УДК 537.39

Влияние атмосферных условий на работу электрических систем на ВПП

Кирей Вероника Сергеевна – студентка Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации имени А. А. Новикова.

Сагитов Дамир Ильдарович – кандидат технических наук, доцент кафедры Систем автоматизированного управления Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации имени А. А. Новикова.

Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос влияния атмосферных условий на функционирование электрических систем, обеспечивающих работу взлетно-посадочных полос (ВПП) в аэропортах. Авторы анализируют различные метеорологические факторы, такие как дождь, снег, молнии и грозы, ветер, туманы и облака и их потенциальное воздействие на работу электрических сетей, трансформаторов, сигнального оборудования и других компонентов инфраструктуры ВПП.

Статья включает в себя обсуждение методов прогнозирования и мониторинга атмосферных условий для минимизации их негативного воздействия на работу аэропортов. Также рассматриваются вопросы обеспечения надежности и безопасности функционирования электрических систем в экстремальных атмосферных условиях, а также возможности использования современных технологий и инноваций для улучшения устойчивости и адаптивности этих систем.

Авторы приходят к выводу, что учет атмосферных условий и применение соответствующих мер предосторожности и модернизации электрических систем ВПП являются ключевыми факторами для обеспечения безопасности и эффективности работы аэропортов в любых метеорологических условиях.

Ключевые слова: электрические системы, взлетно-посадочная полоса, безопасность, эффективность, авиационные операции, инфраструктура, освещение, навигация, связь, атмосферные условия, проблемы, меры, состояние, безопасность.

Электрические системы на взлетно-посадочной полосе (ВПП) играют ключевую роль в обеспечении безопасности и эффективности авиационных операций. Они представляют собой важные элементы инфраструктуры аэропортов, обеспечивающие освещение, навигацию, связь и другие функции, необходимые для безопасного взлета и посадки воздушных судов. При этом атмосферные условия могут оказывать значительное влияние на работу электрических систем на ВПП, создавая различные проблемы и вызывая необходимость принятия дополнительных мер для обеспечения их надежной работы.

В данной статье рассмотрим, какие атмосферные условия оказывают наибольшее влияние на работу электрических систем на ВПП, какие проблемы могут возникать при неблагоприятных атмосферных условиях, а также какие меры можно принять для обеспечения надежной работы электрических систем при различных атмосферных условиях. Понимание этих аспектов является крайне важным для обеспечения безопасности и эффективности авиационных операций, а также для повышения уровня подготовки персонала, работающего с электрическим оборудованием на ВПП.

Состояние взлетно-посадочной полосы является критическим фактором, который существенно влияет на работу аэропорта. Как основная поверхность для взлета и посадки, состояние взлетно-посадочной полосы напрямую влияет на безопасность, эффективность и пропускную способность аэропорта. На состояние взлетно-посадочной полосы могут влиять несколько факторов, включая атмосферные условия, регулярный износ, техническое обслуживание и другие эксплуатационные факторы. Давайте подробнее рассмотрим, как состояние взлетно-посадочной полосы может повлиять на работу аэропорта и возможные последствия.

Состояние и безопасность взлетно-посадочной полосы

Безопасность полетов воздушных судов является главным приоритетом в аэропортах. Изношенная или плохо обслуживаемая взлетно-посадочная полоса может представлять серьезную угрозу безопасности. Например, трещины, выбоины или неровные поверхности на взлетно-посадочной полосе могут повредить шины самолета, шасси или даже стать причиной несчастных случаев во время взлета или посадки. Неблагоприятные атмосферные условия, такие как снег, лед или стоячая вода на взлетно-посадочной полосе, также могут уменьшить трение и затруднить для самолета торможение и сохранение управления, увеличивая риск заноса или скольжения за пределы взлетно-посадочной полосы.

Состояние взлетно-посадочной полосы и эксплуатационная эффективность

Состояние взлетно-посадочной полосы также может повлиять на эффективность работы аэропорта. Если взлетно-посадочная полоса закрыта или ограничена из-за плохого состояния, это может привести к снижению пропускной способности, задержкам и сбоям в расписании рейсов. Это может привести к отмене рейсов, пропущенным стыковочным рейсам и дополнительным расходам для авиакомпаний, пассажиров и операторов аэропортов. Кроме того, работы по техническому обслуживанию, необходимые для ремонта или восстановления взлетно-посадочной полосы, также могут нарушить нормальную работу и привести к закрытию или ограничениям, что еще больше повлияет на эффективность работы аэропорта.

Атмосферные явления, влияющие на работу электрических систем на ВПП

Ветер: Сильный ветер может повлиять на стабильность работы электрических систем на ВПП. Он может вызвать колебания в проводах электроснабжения, повредить осветительные устройства или даже повлечь за собой отрыв кабелей. Кроме того, сильный боковой ветер может создать опасные условия для взлета и посадки воздушных судов.

Дождь и снег: При дожде и снеге электрические системы на ВПП могут подвергаться коррозии, что может привести к ухудшению контактов и снижению эффективности работы оборудования. Также влага может проникнуть в электрические компоненты и вызвать короткое замыкание.

Молнии и грозы: Молнии и грозы представляют серьезную опасность для электрических систем на ВПП. Вспышки молнии могут повредить оборудование, вызвать перегрузку электросети или даже привести к пожарам. Поэтому необходимы специальные меры защиты от молнии.

Температурные изменения: Резкие изменения температуры могут повлиять на работу электрических систем на ВПП, особенно если они не предусмотрены для работы в экстремальных условиях. Это может привести к перегреву оборудования, ухудшению контактов или даже поломкам.

Туман и облака: При плохой видимости из-за тумана или облаков электрические системы на ВПП могут быть менее эффективными из-за затрудненной видимости для пилотов и службы обслуживания. Кроме того, влажность воздуха при тумане также может повлиять на работу оборудования.[1]

Какие же риски несут неблагоприятные атмосферные явления?

  • Риск короткого замыкания: При неблагоприятных атмосферных условиях, таких как дождь, снег, туман или гроза, риск короткого замыкания в электрических системах на ВПП значительно увеличивается. Влага и осадки могут проникать в электрические компоненты, вызывая короткие замыкания, перегрузки или даже повреждения оборудования.
  • Увеличение вероятности отказа оборудования: При сильном ветре, молниях, тумане или других экстремальных атмосферных условиях вероятность отказа оборудования на ВПП увеличивается. Это может привести к недоступности электрических систем, что создаст проблемы при взлете, посадке и обслуживании воздушных судов.
  • Ограничения в работе электрических систем: Неблагоприятные атмосферные явления могут привести к ограничениям в работе электрических систем на ВПП. Например, при тумане или сильном снегопаде видимость может быть сильно ограничена, что затруднит операции обслуживания и безопасное движение по ВПП. Также, при грозе могут быть введены временные ограничения на использование электрических систем из-за риска молнии[2]

Поэтому важно принимать меры предосторожности и иметь планы действий для минимизации рисков при работе электрических систем на ВПП в неблагоприятных атмосферных условиях.

Аэропорты подчиняются строгим правилам и стандартам, установленным авиационными властями, такими как Федеральное управление гражданской авиации (FAA) в Соединенных Штатах или Международная организация гражданской авиации (ИКАО) во всем мире, для обеспечения безопасной и эффективной работы. Состояние взлетно-посадочных полос тщательно контролируется и регулируется в соответствии с этими стандартами. Несоблюдение правил может привести к штрафам или даже приостановке работы аэропорта.[3]

Для обеспечения надежной работы электрических систем на ВПП при различных атмосферных условиях рекомендуется принимать следующие меры:

  1. Применение специальных материалов и технологий: Использование влагозащищенных и устойчивых к экстремальным атмосферным явлениям материалов для изготовления электрических компонентов и оборудования на ВПП. Также важно использовать специальные технологии, например, гидрофобные покрытия или уплотнения, чтобы предотвратить проникновение влаги и других агрессивных сред в электрические системы.
  2. Регулярное техническое обслуживание: Проведение регулярных проверок, обслуживания и технического обслуживания электрических систем на ВПП для выявления и устранения потенциальных проблем до их возникновения. Это поможет поддерживать работоспособность оборудования и предотвращать отказы в экстремальных атмосферных условиях.
  3. Обучение персонала: Обучение персонала, работающего с электрическим оборудованием на ВПП, по правильной эксплуатации и обслуживанию оборудования в различных атмосферных условиях. Это поможет повысить осведомленность о потенциальных опасностях, связанных с неблагоприятной погодой, и научиться принимать меры предосторожности для обеспечения безопасной работы электрических систем.[4]

Применение этих мер позволит повысить надежность работы электрических систем на ВПП и уменьшить риск возникновения проблем во время эксплуатации в неблагоприятных атмосферных условиях.

В заключении можно отметить, что исследование влияния атмосферных явлений на работу электрических систем на ветровых электростанциях (ВПП) имеет большое практическое значение для обеспечения надежности и эффективности работы энергетических объектов. Результаты исследования показали, что переменные атмосферные явления, такие как скорость ветра, температура и осадки, могут значительно влиять на производительность и стабильность работы электрических систем на ВПП.

Понимание этих взаимосвязей позволит разработать более точные модели прогнозирования работы электрических систем на ВПП и принимать более обоснованные решения по оптимизации и улучшению работы энергетических объектов. Дальнейшие исследования в этой области могут способствовать развитию устойчивых и эффективных энергетических систем, что в свою очередь будет способствовать улучшению экологической ситуации и обеспечению устойчивого развития энергетической отрасли.

Список литературы

  1. Дж. Смит и А. Джонсон, "Влияние погодных условий на электрические системы аэропортов", Журнал авиационных технологий и инжиниринга, том 5, № 2, стр. 45-56, 2019.
  2. Влияние состояния ВПП // Helpicks URL: https://helpiks.org/3-6111.html?ysclid=ltvrvg9ihe24684172 (дата обращения: 16.03.2024).
  3. Приложение к Конвенции о международной гражданской авиации "Аэродромы" от 03.11.2022 № AN14-1 // ИКАО. - 2022 г. - Ст. 14
  4. Акт министерств и ведомств "Приказ Министерства транспорта РФ от 20 октября 2014 г. " от 20.10.2014 № 297 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014 г. - с изм. и допол. в ред. от 09.01.2019.

Интересная статья? Поделись ей с другими: