УДК 629.7

Обзор и применение системы автоматического зависимого наблюдения

Водопьянова Полина Вячеславовна – студент Санкт-Петербургского государственного университет гражданской авиации

Сагитов Дамир Ильдарович – старший преподаватель Санкт-Петербургского государственного университет гражданской авиации

Аннотация: Статья предназначена для ознакомления с принципом работы системы зависимого наблюдения, применяемой в авиации, а также для изучения преимущества данной системы.

Ключевые слова: вторичная радиолокация, ADS-B, зависимое наблюдение, автоматическое зависимое наблюдение.

Автоматическое зависимое наблюдение (Automatic Dependent Surveillance) является ключевой технологией в рамках системы CNS/ATM, представляет собой замену существующей вторичной обзорной радиолокации (ВОРЛ) и является основой будущей системы организации воздушного движения, построенной на принципах CNS/ATM с широким использованием технологий спутниковой навигации, цифровой связи и наблюдения.

Основная идея автоматического зависимого наблюдения заключается в использовании специальных алгоритмов и инструментов для непрерывного анализа данных и выявления нештатных ситуаций или потенциальных проблем. При обнаружении таких ситуаций система может автоматически предпринимать определенные действия, например, отправлять уведомления, запускать аварийные процедуры или корректировать рабочие параметры. ADS-A – это договорная связь между пилотом и диспетчером, при которой автоматическая передача сообщений начинается после того, как воздушное судно проявляет инициативу по установлению связи с органом УВД.

ADS-B – это радиовещательное устройство, периодически (раз в секунду) передающее свои координаты, положение, скорость, высоту и другие параметры через специальные автоматические передатчики на борту в режиме вещания наземным службам (службам УВД, авиакомпании, специальным органам) и/или бортовым пользователям, оснащенным соответствующим оборудованием ADS-B.

ADS-C – устройство, которое использует автоматическую передачу информации с борта воздушного судна только определенным службам воздушного движения или авиационному контролю. Эта информация включает в себя данные о положении, высоте, скорости, намерениях по навигации и метеорологических условиях, необходимых для наблюдения и контроля за маршрутом.

Существуют различные подвиды этой системы:

  • ADS-B Out – каждый самолет периодически передает информацию в цифровом виде, включая координаты самолета, идентификационные коды и т.д., через бортовой транспондер. Данные, полученные с помощью ADS-B Out, более точны, чем данные, полученные с помощью современных радиолокационных систем.
  • ADS-B In – это устройство, позволяющее принимать данные от других пользователей, например, для связи с соседним самолетом. В основе системы лежат два компонента авионики на борту каждого самолета: источник спутниковой навигации с высокой степенью надежности и канал передачи данных (блок ADS-B).
  • ADS-B – это устройство, которое способно как передавать, так и принимать ADS-B данные.

Рисунок  1. Принцип работы системы ADS-B.

ADS-B, или Automatic Dependent Broadcast Surveillance, обладает рядом преимуществ, которые делают ее важной технологией для современной авиации:

  1. Повышение безопасности: ADS-B обеспечивает более точное и надежное слежение за воздушными судами, что помогает предотвратить столкновение и повышает общую безопасность воздушного движения.
  2. Эффективное управление воздушным движением: ADS-B предоставляет авиадиспетчерам в режиме реального времени информацию о положении и других параметрах воздушного судна, помогая им принимать обоснованные решения и оптимизировать маршруты полетов.
  3. Улучшение навигации: Благодаря ADS-B самолеты могут обнаруживать друг друга на экранах пилотов и диспетчеров, что улучшает видимость и предотвращает конфликты.
  4. Снижение нагрузки на пилотов и диспетчеров: ADS-B автоматически передает данные о местоположении и других параметрах, снижая необходимость ручного ввода данных и позволяя пилотам и диспетчерам сосредоточиться на других аспектах полета. Кроме того, система сокращает время нахождения самолета в воздухе, а следовательно количество выбросов в атмосферу за счёт уменьшения массы сжигаемого топлива
  5. Увеличение пропускной способности воздушного пространства: Благодаря более точному отслеживанию воздушных судов и оптимизации траекторий полета ADS-B помогает увеличить пропускную способность воздушного пространства и повысить эффективность авиационной системы.

Эти преимущества делают ADS-B ключевой технологией для современной авиации, помогающей повысить безопасность, эффективность и надежность воздушного движения.

Однако система имеет и некоторый недостаток, например, воздушное судно определяет местоположение при помощи спутникового приемника, называемого GPS, после чего полученные координаты отправляются наземным службам. Таким образом, при отказе средства определения координат – GPS наблюдение делается невозможным. При применении независимого средства наблюдения такое практически невозможно, так как диспетчер и пилот полагаются на наземное оборудование

Список литературы

  1. Зависимые кооперативные системы ADS‐C и ADS‐B [Электронный ресурс]: [сайт] – Режим доступа: https://masters.donntu.ru/2014/frt/gontsa/ind/index.htm.
  2. Автоматическое зависимое наблюдение [Электронный ресурс]: [сайт] – Режим доступа: https://www.gosniias.ru/pages/d/maks-15-azn1.pdf.
  3. Автоматическое зависимое наблюдение – Трансляция/ADC-B [Электронный ресурс]: [сайт] – Режим доступа: https://npcas.ru/wiki/avtomaticheskoe-zavisimoe-nablyudenie-translyatsiya-ads-b.html.

Интересная статья? Поделись ей с другими: