УДК 332.146.2
Перспективы развития «Умных городов» в России
Анопченко Татьяна Юрьевна – доктор экономических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова.
Захаров Павел Сергеевич – аспирант Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова.
Аннотация: В статье рассматриваются перспективы развития концепции «Умный город» в России, исходя из анализа реализации ведомственного проекта Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации «Умный город» и его влияния на развитие цифровой инфраструктуры городов. Проект предусматривает поддержку цифровых трансформаций, установление стандартов для «умных городов» и оценку эффективности инноваций в области городского развития с помощью индекса «IQ городов». Однако результаты проекта в разных городах неоднозначны, поскольку проект «Умный город» имеет ряд недостатков, которые так же были рассмотрены в статье.
Ключевые слова: умный город, цифровизация, информатизация, цифровая экономика, информационно-коммуникационные технологии.
На текущий момент не существует одного, общепризнанного определения термина «умный город». Одна из крупнейших IT-компаний IBM определяет «умный город» как город, который эффективно использует всю доступную информацию для улучшения управления и оптимизации использования ограниченных ресурсов городского хозяйства [5]. В то же время, исследователи предлагают собственные определения этого понятия. Например, Роберт Эрнст Холл утверждает, что «умным городом» является такой город, который отслеживает и интегрирует состояние всей своей критически важной инфраструктуры [1]. В проекте Минстроя РФ под «умным городом» подразумевается подход к развитию города, использующего цифровые инструменты для повышения уровня жизни, качества услуг и эффективности управления. Учитывая различные подходы к пониманию «умного города», можно дать наиболее соответствующее всем ранее рассмотренным подходам определение. Таким образом, «умный город» ‒ это концепция, основанная на использовании современных технологий и инноваций для повышения качества жизни, эффективности работы городских служб и оптимального использования ресурсов.
«Умность» города определяется тем, насколько развита инфраструктура, основанная на ИКТ и цифровых технологиях, однако помимо информационной составляющий, «умный город» от остальных городов отличается своей экологичностью, развитой инфраструктурой общественного транспорта, развитым государственно-частным партнёрством, однако наиболее важным элементом «умного города» является информационная инфраструктура, представляющую собой систему программного обеспечения, пользовательских интерфейсов, коммуникационных сетей, в частности, Интернета вещей (IoT) [3]. Информационная инфраструктура, учитывая уникальные для каждого города условия развития, везде разная, однако возможно выделить общую структуру, встречающуюся в каждом «умном городе». Обобщённая информационная инфраструктура «умного города» отображена на Рисунке 1.
Рисунок 1. Информационная инфраструктура «умного города»
(составлен автором по источнику [2])
Как и во всём мире, в России существуют попытки развития «умных городов». Помимо многочисленных проектов по внедрению цифровых технологий в управлении городским хозяйством, реализуемых в разных городах страны, существует так же и ведомственный проект Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации «Умный город», реализуемый в рамках национального проекта «Цифровая экономика». Проект предоставляет Минстрою механизм поддержки отдельных проектов цифровой трансформации городов, а также устанавливает стандарты соответствия городов «умным городам».
В этом проекте используются цифровые инструменты для повышения уровня жизни, улучшения качества предоставляемых услуг и оптимизации управления в 213 городах России, включая мегаполисы, крупные города с населением более 100 000 человек, региональные и муниципальные административные центры [7].
С 2018 года Минстроем России ведётся индекс для измерения уровня цифровой трансформации городской инфраструктуры. Этот индекс, известный как «IQ городов», направлен на оценку эффективности инициатив в области городского развития и выявление областей для улучшения. Цель этого проекта – повысить «IQ городов» на 30% к 2024 году по сравнению с его первоначальным уровнем.
«IQ городов» рассчитывается по десяти направлениям: городское управление, «умное» ЖКХ, инновации для городской среды, «умный» городской транспорт, интеллектуальные системы общественной и экологической безопасности, туризм и сервис, интеллектуальные системы социальных услуг, экономическое состояние и инвестклимат, инфраструктура сетей связи, и содержит 47 показателей [5]. Важно отметить, что в настоящее время «IQ городов» рассчитан только с 2018 по 2022 год (Таблица 1).
Таблица 1. Динамика показателя «IQ городов» с 2018 по 2022 год
(составлено автором по источнику [6])
|
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
Крупнейшие города |
|||||
Москва |
81,19 |
101,65 |
103,25 |
117,16 |
120 |
Санкт-Петербург |
50,37 |
53,62 |
55,81 |
98,13 |
88,43 |
Казань |
52,58 |
53,91 |
60,93 |
85,00 |
88,33 |
Крупные города |
|||||
Химки |
66,32 |
68,9 |
74,6 |
83,98 |
69,16 |
Балашиха |
59,38 |
63,16 |
64,31 |
67,21 |
36,63 |
Тюмень |
58,31 |
67,01 |
67,01 |
100,75 |
110,72 |
Большие города |
|||||
Реутов |
71,35 |
71,46 |
68,92 |
85,34 |
118,57 |
Серпухов |
63,5 |
64,01 |
64,52 |
65,03 |
61,67 |
Электросталь |
61,88 |
61,91 |
61,94 |
61,97 |
69,05 |
Реализация ведомственного проекта «Умный город» Министерства строительства Российской Федерации, привела к разнонаправленным изменениям показателей «IQ городов». Два крупных города, Москва и Санкт-Петербург, продемонстрировали разные тенденции.
В Москве наблюдается последовательный рост показателей «IQ города» с 2018 года. В Санкт-Петербурге, с другой стороны, наблюдаются значительные колебания показателей, что указывает на более сложную ситуацию. Казань продемонстрировала более стабильную динамику с незначительными колебаниями показателей «IQ города». Если эти тенденции сохранятся, то и Москва, и Казань могут продолжить повышать свои интеллектуальные рейтинги.
Среди других крупных городов динамика индекса «IQ города» была более разнообразной. Химки, Балашиха и Тюмень за последние несколько лет продемонстрировали различные тенденции. В период с 2018 по 2020 год в Химках наблюдался устойчивый рост показателей IQ, в среднем примерно на 3% в год. Однако в последнее время темпы роста замедлились, и в 2022 году произошло даже незначительное снижение. В Балашихе наблюдалась неустойчивая, но в целом растущая тенденция к повышению «IQ города», однако за 2022 год показатель Балашихи резко снизился, в то время как в Тюмени также наблюдались некоторые колебания, но общая тенденция оставалась положительной.
Ведомственный проект Минстроя России «Умный город» оказал неоднозначное влияние на развитие разных городов. Москва и Казань, в частности, стали лидерами в области цифровизации городского хозяйства, где, помимо этого проекта, реализовывались другие меры по информатизации городского управления [4]. Динамика изменения индекса в Санкт-Петербурге и других упомянутых городах была более сложной и изменчивой. Проект лишь стимулировал местные инициативы по цифровизации городского хозяйства, но он не предлагал внедрение каких-либо готовых решений в городское управление, чем и объясняются такие результаты реализации проекта. Проект «Умный город» был бы гораздо более эффективным, если бы содержал в себе не только мероприятия по стимулированию цифровизации городского хозяйства, но и инициативы по разработке IT-продуктов для информатизации городского управления. Проект также должен быть взаимосвязан с другими инициативами федеральных органов власти и/или органов власти субъекта РФ, а также органов местного самоуправления, направленными на развитие государственно-частного партнерства с IT компаниями, улучшение экологической ситуации и развитие инфраструктуры общественного транспорта.
В целом, перспективы развития «умных городов» в России остаются позитивными. Ведомственный проект Минстроя России «Умный город» продолжает поддерживать инициативы по цифровой трансформации городов, при этом крупнейшие города страны, такие как Москва и Казань находятся в авангарде информатизации городского управления. Это указывает на то, что эти города будут продолжать расти и эволюционировать в направлении «умных городов», однако для менее крупных городов путь к соответствию стандартам «умного города» не может быть так же чётко определён.
Список литературы
- Hall, R. E. The vision of a smart city // 2nd International Life Extension Technology Workshop. - 2020. - С. 1-6.
- Атдаева О.Г., Абдыресулов С.А. Использование современных технологий в развитии умных городов // Вестник науки. - 2023. - С. 60.
- Веселова А.О., Хацкелевич А. Н., Ежова Л.С. Перспективы создания «умных городов» в России: систематизация проблем и направлений их решения // Вестник ПГУ. Серия: Экономика. 2018. №1.
- Павлова М. А., Гаврилина А. Б. Умные города: перспективы появления и развития в России // Электронный научный архив УрФУ. - 2023. - С. 36-39.
- What is a smart city? // IBM URL: https://www.ibm.com/topics/smart-city (дата обращения: 28.03.2024).
- Минстрой России представил первый индекс IQ городов // Минстрой России URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/press/minstroy-rossii-predstavil-pervyy-indeks-iq-gorodov-/ (дата обращения: 28.03.2024).
- Проект Цифровизации городского хозяйства «Умный город» // Минстрой России URL: https://minstroyrf.gov.ru/trades/gorodskaya-sreda/proekt-tsifrovizatsii-gorodskogo-khozyaystva-umnyy-gorod/ (дата обращения: 28.03.2024).