УДК 65.011.14

ДМС как инструмент корпоративной социальной ответственности

Косарева Екатерина Андреевна – аспирант Российского государственного университета правосудия.

Аннотация: В научной статье рассмотрена практическая роль добровольного социального страхования при совершенствовании корпоративной социальной ответственности компаний России, которые заинтересованы во вовлеченности персонала. Рассмотрены основные теоретико-практические аспекты корпоративной социальной ответственности и как добровольное медицинское страхование используется для ее проведения. Реализация корпоративной социальной ответственности позволяет компании улучшать свой корпоративный имидж и репутацию работодателя перед персоналом. Такая стратегия способствует увеличению конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности бизнеса.

Ключевые слова: добровольное медицинское страхование, корпоративная социальная ответственность, здоровье персонала, вовлеченность персонала, страховой рынок.

Актуальность научного исследования связана с новизной тематики, которую в современной практике России исследует лишь малое количество авторов и ученых. Вместе с тем, добровольное медицинское страхование по праву стоит считать одним из наиболее перспективных инструментов повышения эффективности корпоративной социальной ответственности современной компании.

В широком смысле корпоративная-социальная ответственность (КСО) представляет собой добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, зачастую не связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законодательного минимума и принятых в обществе этических норм [1].

Развитие корпоративной социальной ответственности российских компаний позволяет увеличивать стоимость бренда, формировать новые конкурентные преимущества и повышать уровень жизни общества. Для предприятий рост вовлеченности в достижение целей в области устойчивого развития выступает новой составляющей социальной ответственности бизнеса. Благодаря реализации концепции социальной ответственности формируются стимулы для роста стоимости бренда и корпоративного имиджа компании в глазах стейкхолдеров [3].

Практическая роль корпоративной социальной ответственности при обеспечении PR-деятельности устойчивого развития компании определяется тем, что с ее помощью достигаются следующие цели, как [2]:

  • формирование конкурентного позиционирования компании на рынке, увеличение конкурентных преимуществ над конкурирующими организации;
  • формирование конкурентных преимуществ и отличительных качеств компании;
  • формирование инвестиционной привлекательности организации, увеличения деловой репутации финансово платежеспособного экономического субъекта;
  • увеличение потребительской лояльности клиентов и повышение доверия целевой аудитории к рекламе и маркетинговой программе компании;
  • увеличение объема продаж продукции, выручки и финансового результата экономической деятельности.

Чтобы обеспечить успешную реализацию корпоративной социальной политики компании необходимо использовать для этого разные сферы влияния, к которым, в том числе, относится здоровье персонала. С целью обеспечения роста качества здоровья человеческих ресурсов организации можно использовать такой инструмент страхового рынка, как добровольное медицинское страхование (ДМС).

Чтобы оценить роль ДМС на страховом рынке России, обратимся к графику на рис. 1, где изображена динамика изменения структуры и объема рынка страховых услуг за период 2020-2022 гг.

Рисунок7

Рисунок 1. Динамика страхового рынка и отдельных его сегментов в России в период пандемии, в млрд руб. [4].

Таким образом, за период с 2020 по 2022 гг. общий рынок страхования в России вырос с 1,538 трлн руб. до 1,817 трлн руб. При этом сектор добровольного медицинского страхования увеличился с 176,9 млрд руб. до 214 млрд руб. В общей структуре страхового рынка страны ДМС занимает по данным за 2022 г. 11,78% доли.

А.Б. Зудин и А.С. Абубакиров провели опрос сотрудников компании, где был задан вопрос об уровне их удовлетворенности программой ДМС, реализуемой в рамках корпоративной социальной ответственности. Результаты продемонстрированы на диаграмме рис. 2 [5].

Рисунок8

Рисунок 2. Удовлетворенность сотрудниками программой КСО при предоставлении пакета услуг ДМС

Предоставление социальных гарантий сотрудникам в рамках корпоративной социальной ответственности путем дополнительного медицинского страхования возлагает на компанию дополнительные финансовые расходы и административное бремя. Поэтому, принимая определенную социальную ответственность за своих работников, компания обязана оценивать экономическую эффективность подобных мероприятий, не увеличивая для себя финансовое бремя, которое не принесет дополнительных дивидендов.

По нашему мнению, реализация такой корпоративной социальной ответственности позволяет увеличить вовлеченность персонала, ведь уровень их здоровья повышается, а проблем обеспечения себя качественными медицинскими услугами снижается. В особенности увеличивается вовлеченность сотрудников, которые имеют возраст от 40 и более лет. Компании, использующие продукты добровольного медицинского страхования для своего персонала, способны увеличивать ценность своего бренда, как работодателя, и имиджа в корпоративной среде, что улучшает взаимоотношения и с другими группами стейкхолдеров.

Таким образом, добровольное медицинское страхование перспективный инструмент совершенствования корпоративной социальной ответственности компании при работе с ее человеческими ресурсами, который позволяет достигать целей устойчивого развития и повышать эффективность трудовой деятельности сотрудников, вовлеченных в труд и удовлетворенных своим работодателем.

Список литературы

  1. Клычова Г.С., Салахутдинова Э.Р. Теоретические подходы к формированию корпоративной социальной ответственности бизнеса // Международный бухгалтерский учет. 2022. Т. 25. № 1 (487). С. 45-57.
  2. Макаров И.Н., Назаренко В.С., Дробот Е.В. Корпоративная социальная ответственность как элемент взаимодействия компании со стейкхолдерами // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. 2021. Т. 2. № 2. С. 113-128.
  3. Андреева О.В. Корпоративная социальная ответственность: финансовый аспект // Фундаментальные исследования. 2022. № 3. С. 13-18.
  4. Итоги 2022 года на страховом рынке и прогноз на 2023-й. URL: https://www.raexpert.ru/researches/insurance/ins_2022/ (дата обращения: 15.02.2024).
  5. Зудин А.Б., Абубакиров А.С. Удовлетворенность работников программами ДМС, реализуемыми в рамках корпоративной социальной ответственности // Общественное здоровье и здравоохранение. 2021. № 1 (69). С. 43-46.