УДК 33

Стили, повлиявшие на развитие искусства рекламного плаката. Ар-нуво

Исаев Андрей Сергеевич – студент факультета рекламы и связей с общественностью Российского государственного гуманитарного университета.

Аннотация: В статье рассказывается о художественных стилях, повлиявших на становление современного рекламного плаката. В работе я разбирал некоторые работы таких мастеров графики, как Анри ван Велде, Альфонса Мухи и др. Их плакаты, листовки, а также рекламные буклеты создали неповторимый стиль, отголоски которого можно проследить даже в современном мире.

Ключевые слова: плакат, модерн в живописи, реклама, Альфонс Муха, Анри ван Велде.

Ар-нуво (модерн)

Безусловно, именно модерн стал классическим стилем для создания плакатов во второй половине XIX века. Рожденный в раскованной, творческой Европе, модерн со своими интересными, замысловатыми рисунками и яркой палитрой цветов, как никто другой подходил на роль основного стиля для плаката. Но начнем по порядку. Термин «модерн» впервые был использован в 1894 году для наименования одного из произведений Анри ван де Велде в бельгийском журнале «Современное искусство». Вообще, ар-нуво имеет множество различных названий. Например, в США этот стиль называется «Tiffany’s style», по имени американского художника Л.К.Тиффани. В самой Бельгии, где этот стиль впервые был упомянут, он носит название «Style vingt», что в переводе означает «Стиль двадцати», в честь существовавшего в то время «Общества ХХ», в котором состояли Анри ван де Велде, Фернан Кнопф, Джеймс Энсор и другие значительные фигуры в живописи. А в Германии, Англии и Франции понятие «модерн» имеет знакомое нам значение — современный, молодой или новый стиль. Такое название закрепилось за ним из-за того, что в 1860-1870 годы в Западной Европе главенствующим стилем был историзм, особенностью которого были повторение и интерпретация стилей прошлого. Ар-нуво же противопоставлял ретроспективизму и эклективизму свежее, оригинальное творчество, объединяющее в себе новые художественные течения и школы всех стран мира. Такое явление привело к тому, что к началу 1880-х годов в произведениях многих мастеров начал вырабатываться новый стиль.

В основе «современного стиля» стояла идея разрушения отличий между изобразительным искусством. Родоначальником, давшим жизнь новому направлению, является без преувеличения великий бельгийский художник Анри ван де Велде (Рис. 1). Он одним из первых сформулировал основные принципы, характеризующие и выделяющие модерн. По мнению мастера, орнаментальное, эстетическое начало заложено в самой форме предмета, поэтому композиция может быть красивой и без орнамента. Ван де Вельде представлял «абстрактное» направление модерна. Вместо зеленого, растительного орнамента, он видел более жесткое линейное его оформление, соответствующее новой технике в архитектуре и художественной промышленности.

Конечно, модерн в первую очередь стиль дизайнерский. Его основной задачей является привнесение в жизнь обычного человека конца 19-го столетия искусства, украшение действительности, вещи, окружающие человека, должны, а самое главное - могут быть эстетичными.

Рисунок3

Рисунок 1. Анри ван де Велде

Даже самый, казалось бы, заурядный предмет, например, половая тряпка, может быть выражен, следуя модерну, в высокохудожественной форме. Источником вдохновения для ар-нуво стали женщина и природа. Поэтому модерн имеет такие черты, как: изысканность, нежность, утонченность, чувственность, одухотворенность. Также палитра для создания произведений искусства в данном направлении была спокойной, даже бледноватой, линии отличались плавностью и стройностью. Графика стиля модерн имела собственные средства выразительности: энергичный рисунок, контрастные цветовые соотношения. Использование больших технических возможностей литографии содействовали развитию афиши и плаката. Для них характерны детально проработанные декоративные и текстовые композиции.

Такие черты неслучайно стали основой для «нового», «прорывного» стиля. В эпоху роста промышленности человек жил в ритме рутинной, монотонной, абсолютно не творческой атмосферы. Свежие краски и прелестные образы были призваны хоть немного разбавить серость. Кроме того, все больше интересовался живописью средний класс. Промышленники, торговцы, возвращаясь домой из задымленных улиц не хотели видеть вокруг себя скучные белые стены. Их взор желал быть окруженным прекрасными произведениями искусства, что и дало толчок для развития жанра.

Условно, историю развития модерна можно разделить на три этапа:

  1. 1890-1900 годы. Этот этап характеризуется поиском новых форм и целостности композиции, строящейся вокруг одного основного элемента, чаще всего таким становилась изогнутая линия или стилизация растительных форм.
  2. 1900-1905 годы. Для данного периода характерна лаконичность форм, обобщенность пластике, также все большее внимание уделяется простым геометрическим объемам и символизму.
  3. 1910-е годы. Усиление неоклассических предпосылок и зарождение конструктивизма.

