УДК 91.37.091.33

Организация туристско-краеведческой деятельности обучающихся на примере изучения особо охраняемых природных территорий Кемеровской области

Личман Павел Андреевич – студент Кемеровского государственного университета.

Научный руководитель Брель Ольга Александровна – заведующая кафедрой геологии и географии, доктор педагогических наук, доцент Кемеровского государственного университета.

Аннотация: Статья рассматривает влияние туристско-краеведческой деятельности на эколого-социальное сознание учащихся в Кемеровской области. Организация однодневных выездов на особо охраняемые природные территории способствует формированию ответственного отношения к окружающей среде. Исследование выявило, что такие мероприятия активизируют познавательную деятельность учащихся и способствуют развитию креативности. Результаты исследования могут быть использованы для разработки образовательных программ, нацеленных на поддержку экологического и социального развития.

Ключевые слова: эколого-социальное сознание, туристско-краеведческая деятельность, устойчивое развитие, образовательные программы, особо охраняемые природные территории.

Проблема эколого-социального сознания человечества безусловно начинает созревать уже в школьном возрасте. Экология и бережное отношение к природе рассматривается в ряде тем и разделов курса социально-экономической географии, а также в новом просветительском проекте России «Разговоры о важном», это стало необходимым для положительного воздействия на экологическое и социальное сознание. Туристско-краеведческая деятельность, как показывает практика, является способом наиболее предпочтительным и результативным, благоприятствует не только личностному развитию и обучению, но также имеет множество других положительных эффектов на обучающихся и окружающее их общество, что является весьма актуальным в школьной географии.

Туристско-краеведческая деятельность позволяет обучающимся совершать прогулки, экскурсии, экспедиции и походы, знакомиться со своим краем, изучать страну, познавать традиции своего народа; обучает науке общения со сверстниками, окружающим миром; создает возможность для проявления патриотических чувств в добрых делах. Подобная деятельность успешна при опоре на возрастно-психологические особенности молодых людей, ее эффективность нередко определяется разнообразием используемых форм деятельности (тематическая прогулка, экспедиция, слет, поход, мини-поиск и др.) [1]. Сейчас туристско-краеведческая деятельность достаточно широко используется для развития туризма, сохранения культурного наследия, популяризации истории и природы регионов, в том числе и нашей Кемеровской области. Некоторые конкретные места и формы применения туристско-краеведческой деятельности включают в себя: экскурсии и краеведческие маршруты, музеи и выставки, туристические курсы и программы по изучению краеведения для туристов и жителей, фестивали и культурные мероприятия, экологические туры. Такая насыщенность туристско-краеведческой деятельности способствует развитию туризма, сохранению культурного наследия и природы, а также образованию и познанию участников этой деятельности.

Целью нашего исследования было вовлечение обучающихся в туристско-краеведческую деятельность для положительного воздействия на экологическое и социальное сознание, а также более активного выявления факторов, влияющих на устойчивое развитие ООПТ Кемеровской области, в процессе обучения географии. Для этого мы поставили следующие задачи:

- организовать два однодневных выезда обучающихся в малых группах, на ООПТ Кемеровской области для выработки интереса к туристско-краеведческой деятельности;

- собрать лучшие гипотезы обучающихся о факторах, оказывающих влияние на устойчивое развитие ООПТ Кемеровской области;

- выявить рычаги положительного воздействия на социально-экологические сознания людей за счет организации туристско-краеведческой деятельности на ООПТ.

Исследование проводилось во время преподавательской деятельности в СОШ № 49 г. Кемерово с обучающимися 8 класса. Школьники на время выезда становились исследователями, а автор был их наставником и помогал правильно поставить задачи и найти интересные решения для устойчивого развития ООПТ Кемеровской области. Совместно с обучающимися, за счет однодневных выездов, был проведен ряд туристских мероприятий по изучению родного края. Однодневный выезд ценен тем, что является простым в реализации и достаточным для краеведческой деятельности, средством познания; правильно спланированные выезды, это уже и точность исследований, а в следствие найденных решений для устойчивого развития ООПТ, ведь планирование и исследовательская деятельность требует больше затрат времени и сил, чем ее итоговое выдвижение гипотез. 

На этапе планирования, перед выездом, участникам был задан вопрос «Какая природная территория Кемеровской области вас впечатляет настолько, что вы готовы отправиться ее исследовать?». Этот вопрос однозначно обязателен, так как самая первая наша поставленная задача, это выработка интереса к туристско-краеведческой деятельности. Поэтому, чтобы максимально просто справиться с задачей этого вида, нужно планировать выезды под запросы самих участников, так они по-настоящему проникнутся интересом к новой деятельности. В нашем случае, особый интерес у обучающихся был к Томской писанице и Сосновому бору – это природоохранные территории Кемеровской области, фотографии с выездов представлены на рисунке 1.

Screenshot 3

Рисунок 1. Фотографии с однодневных выездов.

Далее, была поставлена задача, собрать лучшие гипотезы обучающихся о факторах, оказывающих влияние на устойчивое развитие ООПТ Кемеровской области

В ходе двух однодневных выездов, обучающиеся в малых группах работали над выявлением факторов влияния на ООПТ, записывали все негативные факторы и фиксировали все возможные позитивные. Вместе с автором обучающиеся смогли собрать целых 12 факторов, а 8 самых существенных для ООПТ Кемеровской области мы оформили, и они представлены на рисунке 2.

Рисунок6

Рисунок 2. Гипотезы обучающихся о факторах, оказывающих влияние на устойчивое развитие ООПТ Кемеровской области.

Продемонстрируем влияние выявленных факторов на паре примеров.

  1. Сбор дикорастущих растений на особо охраняемых природных территориях Кемеровской области может оказывать негативное воздействие на экосистему и биоразнообразие. В результате повышенной деятельности сборщиков происходит вымирание некоторых видов редких и уязвимых растений, которые являются частью уникальной флоры региона. Это также может нарушить естественные экосистемные процессы и привести к нарушению баланса в природе. Поэтому важно осознавать потенциальные негативные последствия сбора дикорастущих растений на ООПТ и следить за соблюдением правил и ограничений, установленных для охраняемых природных территорий.
  2. Щадящий режим ресурсопользования на особо охраняемых природных территориях в Кемеровской области может оказывать положительное воздействие на окружающую среду. Соблюдение такого режима позволяет уменьшить негативное воздействие человеческой деятельности на природу, сохранить биоразнообразие и уникальные экосистемы региона. Присутствие инфраструктуры для туристов, которая гармонично вписывается в окружающую природу на ООПТ, способствует развитию экотуризма и позволяет посетителям насладиться красотой природы, не вредя ей. Такой подход способствует сохранению уязвимых экосистем и содействует просвещению общественности о важности сохранения природных ресурсов для будущих поколений. Гармоничное сочетание туризма и охраны природы на ООПТ обеспечивает устойчивое развитие региона и способствует сохранению его уникальных природных ценностей.

Рассматривая собранные знания и опыт с однодневных выездов, мы стремились выявить рычаги, положительного воздействия на социально-экологические сознания людей за счет организации туристско-краеведческой деятельности на ООПТ. Организация туристических мероприятий на особо охраняемых природных территориях в Кемеровской области может помочь людям лучше понять и ценить природу. Это можно сделать через проведение экскурсий, образовательных программ, участие в экологических проектах и организацию культурных мероприятий на природе. Такой подход поможет сформировать у людей более ответственное отношение к окружающей среде и поможет сохранить уникальные природные ресурсы региона. Проведенные в ходе исследования однодневные выезды показали повышение познавательной активности и интереса обучающихся к такой форме организации учебного занятия по географии, научил генерировать новые интересные идеи и принимать нестандартные, альтернативные решения.

Список литературы

  1. Калинина, З. Н. Организация туристско-краеведческой деятельности в вузе: Из опыта работы ТГПУ им. Л. Н. Толстого: Метод. рекомендации / Авт.-сост. З. Н. Калинина, С. В. Пазухина, О. В. Солопов, Н. Д. Солопова, О. О. Богатырева, Е. В. Чистякова, Т. Н. Зайкина, М. А. Шелудько. – Тула: Тул. гос. пед. ун-т им. Л. Н. Толстого, 2019. – 131 с.
  2. Ермолина, А. С. Основы и перспективы развития природного туризма // Геология, география и глобальная энергия / А.С. Ермолина. - Астрахань, 2011. - № 2 - С. 261-266.