УДК 33.310

Проблемы импортозамещения в условиях цифровизации на примере топливно-энергетического сектора в Российской Федерации

Демидов Андрей Николаевич – студент магистратуры Российской государственной академии интеллектуальной собственности

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемой импортозамещения и внедрения инноваций на разных предприятиях топливно-энергетического комплекса. В современных условиях невозможно представить развитие экономики любой страны без цифровых технологий. Цифровизация - это современный этап развития информатизации с преимущественным использованием цифровых технологий генерации, обработки, передачи, хранения и визуализации информации, который происходит в связи с появлением и распространением (в том числе повышением экономической и физической доступности) новых технических средств и программных решений. Существуют перспективы для использования цифровых технологий, а также об их позиции в процессах импортозамещения Российской Федерации в данной статье. В частности, это касается промышленного сектора экономики.

Ключевые слова: импортозамещение, инновации, методика оценки, топливно-энергетический комплекс.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) – это отрасли экономики России, связанных с добычей, переработкой и транспортировкой топливно-энергетических ресурсов, производством, транспортировкой и распределением энергоресурсов.

Рассматривая импортозамещение в условиях цифровой экономики в топливно-энергетическом секторе (Российской Федерации), можно сделать вывод о том, что данный комплекс занимает большую долю ВВП в стране.

Топливно-энергетический сектор национальной экономики является базовой инфраструктурой, обеспечивает население другие экономические отрасли всеми видами энергии, приносит основной доход в бюджетную систему Российской Федерации. Топливно-энергетический комплекс Российской Федерации имеет исторически обусловленный высокий уровень зависимости от импортных технологий. Обострение геополитической ситуации на мировой арене, введение антироссийских санкций Америкой, Европейскими странами, запрет на экспорт и импорт продукции ставят под угрозу национальную безопасность страны, а также препятствует функционированию топливно-энергетического комплекса. Все эти факторы обуславливают необходимость развития и совершенствования политики импортозамещения в ТЭК, что определяет актуальность научной статьи.

Цель исследования – определить возможности повышения эффективности национальных проектов в области политики импортозамещения в топливно-энергетическом комплексе.

Импортозамещение – это процесс качественного переустройства в экономике государства, сосредоточенный на развитие производственно-технической базы для производства товаров-аналогов поставляемых из-за границы, в синтезе с повышением конкурентоспособности продукции, государственных изготовителей и государства в целом в целях обеспеченья многообещающего инновационного роста.

Таким образом, данная трактовка определения понятия «импортозамещение» позволяет разрабатывать новые подходы к созданию условий для эффективной реализации политики импортозамещения, которые учитывают количественные и качественные изменения и могут быть использованы для дальнейших научных исследований.

В экономике Российской Федерации топливно-энергетический комплекс имеет веское место и играет роль центральной инфраструктуры, базы состава прибыли бюджетной системы Российская Федерация и крупнейший клиент для прочих сфер промышленности.

Правительством Российской Федерации принята Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года.

Целью энергетического формирования Российской Федерации представляется предельное социально-экономическое формирование страны, а также усиление и удерживание позиций страны в мировом энергетическом секторе.

Современное анализирование показывает, что при обсуждении трудностей импортозамещения, особенно в академической среде, нынешние споры обычно рассматриваются в плоскости того, хорошо это или плохо, каких отрицательных или положительных последствий, по сути, ожидание возможных последствий в результате реализации политики импортозамещения.

Несомненно, что сама политика импортозамещения - это курс на модернизацию российского производства, благоприятствующий формированию индустриального сектора, его техническому перевооружению, росту качества издаваемой продукции и развитию инноваторской деятельности. Политика импортозамещения содействует созданию подходящих критериев для роста государственной промышленности. Что весьма важно для стран, уровень развития  обрабатывающего производства которых отстает от уровня государств, с которыми он взаимодействует и конкурирует на мировых рынках. В итоге, по оценкам международных экспертов, Россия в 2022 году занимает 47 место в мировой рейтинге инноваций, стоит отметить, что по оценкам 2016 года Россия занимала только 69 место. Лидером по состоянию на 2022 годя является Швейцария.

Для достижения поставленной цели необходим быстрый переход к наиэффективнейшей энергетике, который включает в себя:

  • структурное трансформирование;
  • цифровое преобразование и интеллектуализацию отраслей ТЭК;
  • совершенствование территориального рассосредоточения энергетической инфраструктуры;
  • снижение вреда для окружающей среды.

Направления деятельности национальной политики в области энергетики представлены на рисунке 1.

image001 

Рисунок 1. Направления деятельности энергетической политики.

Ключевой момент в политики импортозамещения ТЭК играет высокая зависимость от импортного оборудования. В некоторых направлениях ТЭК Россия в состоянии самообеспечить наличие высокотехнологичным оборудованием, однако, часть технологий имеет высокую зависимость от зарубежных поставок.

Для того, чтобы определить, насколько успешна проходит политика импортозамещения, должны быть следующие результаты:

  • повышение конкурентоспособности отечественных предприятий;
  • технологическая модернизация производства;
  • повышение эффективности функционирования российских предприятий;
  • снижение доли импортируемой продукции, оборудования, программного обеспечения, стратегически важных видов ресурсов;
  • снижение зависимости от иностранных поставщиков и государств

Основу российского экспорта составляют топливно-энергетические товары, металлы и металлопродукция. Если Российской Федерации нужен более быстрый рост, то импортировать сегодняшние машины, оборудование и другие продукты в сфере ТЭК не стоит, лучше купить их за рубежом, что позволит конкурентно повысить производительность труда. Поэтому необходимо подключить все ресурсы к созданию инновационных, уникальных технологий, опережающих западные. Тогда можно будет говорить об импортозамещении, и нынешняя политика его не будет страдать от технологического отставания и длительной стагнации.

Анализ текущего состояния цифровизации Российской экономики и общества выявил болевые точки, требующие внимания, поэтому для получения положительных результатов от воздействия глобального тренда цифровизации в Российской Федерации необходимо следующее:

  • управление всеми аспектами экономической и социальной жизни, обеспечивающее выполнение требований цифровизации как глобального тренда эффективного развития экономики и общества (только в этом случае цифровизация приведет к ожидаемым положительным результатам);
  • государственная поддержка со стороны федеральных органов исполнительной власти и государственных организаций;
  • создание новых и реализация действующих программ управления преимуществами цифровизации;
  • выявление вызовов, угроз, проблем, возможных негативных последствий цифровизации, а также разработка и внедрение программ управления рисками и с целью повышения влияния цифровизации как тренда развития мировой экономики и общества.

В условиях ускорения инновационного цикла стандарты и мероприятия по их разработке становятся инструментом решения сложных задач, особенно в высокотехнологичных секторах промышленного производства.

Таким образом, масштабные задачи высокотехнологичной промышленности по развитию производства не только военной, но и гражданской продукции способствуют раскрытию потенциала отечественных предприятий по выпуску конкурентоспособных импортозамещающих товаров и услуг, их применению в российской экономике и возможности продвижения на международный рынок.

Список литературы

  1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // Собрание законодательства РФ, 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
  2. Годовой отчет «Роспатент в цифрах и фактах. Создаем новую технологическую Россию». 2022. URL: http://rospatent.gov.ru/content/uploadfiles/annual-report-2022-short-version.pdf.
  3. Административный регламент предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, их дубликатов (с изменениями на 7 июня 2017 года), утвержден приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2015 года №483 // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.09.2015, № 0001201509010005.

Интересная статья? Поделись ей с другими: