УДК 537.39

Безопасность полетов и аварийные ситуации в авиации: причины и меры предотвращения

Пушкарёв Илья Олегович – студент Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации имени А. А. Новикова.

Сагитов Дамир Ильдарович – кандидат технических наук, доцент кафедры Систем автоматизированного управления Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации имени А. А. Новикова.

Аннотация: В данной статье рассматриваются причины аварийных ситуаций в авиации и предлагаются меры по предотвращению инцидентов. Особое внимание уделяется аспектам безопасности полетов и психологическим факторам, влияющим на профессиональное поведение пилотов.

Ключевые слова: безопасность полетов, аварийное поведение, авиация, причины, меры предотвращения, психологические факторы.

Безопасность полетов имеет первостепенное значение в авиационной отрасли. Поскольку миллионы людей ежедневно путешествуют по воздуху, обеспечение безопасности пассажиров, экипажей и самолетов является главным приоритетом для всех заинтересованных сторон. В этой статье рассматриваются различные аварийные сценарии, которые могут возникнуть во время полета, и стандартные аварийные процедуры, применяемые для их устранения.

Аварийные ситуации остаются одним из проблемных вопросов для гражданской авиации. Наземные происшествия могут быть определены как происшествия, происходящие во время стоянки самолета или на этапе технического обслуживания. Это может привести к значительным финансовым потерям и нанести ущерб людям, работающим на рампе или в определенной зоне технического обслуживания. Кроме того, наземные аварии могут стать предпосылкой для серьезных авиационных происшествий. По этой причине международные организации, такие как ИКАО, IATA и FAA, сосредоточены на расследовании основных причин возникновения таких событий и их предотвращении.

Анализ предыдущих наземных аварий показывает, что несколько основных причин могут привести к возникновению нежелательной или рискованной ситуации. Повреждения грунта обычно не возникают по какой-то одной причине. Существующие системы безопасности и инструкции регламентируют работу сервисной службы и специалистов, что позволяет выявить критические недостатки. Однако это означает, что наземное происшествие следует рассматривать как совокупность ошибок, грубых нарушений и конкретных обстоятельств, приведших к повреждению воздушного судна или столкновению.

Человеческий фактор часто рассматривается как наиболее распространенная причина возникновения наземных аварий. Определяется как ошибка, возникающая из-за плохого понимания существующих инструкций, невнимательности, пренебрежения правилами или других действий, связанных с деятельностью специалистов. В авиации человеческий фактор является одной из распространенных причин авиационных происшествий, приводящих к тяжелым повреждениям, травмам и гибели людей. Проблема осложняется тем, что человек может не признать свою ошибку до тех пор, пока нежелательные результаты не станут очевидными.[1]

Плохая отчетность является еще одной существенной причиной возникновения наземных происшествий в авиации. Проблема заключается в том, что неучтенные наземные повреждения могут не повредить безопасности полетов на начальных этапах; Тем не менее, это может способствовать развитию критических исходов и уничтожению самолетов. Незарегистрированный ущерб является серьезной проблемой, поскольку во многих случаях он создает основу для новых, более серьезных аварий. Неэффективная процедура отчетности или пренебрежение существующими руководящими принципами является серьезной проблемой для авиационной безопасности.

Наконец, ошибки при техническом обслуживании также следует упомянуть как частую причину наземных аварий. Отсутствие необходимого оборудования, неопытные специалисты или нарушение действующих правил технического обслуживания могут создать основу для критического ухудшения ситуации и нежелательных результатов. Таким образом, указанные выше причины должны быть устранены для обеспечения повышенной безопасности полетов. По этой причине профилактические мероприятия направлены на снижение вероятности таких ошибок и устранение причин их возникновения.

Создание эффективной практики отчетности рассматривается как одна из возможных профилактических мер. Неспособность сотрудников отчитываться может привести к усложнению проблемы и ее долгосрочным последствиям. По этой причине крайне важно развивать культуру отчетности с четкими инструкциями о том, как действовать в случае обнаружения какой-либо проблемы. Она должна внедрить прозрачные и эффективные процедуры, доступные работникам. Их следует поощрять к обмену информацией об обнаруженных проблемах, что является ключом к повышению безопасности.

Факторы окружающей среды играют важную роль в авиационной безопасности, так как они могут повлиять на процессы и принимаемые решения во время полета. Ниже приведены основные факторы окружающей среды, которые могут оказать влияние на авиационную безопасность:

  1. Погодные условия:
  • Турбулентность: Воздушные потоки могут вызывать турбулентность, что может привести к нестабильности полета и создать опасные ситуации.
  • Метеорологические явления: Грозы, туман, обледенение крыльев и другие метеорологические явления могут затруднить выполнение безопасного полета.
  1. Географические особенности:
  • Гористая местность: Наличие гористой местности может создавать сложности при посадке и взлете, а также повышать риск столкновения с землей.
  • Океаны и водные пространства: Полеты над океанами и водными пространствами требуют особой внимательности из-за ограниченности возможностей вынужденной посадки.
  1. Аэродромные условия:
  • Состояние взлетно-посадочных полос: Плохое состояние взлетно-посадочных полос может создавать опасность для самолетов при посадке и взлете.
  • Наличие препятствий: Присутствие препятствий возле аэродрома (деревья, здания и др.) может увеличить риск аварий при взлете и посадке.
  1. Атмосферные условия:
  • Уровень радиации: Высокий уровень радиации в атмосфере может повлиять на электронику самолета и здоровье пилотов.
  • Концентрация кислорода: Изменения в концентрации кислорода в атмосфере могут повлиять на работоспособность пилотов.[2]

Идентификация опасностей и управление рисками также могут рассматриваться как действенные меры профилактики. ИКАО, ИАТА и Федеральное управление гражданской авиации США подчеркивают критическую важность своевременного обнаружения возможных угроз и внедрения способов реагирования на них. Программа предотвращения наземных аварий (GAP) является одним из возможных методов предотвращения наземных аварий путем создания перечня наиболее распространенных рисков и подходов к управлению ими. Это может помочь избежать потенциально опасных ситуаций и повысить уровень осведомленности персонала.[3]

Меры предотвращения аварийных ситуаций в авиации играют решающую роль в обеспечении безопасности полетов. Ниже приведены основные меры, которые применяются для уменьшения риска возникновения аварийного поведения:

  1. Тренировка и обучение пилотов:
  • Симуляторы полетов: Использование современных симуляторов полетов позволяет пилотам тренироваться в различных сценариях, включая экстремальные ситуации, что помогает им развивать навыки и принимать правильные решения в критических ситуациях.
  • Обновление тренировочных программ: Постоянное обновление тренировочных программ с учетом последних технологий и стандартов безопасности помогает подготовить пилотов к разнообразным ситуациям на борту самолета.
  1. Техническое обслуживание и контроль:
  • Регулярные проверки и техническое обслуживание самолетов: Проведение регулярных проверок и технического обслуживания самолетов согласно установленным стандартам помогает выявлять и устранять потенциальные проблемы до их возникновения во время полета.
  • Использование передовых технологий для диагностики и контроля: Применение передовых технологий, таких как системы мониторинга состояния самолета в реальном времени, помогает оперативно выявлять неисправности и предотвращать аварийные ситуации.
  1. Улучшение систем безопасности:
  • Разработка и внедрение новых систем предупреждения аварий: Внедрение новейших систем предупреждения аварий, таких как системы автоматического управления полетом и предупреждения о столкновениях, способствует раннему обнаружению опасных ситуаций и предотвращению аварий.
  • Анализ данных и статистики для выявления проблемных зон: Проведение анализа данных и статистики по инцидентам и авариям помогает выявить проблемные зоны и принять меры по устранению возможных причин аварийного поведения.[4]

Применение этих мер позволяет повысить безопасность полетов и снизить вероятность возникновения аварийного поведения в авиации.

В целом, наземные происшествия остаются серьезной проблемой для авиационного сектора. Основными причинами могут быть человеческий фактор, плохая отчетность, оценка рисков и неправильное техническое обслуживание. Независимо от фактора, вызвавшего нежелательный исход, эти события могут нанести существенный вред. По этой причине регулирующие органы уделяют особое внимание предотвращению наземных аварий. Рекомендуемые подходы включают в себя совершенствование существующей культуры отчетности, эффективные процедуры оценки и управления рисками, а также обучение специалистов, работающих на рампе. Это может помочь культивировать необходимую культуру безопасности и достичь лучших результатов.

Список литературы

  1. Влияние Человеческого фактора на безопасность полетов [Электронный ресурс]. – URL: https://studfile.net/preview/5374699/page:5/ (дата обращения: 05.03.2024).
  2. Явления погоды как факторы угрозы безопасности [Электронный ресурс]. – URL: https://apni.ru/article/8227-yavleniya-pogodi-kak-faktori-ugrozi-bezopasno (дата обращения: 05.03.2024).
  3. Ground Accident Prevention (GAP) // Aviation Safety Experts - Flight Safety Foundation [Электронный ресурс]. – URL: https://flightsafety.org/toolkits-resources/past-safety-initiatives/ground-accident-prevention-gap (дата обращения: 05.03.2024).
  4. Действия при аварии на воздушном транспорте // Муниципальное образование посёлок Стрельна [Электронный ресурс]. – URL: https://mo-strelna.ru/official/emergencies/3547 (дата обращения: 05.03.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими: