4-208-212
  7. Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358750/ (дата обращения: 29.03.2024).
  8. Соловьева С.В. К вопросу об особенностях правового регулирования муниципального контроля // Право и практика. – 2022. – № 1. – С. 85-91. – DOI: 10.24412/2411-2275-2022-1-85-91
  9. Постановление Правительства Москвы от 26.12.2019 N 1849-ПП «Об утверждении Порядка оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти города Москвы» [Электронный ресурс] // АО «Кодекс». – URL: https://docs.cntd.ru/document/564112298?marker=64U0IK (дата обращения: 29.03.2024).
  10. Контроль в сфере благоустройства [Электронный ресурс] // Официальный портал Мэра и Правительства Москвы. – URL: https://www.mos.ru/pgu/ru/services/procedure/0/0/7700000000191159662/ (дата обращения: 29.03.2024).
  11. Степанов А.М. Риск-ориентированный подход в государственном и муниципальном контроле в сфере благоустройства // Московский экономический журнал. – 2022. – № 7. – С. 266-275. – DOI: 10.55186/2413046X_2022_7_7_414
  12. Приказ Объединения административно-технических инспекций от 21.02.2020 N 39 «Об утверждении Порядка оценки результативности государственного контроля в области благоустройства в городе Москве» [Электронный ресурс] // Официальный портал Мэра и Правительства Москвы. – URL: https://www.mos.ru/oati/documents/gosudarstvennyi-kontrol-v-oblasti-blagoustroistva/view/235885220/ (дата обращения: 29.03.2024).