Наверное, самым популярным художником-модернистом XIX-XX в.в. был Альфонс Муха. Муха родился в 1860-м году в городке Иванчице в Южной Моравии. Живописью альфонс увлекся еще в гимназии. После ее окончания, пытался поступить Пражскую Академию искусств, куда не был принят по причине того, что не выдержал экзамены. Следующее время он работал у отца, но все свое свободное время старался отдавать занятиям в местном любительском театре, который сначала посещал в качестве актера, а после был нанят декоратором. Кстати именно во время деятельности в этом театре, Муха получил свой первый опыт оформления афиш и пригласительных билетов.

Поворотом в жизни Альфонса Мухи наступил в 1893-м году, когда будучи уже достаточно известным мастером в узких кругах, он получает непримечательный заказ от театра «Ренессанс» на афишу для премьеры пьесы «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Неожиданно, эта, казалось бы, неприметная работа сделала его одним из самых востребованных художников Парижа. Восхищенная Сара желала немедленно познакомиться с неизвестным художником, и вскоре, благодаря ей он получил должность главного декоратора театра. Именно эти события ознаменовали начало самого плодотворного творческого периода в жизни Альфонса Мухи. Теперь помимо создания театральных декораций, эскизов костюмов, он становится автором этикеток и виньеток для множества самых разнообразных товаров — шампанского, велосипедов, бисквитов и даже спичек. Работает также над дизайном интерьеров и иллюстрациями для журналов. Но самыми известными его творениями оставались афиши и плакаты к спектаклям. Отличительной чертой его неповторимого стиля было изображение молодой женщины, одетой, как правило, в свободную одежду и окруженной множеством свежих цветов. Поставленная в центр всей композиции, она пленяла зрителя своей роскошью. Загадочная или раскрепощенная, томная или полная жизненной силы, грациозная и смелая она все равно оставалась миловидной и обаятельной. Обрамляющие картины растительные орнаменты византийского или восточного происхождения, дополняют образ, наделяя его природной нежностью. В то время, как Климт, Бакст и Врубель — художники-современники Мухи, старались придать своим работам тревожный характер, произведения моравского гения олицетворяли спокойствие (Рис. 2 и 3).

Но стоит упомянуть и о других мастерах того времени. Обри Бердслей — английский художник и график. Его часто называют «Оскаром Уайльдом английской живописи», а один из критиков называл его работы «чародейством». Он также оказал большое влияние и на русских художников «серебряного века», его гравюры часто печатались в журнале «Золотое руно». Вне его влияние невозможно обсуждение такого жанра, как «Мир искусства». Отличало Бердслея то, что он практически не пользовался цветными красками.

Его работы в основном создавались при помощи туши и пера. Он работал с книгами и получил известность, благодаря созданию иллюстраций для таких популярных произведений, как "Смерть Артура" Томаса Мэллори, "Саломея" Оскара Уайльда, рассказам Эдгара По. Также он занимался иллюстрациями "Манон Леско", "Даму с камелиями", "Опасные связи", "Мадам Бовари". Что интересно, рекламное творчество Обри Бердслея тоже связано с книгами. Он работал в жанре малой рекламной полиграфии и создал макеты рекламных листовок к журналам и альманахам, объявлений о новых книгах, обложки каталогов книжных аукционов, пригласительных билетов на великосветские мероприятия. У Бердслея тоже появились подражатели, использовавшие его стиль для собственных рекламных работ. К сожалению, прожил Обри Бердслей недолго и скончался от туберкулеза в возрасте 25 лет. Как писали позже в рецензии, опубликованной в Петербурге: «Он умер в самом конце XIX века, оставив в наследство искусство, где все, начиная с формы и кончая содержанием, создано для радости XX века» (Рис. 4).

Screenshot 8

                 Рисунок 2. Альфонс Муха                                                                      Рисунок 3. Жисмонда 

Рисунок4

Рисунок 4. Плакат «Павлинья юбка». Обри Бердслей

Список литературы

  1. Artchive.ru. Евгения Сидельникова «Альфонс Муха». https://artchive.ru/alphonsemucha (дата обращения 14.05.2022)
    Борисова Е. А., Стернин Г. Ю. Русский модерн. — М.: Советский художник, 1990. — 360 с.
  2. Володина Т. Модерн: Проблемы синтеза // Вопросы искусствознания. — 1994. — С. 2—3.