УДК 537.39

Техническое обслуживание и ремонт авиационной техники: основные аспекты и требования

Купцов Владислав Евгеньевич – студент Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации имени А. А. Новикова.

Сагитов Дамир Ильдарович – кандидат технических наук, доцент кафедры Систем автоматизированного управления Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации имени А. А. Новикова.

Аннотация: Статья рассматривает важную роль своевременного и вынужденного технического обслуживания самолетов и ремонта. Влияния основных аспектов и требований на эксплуатацию, поддержание, безопасность и рабочую надежность воздушного судна. А также изучение различных руководств по различным техническим обслуживаниям.

Ключевые слова: техническое обслуживание, самолет, эксплуатация, надежность, неисправность, изделие.

Техническое обслуживание – это действие, необходимое для поддержания или восстановления целостности и эксплуатационных характеристик самолета.

Ни одно воздушное судно не может быть эксплуатировано с небрежным обращением, чтобы оставаться безопасным в отсутствие эффективной программы осмотра и технического обслуживания. Существует множество различных процессов , влияющих на воздушное судно, которые способны ухудшаться с возрастом: например, усталость, износ и коррозия, а также могут возникать случайные поломки: например, разрыв шин, чрезмерные нагрузки на конструкцию.

Техническое обслуживание воздушных судов - это та часть процесса технической деятельности воздушного судна, которая выполняется на воздушном судне, пока оно остается в среде линейного обслуживания или базового технического обслуживания. Техническое обслуживание воздушных судов предназначено для поддержания воздушного судна в состоянии, которое позволяет выдавать сертификат о допуске к эксплуатации.

Руководство по техническому обслуживанию воздушного судна (AMM) – это официальный документ, содержащий всю основную информацию по эксплуатации и техническому обслуживанию воздушного судна и его бортового оборудования.

Руководство по устранению неисправностей (FIM). Содержит набор дерева изоляции неисправностей, предоставленных производителем воздушного судна, чтобы помочь в устранении неполадок, изолировать участок, где произошла неисправность, а также идентифицировать и точно определить проблемы, связанные с различными системами и компонентами воздушного судна.

Руководство по принципиальным схемам (SDM). Содержит принципиальные схемы электрических, электронных и гидравлических систем воздушного судна, а также логические схемы для применимых систем.

Руководство по монтажным схемам (WDM). Является важным инструментом для устранения неполадок, предоставляет информацию о проводках для всех систем и компонентов, содержащих такие элементы. Из-за сложности современного воздушного судна и его электрической системы такие контрольные устройства, как измерительные приборы и сенсоры, обеспечивают и передают информацию на кабину экипажа в виде сложной сети проводов, проходящей наподобие сетевой системы.

Иллюстрированный каталог запасных частей (IPC) . Составляется производителем планера и включает список и схемы расположения всех деталей, используемых на воздушном судне.

Документ по планированию технического обслуживания (MPD). Этот документ предоставляет эксплуатанту авиакомпании список задач по техническому обслуживанию, которые должны выполняться на воздушном судне.

Сюда входят все детали для всех систем и, как правило, они не подгоняются под конфигурацию авиакомпании. Однако при настройке воздушного судна в нем будут указаны детали по рисунку, номеру детали и артикулу с указанием применимости к воздушному судну.

Руководство по ремонту конструкций (SRM) – это специальное руководство по конструкции планера, которое предоставляет эксплуатанту воздушного судна информацию об обшивке воздушного судна и других конкретных допусках и процедурах в случае незначительных структурных повреждений. В SRM указаны допустимые размеры и пределы повреждения конструкции воздушного судна, чтобы эксплуатант знал, когда повреждение следует устранить. [1]

Техническое обслуживание воздушных судов может быть определено несколькими способами, в зависимости от тяжести произошедшего, и следующее может помочь понять различные аспекты:

Техническое обслуживание будет состоять из комплекса профилактических и корректирующих работ. Техническое обслуживание самолета может разделяться на плановые или внеплановые работы, в зависимости от ситуаций, произошедших с бортом: Плановые или профилактические работы по прогнозированию и предотвращению отказов. Внеплановые работы – Ремонт, техническое обслуживание и поддержание технического состояния

В исполнении технического обслуживания самолета, важно помнить, чтоб профилактическая работа была полезной, а для этого должны быть выполнены два условия: Во-первых: после проведения технического обслуживания изделию должна быть восстановлена его первоначальная надежность. Во-вторых: стоимость мероприятий по техническому обслуживанию должна быть меньше, чем неисправность, которую оно призвано предотвратить.

Техническое обслуживание легких или линейных самолетов, обычно включает предполетные проверки, ежедневные проверки жидкостей перед первым полетом за день, устранение неисправностей, а также следующие мелкие плановые работы по техническому обслуживанию борта. Устранение неполадок бывает различных типов, в зависимости от назначенного технического обслуживания самолета: устранение дефектов, замена компонентов, включая двигатели и пропеллеры, с использованием внешнего испытательного оборудования, если требуется, лановое техническое обслуживание и / или проверки, включая визуальные проверки, которые выявляют очевидные неисправности, но не требуют тщательного осмотра. Это также может включать внутреннюю конструкцию, системы и элементы силовой установки, которые видны через быстро открывающиеся панели доступа или двери, мелкий ремонт и модификации, которые не требуют обширной разборки и могут быть выполнены простыми средствами. [2]

Базовое техническое обслуживание может называться интенсивным или углубленным техническим обслуживанием и состоит из задач, которые, как правило, более углубленные и длительные, чем описанные выше, но выполняются реже. Компания, занимающаяся ТОИР (техническим обслуживанием, ремонтом и переоборудованием), должна располагать большими помещениями, специализированным оборудованием и персоналом для проведения базового технического обслуживания. Располагая всеми подобными ресурсами, компания может делать различные виды деятельности, которые могут в себя включать: Проверки C и D, которые проверяют на износ конструкции планера, двигателей и систем, например, коррозию, усталость. Устранение дефектов – выполнение Служебных бюллетеней (SB) и Директив по летной годности (AD), хотя это также может быть сделано во время технического обслуживания на линии. Модернизация технологий – установка системы предупреждения о пересеченной местности (TAWS), Системы предотвращения столкновений в воздухе (ACAS) и т.д. Реконфигурация салона, покраска и т.д. [3]

Одну из многих форм технического обслуживания можно назвать ”мастерской" или просто работа в ремонтом цехе. Это включает техническое обслуживание компонентов, демонтированных с самолета, например двигателей, ВСУ, сидений. Иногда это выполняется в рамках той же организации, что и базовое техническое обслуживание, но иногда специальные компании выполняют эту работу отдельно.

Интервалы технического обслуживания - это параметры, установленные в рамках Утвержденного графика технического обслуживания (AMS), который, в свою очередь, основан на Документе планирования технического обслуживания (MPD). Они будут устанавливаться в соответствии с различными критериями, в основном в зависимости от того, насколько точно можно обнаружить повреждения и спрогнозировать отказ. Профилактический процесс, при котором известный износ изделия ограничивается приемлемым уровнем с помощью действий по техническому обслуживанию. Выполняется в периоды, соответствующие сроку эксплуатации (например, календарному времени, количеству циклов, количеству посадок). Профилактический процесс, в ходе которого Изделие проверяется в определенные периоды времени в соответствии с соответствующим стандартом, чтобы определить, может ли оно продолжать эксплуатироваться. Такая проверка или тест может выявить необходимость в проведении технического обслуживания. Основная цель проверки состояния - удалить изделие до того, как оно выйдет из строя в процессе эксплуатации.” [4]

Также важной частью технического обслуживания является осмотр или мониторинг частей самолета, которые могут быть изношены или повреждены в ходе эксплуатации. Информация об объектах, полученная в результате мониторинга, собирается, анализируется и интерпретируется на постоянной основе как средство принятия решения о том, следует ли внедрять корректирующие процедуры. Обычно этот процесс автоматизирован и может являться частью бортовой системы управления состоянием здоровья воздушного судна.

Для различных приборов и частей воздушного судна есть свои единицы измерения интервалов технического обслуживания, которые влияют на повторный осмотр после выпуска и начала эксплуатации самолета: Часы полета (FH) для предметов, находящихся в постоянной эксплуатации, например, топливных насосов, электрогенераторов. Полетные циклы (FC) для элементов, эксплуатируемых один или два раза за полет, например, шасси, воздушный пускатель, тормоза, повышение давления в корпусе. Календарное время (Cal) для предметов, подверженных воздействию, независимо от того, эксплуатируются они или нет, например, огнетушители, Коррозия конструкции. Часы работы для элементов, эксплуатируемых не в каждом рейсе или иным образом не зависящих от FH или FC, например, от работы ВСУ. [5]

Список литературы

  1. Соколов В.Г. Техническое обслуживание и ремонт воздушных судов: Учебник для вузов / Соколов В.Г. - М.: Транспорт, 2006. - 416 с.
  2. Макаров И.П. Техническое обслуживание и ремонт авиационной техники: Практикум / Макаров И.П. - СПб.: Политехника, 2012. - 224 с.
  3. Киселев А.И. Основы технического обслуживания и ремонта авиационной техники / Киселев А.И. - М.: Издательство "Воздушный транспорт", 2008. - 192 с.
  4. Авиационные нормы по техническому обслуживанию и ремонту воздушного транспорта: сборник документов. - М., 2010. - 350 с.
  5. Иванов П.С. Методы и средства диагностики и контроля технического состояния авиационной техники / Иванов П.С. - М.: Авиация и космонавтика, 2015. - 180 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: