УДК 321.022

Политический активизм как проявление гражданами культуры демократии в современных обществах

Дьяченко Юлия Владимировна – доцент кафедры философии Саратовской государственной юридической академии

Аннотация: В статье рассматривается политический активизм как неотъемлемая часть современных политических процессов в разных странах в рамках проявления демократического режима. Характеризуются его отличительные особенности, возможности для граждан, которые он предоставляет, а также негативные проявления, к которым может привести расхождение во мнениях, предпочтениях, интересах власти и общества в ходе волеизъявления граждан. Определяется значение возможности выражать свое мнение для населения, что может способствовать повышению уровня культуры демократии граждан в современных обществах с учетом общемировой тенденции развития государств на основе принципов демократии.

Ключевые слова: демократический режим, культура демократии, активизм, политический активизм, волеизъявление граждан.

Демократия как политический режим имеет ряд черт, которые на современном этапе развития государств представляются наиболее эффективными с позиции выстраивания их внешней и, прежде всего, внутренней политики. Основные направления внутренней и внешней политики в каждой стране определяет ее руководство. Оно старается это делать наиболее оптимальным образом, что подразумевает под собой, в частности, выявление общих интересов всех представителей общества, выработку на основе этого правил поведения для его членов в соответствии с выполняемыми ими функциями и ролями, а также создание общих для всех вербальных и невербальных способов обмена и сохранения различной информации, на основе которой выстраиваются взаимодействия и взаимоотношения в различных сферах общественной жизни. Обозначенные действия политического руководства в значительной степени являются успешными лишь при условии принятия всех указанных властных инициатив гражданами государства, их легитимации. В противном случае власть рискует получить серьезное сопротивление и противодействие предложенным новаторским идеям, законам, правилам.

Принятие гражданами, прежде всего, самой государственной власти, всех ее инициатив, разрабатываемых законов и проводимых реформ осуществляется на основе достаточно высокого уровня политической и правовой культуры как отдельных граждан, так и всего общества в целом. Мало принять на веру вступивший в силу закон или предложенные изменения в конституцию страны. Населению необходимо выявить их суть, значение вносимых изменений, понимать, как это повлияет на их дальнейшее существование и функционирование в данном обществе. Это возможно, когда граждане в значительной степени осведомлены о многих политических и правовых процессах и явлениях, происходящих в государстве, принимающих их и помогающих власти в их реализации.

Подобное положение дел проявляется в первую очередь в рамках демократических режимов, поскольку большое количество свобод и возможностей, предоставляемых демократией, позволяет осуществлять власть более открыто, публично, дает возможность населению страны получать значительный объем информации о многих процессах и явлениях в обществе. Наряду с этим, граждане могут не просто ознакомиться с предлагаемыми властью законами, проводимыми реформами внутри страны и осуществляемыми действиями за ее пределами и др., но и высказать свое мнение относительно всех процессов, которые формулируются руководством страной.

Демократический политический режим в современных обществах представляется наиболее значимым и успешным с точки зрения эффективности управления страной. Данный режим предлагает большие возможности как для власти, так и для населения. В частности, важное значение придается правам человека (причем не только их закреплению в законе, но и их реализации на практике), власти закона, реальному проявлению системы разделения властей, наличию конституционных основ функционирования всех сторон общественной жизни (идеологии конституционализма), свободе слова и вероисповедания и многому другому.

Важным принципом современной демократии выступает возможность волеизъявления большинства и защита прав личности. Данный принцип предполагает право граждан той или иной страны на организацию в ней государственной власти, которую примет большая часть населения, а также возможность решать различные общественные вопросы. Причем, как закрепляется в директивной записке Генерального секретаря ООН по демократии (Фонда демократии ООН), «…этот принцип подчинения меньшинства большинству не является путем к угнетению первых…» [1]. Волеизъявление граждан позволяет населению принимать непосредственное участие в управлении страной, по крайней мере, в вопросах, касающихся отдельных сторон жизни простого населения, выражать свое мнение относительно принимаемых властью решений, доводить до сведения руководства страной негативное восприятие проводимых «сверху» реформ и т.д.

Возможность выражения мнения населения многих государств сегодня – это неотъемлемая часть современных взаимоотношений между гражданами и властью в демократических государствах, предполагающих возможность эффективного диалога между сторонами. Подобные отношения способствуют формированию в любом обществе «правильного» баланса сил, мнений, действий с обеих сторон с целью недопущения внутреннего противостояния в государстве. Именно такая возможность для населения выступает показателем уровня культуры демократии в той или иной стране, под которой можно понимать уровень осуществления в демократическом государстве принципов демократии: юридическое отражение в Основном законе (Конституции) и фактическая реализация в политической практике в контексте ее признания гражданами государства (ее легитимность).

Выражение мнения населением возможно в различных проявлениях, как с целью поддержки деятельности властьимущих, так и ради критики их действий. Любое выступление простых людей (институтов гражданского общества или отдельных его представителей) – это яркий показатель того, насколько население страны одобряет либо не одобряет те инициативы, те предложения, с которыми выступает руководство страной. Подобным проявлениям политического участия в современных обществах придают большое значение, часто используя различные средства мобилизации людей на активные действия с целью решения каких-либо политических вопросов. Данное явление носит название политический (гражданский) активизм, под которым понимают «действия, совершаемые гражданами, целью которых являются социальные, политические, экономические или иные изменения на территории своей страны, совершаемые по личной инициативе вне зависимости от государственной власти» [2, с.43; 5, с.48].

Понятия гражданского и политического активизма имеют некоторые отличия. В частности, политический активизм начинает проявлять себя лишь тогда, когда у граждан, участвующих в каких-либо общественных процессах, формируется политическое, а не обыденное, самосознание, основанное на стремлении понимания своего места в политике государства, на убежденности в необходимости и возможности изменения политического пространства и своего положения в системе отношений в обществе. В отличие от него, гражданский активизм не всегда связан с какими-либо политическими ценностями, самосознанием, амбициями, что, тем не менее, не принижает его значения в политике [3, с.19; 4, с.18]. При условии правильной мобилизации представителей населения возможно вовлечение граждан в более масштабные и грандиозные по желаемым результатам акции, варианты участия, которые постепенно могут перерасти в политические действия уже простого населения страны.

Политический активизм – понятие многообразное, имеет множество характеристик и объяснений. Вне зависимости от направления его изучения, исследователи сходятся в том, что берет свое начало он в рамках политического поведения (участия) человека. Вместе с тем, не все политические действия можно рассматривать как активизм. Непосредственно политическому активизму присущи политическое участие в жизни общества (участие в политических процессах, осуществляемых с конкретной стране), добровольность данного участия (гражданин сам осознанно идет на проявления активности), регулярность и постоянство участия, доступность (доступность политики в целом для рядовых членов общества, предоставляемые им возможности для участия в различных политических процессах), ориентированность на достижение целей в политической сфере, а также их направленность на общее благо. Исходя из перечисленного, политический активизм характеризуется как добровольное и активное политическое участие, опирающееся на преданность идеям, осуществляемое регулярно и на постоянной основе, направленное на достижение целей именно в политике путем оказания влияния на политическую власть и стремления к общему благу, а также базируется на идее, что все это доступно каждому члену общества [2, с.45].

В современных условиях проявления политической активности граждан мы можем наблюдать в самых разных вариациях. Это могут быть обращения непосредственно в органы власти для разрешения каких-либо вопросов, участие в деятельности зарегистрированных на территории страны партий, поддержка и разнообразная помощь волонтерским движениям и общественно-политическим организациям, а также возможность по достижении определенного возраста баллотироваться в депутаты законодательных собраний разных уровней власти и в президенты.

