УДК 537.39

К вопросу об автоматизации и удаленном управлении светосигнальными огнями на аэродроме

Дроздова Мария Вячеславовна – студентка Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации имени А. А. Новикова.

Сагитов Дамир Ильдарович – кандидат технических наук, доцент кафедры Систем автоматизированного управления Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации имени А. А. Новикова.

Аннотация: Рассмотрены современные технологии и системы, позволяющие автоматизировать и обеспечить удаленное управление светосигнальными огнями на аэродроме. Тема охватит аспекты проектирования, установки и мониторинга систем светосигнализации, включая использование современных систем автоматизации и технологий удаленного управления.

Ключевые слова: светосигнальная система аэродромов, пульт управления аэродромных ламп, управление воздушным движением.

Один из путей повышение уровня безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации – это автоматизация до международной классификации светосигнальных систем аэродромов. Автоматизация обеспечивается дистанционным управлением светосигнального оборудование с получением необходимой сигнализации об работу системы и ее отдельных элементов соответствующих международной нормативно-технической документации на типы оборудования. Уровень надежности оборудования, относящегося к составу автоматизированных систем управления свет сигнальными системами аэродромов, внедряется на уровне производства основными фирмами-производителями. Такого оборудования и в соответствии с нормативно-технической документацией ICAO. Проведен анализ современных автоматизированных светосигнальных систем аэродромов с помощью программируемых логических контроллеров и управления с помощью радиосредств определить основные направления эксплуатации светосигнальных систем аэродромов и безопасности полетов на аэродромах гражданской авиации. [1]

Одним из звеньев цепи обеспечения безопасности и регулярности полетов является светосигнальная система аэродромов. Самым ответственным этапом согласно статистики является этап визуального пилотирования. Именно светосигнальная система аэродромов является единственным источником визуальной информации для экипажа воздушных судов на наиболее ответственном этапе полета. Наиболее ответственный этап полета взаимодействие экипажа с световой системы аэродромов, он зависит от условий дальности видимости, а также от погодных условий вблизи аэропорта, требования к характеристикам надежности световой системы аэродромов, должны отражать способность выполнять необходимые функции в течение заданного промежутка времени в заданных условиях эксплуатации, технического обслуживания, хранения и транспортирования элементов оборудования светосигнальной системы аэродромов. Качество светотехнических характеристик светосигнальной системы аэродромов регламентировано рядом стандартов ICAO, которые направлены на обеспечение необходимого уровня электро-светотехнических характеристик (потребляемая мощность, яркость, цветность, сила и интенсивность света и др).

Дистанционное управление системами сигнализации с больших аэродромов затруднено, и их правильное управление определяется атмосферными условиями, временем суток, а иногда и рекомендациями пилота, местоположением и маневренностью некоторых самолетов, а также другими работами, выполняемыми на аэродроме. Поскольку у авиадиспетчеров мало информации об этих условиях, большинство элементов управления освещением аэродрома установлены на пульте диспетчерской аэродрома и используются авиадиспетчерами. Основная панель управления обычно находится в диспетчерской аэродрома с подсветкой приборной панели или панели управления. Этот пульт дистанционного управления предназначен для включения управляющего переключателя, индикатора цепи и устройства управления интенсивностью света для оператора, а также подходящего элемента, который легко обнаруживается при любых условиях освещения в диспетчерской. Для этого необходимо установить переключатель управления со значком и переключатель уровня яркости на панели управления для индикаторной лампы. Стандартизированная компоновка инструментов управления и отображения имеет ряд преимуществ, и в настоящее время наблюдается тенденция к стандартизированным модульным схемам панелей управления. Блок переключателя и управления должен четко отображать рабочее положение и группу в соответствии с соответствующими функциями и цепями. Тип данных блока управления должен быть выбран таким образом, чтобы свести к минимуму возможность случайного переключения. [2]

Необходимое количество оборудования для дистанционного управления осветительным оборудованием устанавливается для каждого конкретного аэродрома в зависимости от конфигурации управляемого технического оборудования. Согласно нормативно-технической документации (НТД), блок управления осветительным оборудованием требует оборудования пункта управления осветительным оборудованием, управления посадкой и рулением, оборудования пункта управления осветительным оборудованием, управления диспетчером взлета, оборудования пункта управления осветительным оборудованием. Схема памяти находится в поле зрения регулятора посадки и крена и не должна быть скрыта от других устройств. Панель управления посадкой, креном и взлетом контроллера Панель управления. Регулятор яркости с микропроцессорным управлением предназначен для подачи питания и регулировки яркости света в зависимости от погодных условий. Вся система освещения управляется дистанционно, и все ее элементы автоматически контролируются с помощью программного обеспечения. Оператор может управлять включением, отключением и регулировкой яркости света с помощью уровня яркости системы посадки. Для осуществления контроля, мониторинга и сигнализации систем освещения на аэродромах следующие функции должны быть реализованы в устройстве системы: На уровне оборудования: - Осветительное оборудование и средства обеспечения безопасности взлетно-посадочной полосы (AGL); Регуляторы яркости TCR; беспроводные навигационные устройства и системы (GL); - контрольно-измерительные приборы (ILS, DME, NDB); энергетические системы; погодные системы; системы безопасности аварийное электроснабжение; удаленные объекты; коммуникационное взаимодействие (AFTN); точное дежурство по времени; видимость всех категорий чрезвычайных ситуаций и чрезвычайных ситуаций на уровне условий труда.

Система дистанционного управления наземным огневым оборудованием аэродрома должна выводить информацию на экран управления и визуализации двух помещений: помещения диспетчерской аэродрома, зала технического обслуживания и подстанции. Специальная оптоволоконная сеть используется для подключения компьютера диспетчерской аэродрома к компьютеру диспетчерской подстанции и к интерфейсной стойке, которая включает в себя программируемый логический контроллер, установленный на подстанции. [5]

Главные характеристики системы дистанционного управления: Два компьютера человеко-машинного интерфейса в аэродромном диспетчерском пункте, позволяет представлять состояние оборудования системы с графическим отображением; Один компьютер человеко-машинного интерфейса в помещении для технического обслуживания, что позволяет представлять состояние оборудования системы с графическим отображением; Один компьютер человеко-машинного интерфейса в помещении каждой подстанции, позволяет представлять состояние оборудования системы с графическим отражением; Волоконно-оптическая кольцевая сеть, что соединяет разные места друг с другом; Программное обеспечение представлено в модульном виде. Это позволяет проводить модернизацию системы, поскольку каждое устройство светосигнального аэродромного оборудования рассматривается как отдельный объект. Дистанционное управление с использованием радиосредств. Средства радиоуправления могут обеспечивать управление интенсивностью огней, а также выключение сетей огней. [4]

Данный метод управления позволяет пилоту выбирать интенсивность огней, и приводит к экономии электроэнергии, поскольку при отсутствии необходимости система огней находится в выключенном состоянии. Есть средства радиоуправления для систем, что работают в режимах “воздух-земля”, “земля-земля”. Значительная часть управляющего радиооборудования автоматически выключает сети огней за 15-60 мин после последней установки радиосвязи. Радиосредства используют для управления всеми огнями ВПП, рульными огнями, простыми системами огней приближения, системами визуальной индикации глиссады как отдельными системами, так и определенной комбинацией.

Для работы в режиме «воздух–земля» в аэропорту устанавливают только приемник и декодер. Сигнал включения может состоять из короткой серии сигналов, подаваемых через микрофон.

Надежность работы подсистем огней и дистанционного управления подсистемами характеризуется следующими коэффициентами: коэффициент готовности подсистемы аэродромных огней в целом рассчитывается как вероятность того, что подсистема электроснабжения аэродромных огней в любой момент времени t будет находиться в работоспособном состоянии, а подсистема аэродромных огней безотказно проработает на интервале времени от начала использование до t .Коэффициент готовности подсистемы электроснабжения аэродромных огней рассчитывается, как вероятность застать подсистему электроснабжение аэродромных огней в работоспособном состоянии в любое время, не учитывая время, специально отведенное на проведение технического обслуживания и ремонт. Коэффициент неготовности определяется по формуле: средняя наработка подсистемы светосигнальной системы аэродромов на отказ, как периодическое обслуживание и возобновляемой системы. При использовании подсистемы светосигнальной системы аэродромов по назначению, возобновляемой является только подсистема электроснабжения аэродромных огней. [3]

Список литературы

  1. Иванов А.Б. "Системы автоматизации и безопасности на аэродромах" / Иванов А.Б. - М.: Авиационное издательство, 2015. - 180 с.
  2. Петров В.Г. "Удаленное управление светосигнальными огнями на аэродроме: технологии и применение" / Петров В.Г. - СПб.: Издательство "Авиация и космонавтика", 2017. - 200 с.
  3. Сидоров Г.М. "Современные системы освещения и светосигнализации на аэродромах" / Сидоров Г.М. - М.: Издательство "Авиационное обозрение", 2018. - 220 с.
  4. Кузнецов А.И. "Автоматизация процессов наземного обслуживания в авиации" / Кузнецов А.И. - М.: Издательство "Воздушный транспорт", 2019. - 190 с.
  5. Глухов Д.С. "Интеграция инновационных технологий в системы светосигнализации аэродромов" / Глухов Д.С. - СПб.: Транспортное издательство, 2020. - 210 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: