УДК 33, 34

Оценка создания дифференцированной системы налогообложения

Дзуцева Мадина Феликсовна – ассистент кафедры финансового и административного права юридического факультета федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова.

Аннотация: В статье анализируются особенности и перспективы внедрения дифференцированной системы налогообложения. Отмечается существующая в России проблема неравенства доходов и благосостояния населения. Рассматриваются сущность, специфика, достоинства и недостатки дифференцированной системы налогообложения. Выявляются факторы, обуславливающие потребность во внедрении прогрессивной налоговой ставки. Приводятся оценки российских экспертов касательно макроэкономических последствий модернизации системы налогообложения.

Ключевые слова: налог, дифференцированная система налогообложения, прогрессивная налоговая ставка, неравенство, экономика.

29 февраля 2024 г. В. Путин выступил с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию России [1]. Одним из предложений президента стало введение дифференцированной системы налогообложения для более справедливого распределения налогового бремени. Предполагается повышение налоговых ставок для физических лиц и компаний, получающих высокие доходы, снижение ставок для граждан с низким доходом, а также снижение фискальной нагрузки на семьи, в том числе благодаря введению новых налоговых вычетов. Президент не раскрыл деталей изменения системы налогообложения, но подчеркнул, что новая налоговая система должна будет обеспечивать увеличение поступления ресурсов для финансирования региональных программ и решения общенациональных задач, позволит сокращать социальное и региональное неравенство.

Вопрос социального неравенства – острый для России. По уровню неравенства благосостояния населения в 2021 г. страна занимала первое место в мире: 1 % населения принадлежало 58,6 % национального богатства [2]. Также в стране фиксируются высокие показатели неравенства доходов: в 2021 г. индекс концентрации доходов составлял 0,409, что указывает на избыточное неравенство доходов граждан.

Целью работы является изучение особенностей и перспектив внедрения дифференцированной системы налогообложения в России. Для её достижения был проведён анализ и синтез материалов по налогообложению, экономике и экспертных оценок, применён системно-структурный подход к рассмотрению ключевых аспектов проблемы исследования.

Процентные налоговые ставки делятся на пропорциональные, регрессивные и прогрессивные [3]. Пропорциональные ставки предполагают наличие одинакового процента к объекту обложения. В российской практике к таким ставкам относятся ставки налогов на добавленную стоимость. Регрессивные ставки уменьшаются с увеличением дохода. В российском налоговом законодательстве такие ставки были установлены по единому социальному налогу, действовавшему с 2001 по 2010 г.

Размер прогрессивных налоговых ставок увеличивается с увеличением стоимости объекта налогообложения. Прогрессия ставок может быть простой, когда ставка увеличивается с ростом всего объекта налогообложения, и сложной, когда объект налогообложения подразделяется на части, причём к каждой последующей части применяются увеличивающиеся ставки.

Пропорциональная система налогообложения делает экономику более привлекательной для инвестиций, выступая источником высоких доходов для заинтересованных иностранных лиц и граждан, что стимулирует экономический рост государства [4]. Прогрессивная система способствует справедливому перераспределению доходов в обществе, что позволяет государству поддерживать большее количество программ материальной поддержки социально незащищённых групп. В целом на основании письма Минфина России от 30.12.2019 N 03-04-05/103335 можно выделить следующие достоинства дифференцированной системы налогообложения [5]:

  • минимальное экономическое расслоение общества, снижение социального неравенства;
  • стимулирование увеличения доли среднего класса и доходов этой группы населения;
  • увеличение доходов местных и региональных бюджетов, более активное включение самозанятого населения в систему налогообложения;
  • увеличение налоговой грамотности и налоговой культуры населения.

К недостаткам прогрессивной системы налогообложения относятся:

  • отток иностранных инвестиций;
  • риск увеличения уклонений от налога;
  • увеличение нагрузки на систему налогового администрирования;
  • актуализация потребности во введении налогов на расходы.

Прогрессивная шкала налогообложения применяется во многих развитых странах и охватывает как подоходные, так и имущественные налоги [6]. Данный подход к налогообложению часто дополняется диверсификацией фискальных единиц – возможностью граждан платить налоги в рамках одной из категорий налогоплательщиков, формируемых на основании социального статуса и семейного положения.

В российской налоговой системе сложная прогрессивная процентная ставка на доход физических лиц существовала с 1992 по 2001 г. [7]. Сумма совокупного годового налогооблагаемого дохода граждан делилась на три части:

  • до 50 тыс. руб. – налоговая ставка 12 %;
  • от 50 до 150 тыс. руб. – налоговая ставка 20 %
  • более 150 тыс. руб. – налоговая ставка 30 %.

На протяжении своего существования шкала модифицировалась, и максимальная ставка доходила до 42 %. В 2001 г. в рамках комплексной либеральной налоговой реформы основная ставка НДФЛ была увеличена до 13 %, были отменены прогрессия и обязательное декларирование для работающих лиц. Данные меры не привели к существенному росту поступлений, но позволили снизить отток капитала, криминализацию доходов и рост коррупции.

С 2021 г. в России действует прогрессивная шкала налогообложения, устанавливающая налог в 15 % на годовые доходы граждан свыше 5 млн руб. [8]. Данная налоговая реформа коснулась небольшой части населения, и масштаб увеличения налоговой ставки достаточно умеренный [9]. Однако в условиях истощения запасов нефти и газа, санкционных ограничений на использование российских углеводородов и стремления мирового сообщества перейти на альтернативные источники энергии для борьбы с глобальным потеплением российская экономика сталкивается с серьёзными рисками снижения доходов от экспорта углеводородов. В этих условиях, а также с учётом высокого уровня неравенства доходов и благосостояния российского населения, повышается обоснованность дальнейшего развития прогрессивной системы налогообложения доходов физических лиц.

Данные международных исследований показывают, что прогрессивный подоходный налог выступает действенным инструментом сглаживания неравенства граждан [10]. Определяющее воздействие на неравенство граждан оказывает совокупная тяжесть налогового бремени, однако актуальным остаётся вопрос о влиянии на социальное неравенство структуры налогового бремени, соотношения прямых и косвенных налогов. В целом наращивание доли подоходного налога при снижении доли косвенных налогов благоприятно сказывается на снижении неравенства граждан благодаря тому, что налогообложение потребления имеет большее влияние на наименее обеспеченных граждан, которые направляют на текущее потребление весь свой доход или большую его часть.

Российские эксперты неоднозначно оценивают макроэкономические последствия модернизации системы налогообложения [11]. Оценки экспертов можно разделить на три группы:

  1. Замедление роста ВВП вследствие снижения деловой активности. Данный прогноз основан на историческом опыте: в 1992-2000 гг. прогрессивная шкала налогообложения приводила к развитию различных схем сокрытия доходов. В настоящее время существуют новые возможности для развития теневой экономики, от необоснованного оформления самозанятости до использования криптовалют.
  2. Усиление роста ВВП благодаря притоку инвестиций. В краткосрочной перспективе бизнес может предпочесть реинвестицию в развитие вместо повышенных выплат с дивидендов. Также потенциал роста ВВП может увеличиться за счёт производства продуктов с высокой маржинальностью в несырьевом секторе экономики, поскольку в долгосрочной перспективе развитие прогрессивной налоговой шкалы поспособствует снижению зависимости бюджета страны от цен на углеводороды.
  3. Отсутствие существенного влияния налоговых изменений на основные индикаторы экономики. Дифференцированная система налогообложения предполагает изъятие части высокого дохода и его перераспределение на социально полезные цели, что способствует снижению неравенства, но незначительно сказывается на экономических показателях. Развитие прогрессивного налогообложения будет стимулировать сберегательное поведение граждан, что при потенциальном увеличении объёма ВВП и сохранении высокого спроса на инвестиционный импорт может привести к сокращению инфляционного давления. Однако данная модернизация налоговой системы не решит проблему умеренного, но устойчивого ослабления рубля.

Таким образом, прогрессивная шкала налогообложения используется в большинстве развитых стран и имеет выраженный социальный характер. Её введение в России обусловлено необходимостью снизить высокие показатели неравенства и обеспечить устойчивое государственное развитие. С учётом улучшения российской системы налогового администрирования и широкого развития цифровых технологий эксперты прогнозируют социальную эффективность дифференцированного налогообложения, однако отмечают, что модернизация не окажет значимого влияния на показатели экономики в целом, хотя и может ограничить инфляцию. Оценить реальное экономическое влияние модернизации можно будет только после её проработки и реализации.

Список литературы

  1. Послание Президента Федеральному Собранию 2024 года [Электронный ресурс] // Государственная Дума. – 2024. – URL: http://duma.gov.ru/news/58905/ (дата обращения: 27.03.2024).
  2. Гагарина С.Н., Петрова Е.Л. Проблема неравенства в российском обществе // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2023. – № 4-1 (98). – С. 56-60. – DOI: 10.24412/2411-0450-2023-4-1-56-60
  3. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для вузов / В.Г. Пансков. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2024. – 825 с.
  4. Азжеурова К.Е., Щербаков Д.Б. Прогрессивная система налогообложения доходов физических лиц в России: за и против, препятствия и перспективы // Научный результат. Экономические исследования. – 2023. – Т. 9, № 3. – С. 120-135. – DOI: 10.18413/2409-1634-2023-9-3-1-1
  5. Письмо Минфина России от 30.12.2019 N 03-04-05/103335 [Электронный ресурс] // Время Бухгалтера. – URL: https://www.v2b.ru/documents/86394/ (дата обращения: 27.03.2024).
  6. Тихонова А.В. Перспективы развития налогообложения физических лиц в России с учётом передового зарубежного опыта // Теоретическая и прикладная экономика. – 2023. – № 3. – С. 64-84. – DOI: 10.25136/24098647.2023.3.43890
  7. Юмаев М.М. Старая песня на новый лад: о прогрессии в налоге на доходы физических лиц // Финансы: теория и практика. – 2023. – № 27 (5). – С. 140-149. – DOI: 10.26794/2587-5671-2023-27-5-140-149
  8. Федеральный закон от 23.11.2020 N 372-ФЗ (ред. от 19.12.2022) «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_368439/ (дата обращения: 27.03.2024).
  9. Мартьянова Е.В., Полбин А.В. Сценарная оценка макроэкономических эффектов прогрессивного налогообложения в России // Финансовый журнал. – 2024. – Т. 16, № 1. – С. 8-30. – DOI: 10.31107/2075-1990-2024-1-8-30
  10. Пугачев А.А. Влияние уровня и структуры налогового бремени на неравенство граждан // Финансовый журнал. – 2023. – Т. 15, № 3. – С. 59-77. – DOI: 10.31107/2075-1990-2023-3-59-77
  11. Ермакова C., Гринкевич Д. В правительстве готовят изменения в шкале НДФЛ и ставки налога на прибыль [Электронный ресурс] // Ведомости. – 2024. – URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2024/03/05/1023671-v-pravitelstve-gotovyat-izmeneniya-v-shkale-ndfl (дата обращения: 27.03.2024).