Немаловажным и наиболее распространенным направлением проявления политической активности выступает сегодня участие граждан в различных митингах, шествиях, пикетах, подписании петиций (в том числе, и с помощью сети Интернет). Однако данный активизм, с одной стороны, дает большие возможности для людей напрямую высказать свое отношение ко всему, что происходит в стране, с другой – к сожалению, содержит в себе потенциальный риск к развитию на его основе политического конфликта, серьезного противостояния сторон (часто власти и граждан), доходящего в отдельных случаях до вооруженных столкновений. Подобное прямое волеизъявление граждан показывает, насколько население ориентируется в той обстановке, которая складывается в стране в определенный период времени, как воспринимает свои права и эффективность их реализации, а также отражает способность (или неспособность) власти действовать для улучшения складывающейся в ходе конфликта ситуации и нормализации взаимодействий с населением.

Примеры ряда современных государств показывают, как один из важнейших принципов демократии – возможность волеизъявления граждан – может негативно сказаться на ситуации в самой стране, на взаимоотношении граждан с властью, а также на формировании образа государства на мировой арене. Происходящие сегодня забастовки в Лондоне и Париже (а также ряде других городов Великобритании и Франции), в ходе которых население пытается донести до руководства свое негативные эмоции по поводу происходящего в их странах (в частности, недовольство по поводу повышения цен в Великобритании, или протест против повышения пенсионного возраста во Франции), отражают сильное расхождение интересов власти и простого населения. Руководство проводит свою политику, не пытаясь наладить диалог с населением, что приводит только к увеличению сроков забастовок и митингов, а также к числу выступающих против властей. В результате, можно наблюдать, как граждане пытаются отстаивать свое право на волеизъявление, стараются донести, в частности, до президента Франции свое недовольство ситуацией, что, в конечном итоге, приводит лишь к увеличению «пропасти» между слоями населения и обществом и государством.

Тем не менее, сама ситуация с проведениями митингов, забастовок и выступлений показывает, что население многих современных стран (похожие выступления можно наблюдать в разных государствах, например Black Lives Matter в США, митинги в Германии и ряде европейских государств против поставок вооружения на Украину и т.д.) стремится реализовать свое право на волеизъявление, которое закреплено сегодня во многих современных конституциях. Согласно основным законам государств, граждане имеют возможность открыто высказать свое мнение по различным вопросам, связанным с управлением, если политика власти расходится с их взглядами. Подобное выражение мнения строится на легитимности действий власти со стороны населения, взаимном уважении интересов и мнений власти и общества, что возможно при условии общественного согласия и доверия обеим сторонам.

В случаях, когда волеизъявление населения приобретает вид политического конфликта (серьезного противостояния), демократический режим имеет возможность наиболее безопасного его разрешения при условии, что законы страны будут приняты населением, а действия властей совпадут с потребностями граждан. Демократия как одна из основ существования многих современных обществ, исходя из тех принципов, которыми она руководствуется, способна предложить наиболее эффективную систему взаимодействия власти и населения страны, в том числе, имеет возможности для разрешения периодически возникающих конфликтных ситуаций. В целом, наличие в стране действующего законодательства, понимание и принятие его гражданами, реализация закрепленных в Конституции и иных законах положений в общественной жизни свидетельствуют о высокой степени демократического развития государства и уровне культуры демократии в стране.

Список литературы

  1. Директивная записка Генерального секретаря ООН по демократии // Фонд демократии ООН [электронный ресурс]. URL: http://www.agitclub.ru/center/dem/demdoc/directive.htm.
  2. Кукарцева М.А. Политический активизм. Особенности стратегий современной политической мобилизации // Обозреватель – Observer. 2017. № 5. С.43-54.
  3. Невская Т.А. Гражданский активизм как ресурс политического администрирования: российский и международный опыт // Социодинамика. 2020. № 9. С.18-29.
  4. Панферова В.В., Сельцовский П.А. Культура демократии как установление диалога власти и общества // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 4. С.17-33.
  5. Седова Н.Н. Гражданский активизм в современной России: форматы, факторы, социальная база // Социологический журнал. 2014. Том 0. № 2. С.48-71.

Интересная статья? Поделись ей с другими: