УДК 339

Торгово-экономические отношения России и Республики Корея в условиях санкций

Яманова Елизавета Алексеевна – магистрант Института Международных отношений Национального исследовательского ядерного университета МИФИ.

Суслина Ирина Викторовна – кандидат экономических наук, доцент кафедры Международных отношений Института Международных отношений Национального исследовательского ядерного университета МИФИ.

Аннотация: В работе рассматриваются история становления и развития отношений Российской Федерации и Республики Корея в торгово-экономической сфере. Анализируются показатели и динамика торгово-экономического взаимодействия России и Республики Корея. Проводится анализ показателей и состояния российско-южнокорейских отношений под влиянием санкций.

Ключевые слова: Республика Корея, Южная Корея, российско-корейские отношения, торгово-экономические отношения, санкции.

Введение

Республика Корея является страной, которая продемонстрировала одну из ярчайших экономических трансформаций. Будучи в 1960-х годах одной из беднейших стран мира, в 2021 году Республика Корея являлась 10-й по величине экономикой мира по ВВП, 4-й по величине в Азии и 6-й по величине торговой страной по объему торговли товарами [1]. Республика Корея добилась больших успехов на рынках различных стран мира.

После того как вектор российских интересов стал всё больше направляться на Восток, важным приоритетом стало сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), в частности, с Республикой Корея. До 2022 года Республика Корея являлась одним из основных торговых партнёров России в АТР, занимая второе место среди азиатских государств и уступая по объёму взаимного товарооборота только Китаю.

Торгово-экономическое сотрудничество между Россией и Республикой Корея за тридцать лет продемонстрировало положительную динамику. Однако санкции, введённые после 24 февраля 2022 года, негативно отразились на двусторонних отношениях, что привело к снижению показателей торгово-экономического сотрудничества.

Актуальность данной работы определяется объективными предпосылками для формирования стратегических интересов России в регионе, а также необходимостью определения перспектив и корректировки стратегических подходов к формированию двусторонних российско-южнокорейских торгово-экономических отношений с учетом санкций.

Становление торгово-экономических отношений

В 2025 году будет отмечаться 35 лет с момента установления дипломатических отношений между Республикой Корея и с существовавшим на тот момент СССР. Установление дипломатических отношений между представителями двух разных блоков стало возможным благодаря курсу «Северной политики», взятому в начале 1990-х годов президентом Республики Корея Ро Дэ У, окончанию «Холодной войны» и сближению СССР со странами капиталистического блока, а также благодаря смене политических и экономических интересов, в том числе в отношении Корейского полуострова. 14 декабря 1990 года была подписана Декларация, которая определила общие принципы отношений между СССР и РК [2]. 

После распада СССР Россия взяла долги бывших республик на себя, постепенно между бывшими социалистическими странами стали рушиться экономические промышленные связи в рамках распавшегося Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) в 1991 г., а также осложнялись связи с КНДР, которая до этого времени была союзником СССР на Корейском полуострове. В результате в РФ произошел спад производства, снизился товарооборот во внешнеэкономической деятельности. Республика Корея, в свою очередь, на момент заключения дипломатических отношений с Россией представляла и представляет собой одну из ведущих стран с развитой рыночной экономикой [3].

Важным фактором для расширения экономического сотрудничества между Россией и Республикой Корея стала взаимодополняемость их экономических структур. Республика Корея представляет собой страну с экспортно-ориентированной экономикой, с незначительными запасами минеральных и природных ресурсов. В то же время Россия, обладающая значительным запасом природных ресурсов, является перспективным рынком для сбыта южнокорейской промышленной продукции.

Торгово-экономические отношения РФ и РК до 24 февраля 2022 года

Динамика торгово-экономического сотрудничества России и Республики Корея по статистическим показателям выглядят положительно. С 1992 по 2014 гг. внешнеторговый оборот увеличился более чем в 140 раз - с 190 млн долл. до 27,3 млрд. долл [4].

В 2014 году Республика Корея не присоединилась к западным санкциям против России, однако в 2015 году показатели товарооборота значительно снизились с 27,3 млрд долл до 18 млрд долл. (см. рисунок 1).

В 2015–2016 снижение показателей товарооборота продолжилось и составило 2,9 млрд долл. (-16%). Экспорт России в Республику Корея уменьшился на 3,4 млрд долл. (-25,6%), а импорт из Республики Корея в Россию вырос на 0,55 млрд долл. (+12%) [5].

Проводимая президентом Республики Корея Мун Чжэ Ином (2017–2022 гг.) «Новая северная политика» сочеталась с политикой «поворота на Восток» в России, что способствовало активному развитию сотрудничества. На третьем Восточном экономическом форуме в сентябре 2017 г. Мун Чжэ Ин обозначил концепцию о наведении «девяти мостов», подразумевающую проекты развития двустороннего сотрудничества в девяти ключевых сферах, таких как газовая сфера, судостроение, сельское и рыбное хозяйства и другие. Кроме того, южнокорейской стороной были обозначены цели в увеличении показателей товарооборота до 30 млрд долл. к 2020 году [6].

С 2017 года товарооборот стал расти быстрыми темпами. По заявлениям полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе только за первые полгода 2017 года объём товарооборота между двумя странами вырос на 50% — до 9,8 миллиарда долларов [6]. По результатам 2017 года объём товарооборота составил 19,19 млрд долл., в том числе экспорт РФ в РК – 12,26 млрд долл., импорт РФ из РК 6,93 млрд долл. Товарооборот в 2018–2019 гг. также достиг высоких показателей – 24,81 и 24,37 млрд долл. соответственно (см. рисунок 1).

В 2020 году в условиях мировой пандемии COVID-19 в показателях товарооборота был отмечен значительный спад – 19,64 млрд долл. по отношению к 24,37 млрд долл. в 2019 году, из-за чего не удалось добиться поставленной цели в показателях товарооборота – 30 млрд. долл. Однако в 2021 году товарооборот снова вернулся к росту и по данным Федеральной службы государственной статистики РФ достиг 29,89 млрд долл. благодаря чему практически удалось добиться установленного показателя в объёме товарооборота в 30 млрд долл. [5].

j1

Рисунок 1. Товарооборот России и Республики Корея 2014–2021 гг., млрд долл.

Таким образом в 2021 году товарооборот между Россией и Республикой Корея достиг рекордных показателей.

Необходимо также рассмотреть структуру импорта и экспорта российско-южнокорейского торгово-экономического сотрудничества. По данным за 2021 год Россия поставляет преимущественно минеральные продукты (70,57%), Корея - продукцию машиностроения, оборудование и транспортные средства (73,77%) [7].

Диаграмма

Рисунок 2. Структура экспорта России в Республику Корея и импорта России из Республики Корея.

Стоит отметить, что импортно-экспортная структура, представленная на рисунке 2, сохраняется в подобном пропорциональном соотношении на протяжении длительного периода двустороннего сотрудничества. Минеральное топливо стало значительно доминировать в структуре экспорта РФ в РК, составляя около три четверти объёма, а машины и оборудование и транспортные средства составляют около трёх четвертей объема импорта России из Республики Корея.

Влияние санкций 2022 года на торгово-экономическое сотрудничество РФ и РК

В 2022 году отношения России и Республики Корея столкнулись со сложностями и ограничениями из-за международной напряженности. Несмотря на то, что поначалу Республика Корея придерживалась осторожной позиции в отношении России, не стремясь присоединяться к санкциям, под давлением США и с приходом новоизбранного президента Юн Сок Ёля (с мая 2022 года), позиция Республики Корея в отношении России становилась более жесткой.

В 2022 году Республика Корея приняла решение усилить экспортный контроль в Россию по основным отраслевым товарам двойного назначения сначала на 57 позиций, в 2023 году расширив список до 798 позиций по таким товарам как, например, полупроводники, химикаты, сталь и автомобили [8]. В начале 2024 года санкционный список был расширен ещё на 682 позиции, включая тяжелое строительное оборудование, аккумуляторы, запчасти для авиационной техники, станки [9]. Россия же в качестве ответных мер была вынуждена внести Республику Корея в список недружественных государств.

Ввиду всех принятых ограничений, показатели двусторонней торговли России и Республики Корея значительно снизились. Основное падение в показателях пришлось на импорт из Республики Корея. По данным Корейской ассоциации международной торговли (KITA), только за 2022 год наблюдалось сокращение экспорта автокомплектующих на 54% и сокращение экспорта корейских готовых автомобилей на 30%. Россия переместилась с 10 места торговых партнёров Республики Корея в 2021 году на 15 место в 2022 году.

В 2022 году экспорт России в Республику Корея составил 14,8 млрд долл., что на 14,6% меньше показателей 2021 года, импорт России из Республики Корея составил 6,33 млрд долл., сократившись на 36,6%. В 2023 году показатели товарооборота сократились ещё существеннее – экспорт РФ в РК достиг всего лишь 8,89 млрд долл (-40%), тогда как импорт РФ из РК составил 6,12 млрд долл. (-3,1%) [10].

Таким образом, ограничение на самостоятельность принятия решений в Республики Корея накладывает политический фактор, а также технологическая и экономическая зависимость от США. Южнокорейские партнеры боятся попасть под санкции со стороны Соединенных Штатов, поэтому были вынуждены принимать ограничительные меры, которые отразились на показателях товарооборота.

Заключение

При значительных достижениях торгово-экономического сотрудничества России и Республики Корея до 24 февраля 2022 года, подтвержденных показателями двусторонней торговли, в настоящее время заметен спад двусторонних отношений. Торгово-экономическое сотрудничество России и Республики Корея на сегодняшний существенно сократилось из-за присоединения последней к антироссийским санкциям, и в последние годы двусторонние отношения носят явную негативную тенденцию. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что при текущей международной обстановке замедление темпов торгово-экономического сотрудничества продолжится. Перспективы восстановления сотрудничества России и Республики Корея в торгово-экономическом секторе будут зависеть от ситуации на международной арене, поскольку политические факторы в современной ситуации являются определяющими для формирования вектора и перспектив экономического сотрудничества стран.

Cписок литературы

  1. Маглинова Т.Г. К вопросу применения экономических санкций Южной Кореи в российскую экономику // Вектор экономики. – 2022. – № 3(69). – С.2.
  2. Декларация об общих принципах отношений между СССР и Республикой Корея от 14 декабря 1990 года // Научно-практический юридический сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=12439 (дата обращения 12.03.2024)
  3. Манджиев И.Л. Экономическая роль Республики Корея в азиатском регионе и на Дальнем Востоке России: обзор тенденции // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 5-1. – С. 111.
  4. Суслина С.С. Россия - Южная Корея: достижения и резервы экономического сотрудничества // Азия и Африка сегодня. – 2015. – № 12(701). – С. 5.
  5. Внешняя торговля Российской Федерации с основными странами, месяцы (с 2006 г.) // Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/vneshnyaya_torgovlya (дата обращения: 12.03.2024)
  6. Южная Корея хочет в 2020 году увеличить товарооборот с Россией до $30 млрд // Агентство «РИА НОВОСТИ». 30.11.2017. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20171130/1509937590.html (дата обращения: 12.03.2024)
  7. Отчёт о внешней торговле между Россией и Республикой Корея (Южной Кореей) в 2021 году: товарооборот, экспорт, импорт, структура, товары, динамика // Подготовлен сайтом Внешняя Торговля России на основе данных Федеральной таможенной службы России. 12 февраля 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2022-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-respublikoy-koreya-yuzhnoy-koreey-v-2021-g/ (дата обращения: 12.03.2024)
  8. Южная Корея запретит экспорт деталей для автомобилей в Россию // Сетевое издание «РБК». 24.04.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/politics/24/04/2023/6445ea389a7947a879430117?ysclid=lqlz7hgyit173624204 (дата обращения: 12.03.2024)
  9. Южная Корея ограничит поставки в Россию еще 682 видов товаров // Сетевое издание «РБК». 26.12.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/26/12/2023/658a72019a794726fbd5f990 (дата обращения: 12.03.2024)
  10. K-Statistics by Country // Korea International Trade Association (KITA). [Electronic resourse]. URL: https://www.kita.org/kStatistics/country/countries/countriesList.do (дата обращения: 12.03.2024)

Интересная статья? Поделись ей с другими: