УДК 332.146.2

Перспективы развития «Умных городов» в России

Анопченко Татьяна Юрьевна – доктор экономических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова.

Захаров Павел Сергеевич – аспирант Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова.

Аннотация: В статье рассматриваются перспективы развития концепции «Умный город» в России, исходя из анализа реализации ведомственного проекта Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации «Умный город» и его влияния на развитие цифровой инфраструктуры городов. Проект предусматривает поддержку цифровых трансформаций, установление стандартов для «умных городов» и оценку эффективности инноваций в области городского развития с помощью индекса «IQ городов». Однако результаты проекта в разных городах неоднозначны, поскольку проект «Умный город» имеет ряд недостатков, которые так же были рассмотрены в статье.

Ключевые слова: умный город, цифровизация, информатизация, цифровая экономика, информационно-коммуникационные технологии.

На текущий момент не существует одного, общепризнанного определения термина «умный город». Одна из крупнейших IT-компаний IBM определяет «умный город» как город, который эффективно использует всю доступную информацию для улучшения управления и оптимизации использования ограниченных ресурсов городского хозяйства [5]. В то же время, исследователи предлагают собственные определения этого понятия. Например, Роберт Эрнст Холл утверждает, что «умным городом» является такой город, который отслеживает и интегрирует состояние всей своей критически важной инфраструктуры [1]. В проекте Минстроя РФ под «умным городом» подразумевается подход к развитию города, использующего цифровые инструменты для повышения уровня жизни, качества услуг и эффективности управления. Учитывая различные подходы к пониманию «умного города», можно дать наиболее соответствующее всем ранее рассмотренным подходам определение. Таким образом, «умный город» ‒ это концепция, основанная на использовании современных технологий и инноваций для повышения качества жизни, эффективности работы городских служб и оптимального использования ресурсов.

 «Умность» города определяется тем, насколько развита инфраструктура, основанная на ИКТ и цифровых технологиях, однако помимо информационной составляющий, «умный город» от остальных городов отличается своей экологичностью, развитой инфраструктурой общественного транспорта, развитым государственно-частным партнёрством, однако наиболее важным элементом «умного города» является информационная инфраструктура, представляющую собой систему программного обеспечения, пользовательских интерфейсов, коммуникационных сетей, в частности, Интернета вещей (IoT) [3]. Информационная инфраструктура, учитывая уникальные для каждого города условия развития, везде разная, однако возможно выделить общую структуру, встречающуюся в каждом «умном городе». Обобщённая информационная инфраструктура «умного города» отображена на Рисунке 1.

Рисунок9

Рисунок 1. Информационная инфраструктура «умного города»
(составлен автором по источнику [2])

Как и во всём мире, в России существуют попытки развития «умных городов». Помимо многочисленных проектов по внедрению цифровых технологий в управлении городским хозяйством, реализуемых в разных городах страны, существует так же и ведомственный проект Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации «Умный город», реализуемый в рамках национального проекта «Цифровая экономика». Проект предоставляет Минстрою механизм поддержки отдельных проектов цифровой трансформации городов, а также устанавливает стандарты соответствия городов «умным городам».

В этом проекте используются цифровые инструменты для повышения уровня жизни, улучшения качества предоставляемых услуг и оптимизации управления в 213 городах России, включая мегаполисы, крупные города с населением более 100 000 человек, региональные и муниципальные административные центры [7].

С 2018 года Минстроем России ведётся индекс для измерения уровня цифровой трансформации городской инфраструктуры. Этот индекс, известный как «IQ городов», направлен на оценку эффективности инициатив в области городского развития и выявление областей для улучшения. Цель этого проекта – повысить «IQ городов» на 30% к 2024 году по сравнению с его первоначальным уровнем.

«IQ городов» рассчитывается по десяти направлениям: городское управление, «умное» ЖКХ, инновации для городской среды, «умный» городской транспорт, интеллектуальные системы общественной и экологической безопасности, туризм и сервис, интеллектуальные системы социальных услуг, экономическое состояние и инвестклимат, инфраструктура сетей связи, и содержит 47 показателей [5]. Важно отметить, что в настоящее время «IQ городов» рассчитан только с 2018 по 2022 год (Таблица 1).

Таблица 1. Динамика показателя «IQ городов» с 2018 по 2022 год
(составлено автором по источнику [6])

 

2018

2019

2020

2021

2022

Крупнейшие города

Москва

81,19

101,65

103,25

117,16

120

Санкт-Петербург

50,37

53,62

55,81

98,13

88,43

Казань

52,58

53,91

60,93

85,00

88,33

Крупные города

Химки

66,32

68,9

74,6

83,98

69,16

Балашиха

59,38

63,16

64,31

67,21

36,63

Тюмень

58,31

67,01

67,01

100,75

110,72

Большие города

Реутов

71,35

71,46

68,92

85,34

118,57

Серпухов

63,5

64,01

64,52

65,03

61,67

Электросталь

61,88

61,91

61,94

61,97

69,05

Реализация ведомственного проекта «Умный город» Министерства строительства Российской Федерации, привела к разнонаправленным изменениям показателей «IQ городов». Два крупных города, Москва и Санкт-Петербург, продемонстрировали разные тенденции.

В Москве наблюдается последовательный рост показателей «IQ города» с 2018 года. В Санкт-Петербурге, с другой стороны, наблюдаются значительные колебания показателей, что указывает на более сложную ситуацию. Казань продемонстрировала более стабильную динамику с незначительными колебаниями показателей «IQ города». Если эти тенденции сохранятся, то и Москва, и Казань могут продолжить повышать свои интеллектуальные рейтинги.

Среди других крупных городов динамика индекса «IQ города» была более разнообразной. Химки, Балашиха и Тюмень за последние несколько лет продемонстрировали различные тенденции. В период с 2018 по 2020 год в Химках наблюдался устойчивый рост показателей IQ, в среднем примерно на 3% в год. Однако в последнее время темпы роста замедлились, и в 2022 году произошло даже незначительное снижение. В Балашихе наблюдалась неустойчивая, но в целом растущая тенденция к повышению «IQ города», однако за 2022 год показатель Балашихи резко снизился, в то время как в Тюмени также наблюдались некоторые колебания, но общая тенденция оставалась положительной.

Ведомственный проект Минстроя России «Умный город» оказал неоднозначное влияние на развитие разных городов. Москва и Казань, в частности, стали лидерами в области цифровизации городского хозяйства, где, помимо этого проекта, реализовывались другие меры по информатизации городского управления [4]. Динамика изменения индекса в Санкт-Петербурге и других упомянутых городах была более сложной и изменчивой. Проект лишь стимулировал местные инициативы по цифровизации городского хозяйства, но он не предлагал внедрение каких-либо готовых решений в городское управление, чем и объясняются такие результаты реализации проекта. Проект «Умный город» был бы гораздо более эффективным, если бы содержал в себе не только мероприятия по стимулированию цифровизации городского хозяйства, но и инициативы по разработке IT-продуктов для информатизации городского управления. Проект также должен быть взаимосвязан с другими инициативами федеральных органов власти и/или органов власти субъекта РФ, а также органов местного самоуправления, направленными на развитие государственно-частного партнерства с IT компаниями, улучшение экологической ситуации и развитие инфраструктуры общественного транспорта.

В целом, перспективы развития «умных городов» в России остаются позитивными. Ведомственный проект Минстроя России «Умный город» продолжает поддерживать инициативы по цифровой трансформации городов, при этом крупнейшие города страны, такие как Москва и Казань находятся в авангарде информатизации городского управления. Это указывает на то, что эти города будут продолжать расти и эволюционировать в направлении «умных городов», однако для менее крупных городов путь к соответствию стандартам «умного города» не может быть так же чётко определён.

Список литературы

  1. Hall, R. E. The vision of a smart city // 2nd International Life Extension Technology Workshop. - 2020. - С. 1-6.
  2. Атдаева О.Г., Абдыресулов С.А. Использование современных технологий в развитии умных городов // Вестник науки. - 2023. - С. 60.
  3. Веселова А.О., Хацкелевич А. Н., Ежова Л.С. Перспективы создания «умных городов» в России: систематизация проблем и направлений их решения // Вестник ПГУ. Серия: Экономика. 2018. №1.
  4. Павлова М. А., Гаврилина А. Б. Умные города: перспективы появления и развития в России // Электронный научный архив УрФУ. - 2023. - С. 36-39.
  5. What is a smart city? // IBM URL: https://www.ibm.com/topics/smart-city (дата обращения: 28.03.2024).
  6. Минстрой России представил первый индекс IQ городов // Минстрой России URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/press/minstroy-rossii-predstavil-pervyy-indeks-iq-gorodov-/ (дата обращения: 28.03.2024).
  7. Проект Цифровизации городского хозяйства «Умный город» // Минстрой России URL: https://minstroyrf.gov.ru/trades/gorodskaya-sreda/proekt-tsifrovizatsii-gorodskogo-khozyaystva-umnyy-gorod/ (дата обращения: 28.03.2024).