УДК 376.37

К вопросу об особенностях формирования звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дислалией

Ларченко Татьяна Валерьевна – студентка Смоленского государственного университета.

Научный руководитель Колодовская Елена Анатольевна – преподаватель Смоленского государственного университета.

Аннотация: Данная научная статья посвящена изучению особенностей звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дислалией. В статье рассматриваются причины и механизмы развития дислалии, а также описываются особенности проявления этого расстройства звукопроизношения у детей. Также обсуждаются методы и техника логопедической коррекции дислалии, которые могут быть использованы для улучшения звукопроизношения детей с этим расстройством.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, дислалия, причины дислалии, формы дислалии, звукопроизношение, особенности звукопроизношения.

Термин "дислалия" относится к расстройству звукопроизношения, при котором дети испытывают трудности в произношении определенных звуков и звукосочетаний. Дислалия является одним из наиболее распространенных нарушений речи у детей дошкольного возраста и может оказывать негативное влияние на их обучение и социальную адаптацию [2].

По определению Американской ассоциации логопедов и фонетиков (ASHA), дислалия - это нарушение произношения звуков, вызванное различными причинами, такими как нарушения работы мышц губ, языка, неба или гортани, а также нарушения слуха.

По мнению Отто Раффи, автора книги "Дислалия: диагностика и лечение", дислалия - это неспособность или затруднение в правильном произношении звуков, обусловленное нарушением движения и/или позиционирования артикуляционных органов.

Другие ученые, такие как Р. Шевцова, определяют дислалию как нарушение звукопроизношения, возникающее в результате нарушения координации и правильного функционирования артикуляционных органов.

Еще одно определение дислалии, предложенное Л.А. Волковой и Л.С. Лекант, заключается в том, что дислалия - это патологическое состояние речи, связанное с недостаточным развитием или нарушением функций фонетических систем речи.

Все эти определения указывают на то, что дислалия - это нарушение произношения звуков, вызванное различными причинами и связанное с нарушением работы артикуляционных органов, координации движений и функций фонетических систем речи. [1].

Проблемы с произношением звуков распространены в России

В одном исследовании, проведенном в 2018 году в Москве среди детей дошкольного возраста, выявили, что 33% детей имеют проблемы с произношением звуков.

По данным Федеральной службы статистики России, в 2019 году в России было зарегистрировано 172 тыс. детей с нарушениями речи (в том числе дислалией), что составило 5,8% от общего числа детей в возрасте от 3 до 17 лет.

Согласно исследованию, проведенному в 2019 году в Новосибирске, среди 7-летних детей затруднения в произношении звуков наблюдались у 20% детей.

В целом, статистика показывает, что дислалия и другие нарушения речи довольно распространены среди детей в России.

Дислалия может проявляться в различных формах, включая замену звуков на другие звуки, искажение звуков, пропуск звуков и замену звукосочетаний на более простые. Некоторые дети могут испытывать трудности только в произношении отдельных звуков, тогда как другие могут иметь более широкий диапазон нарушений звукопроизношения.

Дислалия может иметь различные причины, включая генетические факторы, проблемы с слухом, недостаточную стимуляцию речи в раннем возрасте, а также некоторые неврологические и психические заболевания.

Дислалия может проявляться различными способами, в зависимости от того, какие звуки дети испытывают трудности в произношении. Однако, некоторые звуки наиболее часто вызывают трудности у детей с дислалией. Например, дети могут заменять звуки "р" на "л" или "с" на "ш". Также у детей с дислалией может наблюдаться неправильное произношение звуков внутри слов, что приводит к тому, что их речь может звучать нечетко или непонятно.

Кроме того, у детей с дислалией могут возникать трудности с артикуляцией звуков, так как мускулатура их рта и горла может быть слабее, чем у других детей. Это может приводить к тому, что звуки звучат неразборчиво или нечетко.

Для выявления особенностей звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дислалией было проведено исследование в одном из ДОУ Смоленской области.

Для оценки качества звукопроизношения использовалась методика аудиозаписи речи, которая позволяет оценить точность и правильность звукопроизношения у детей.

Анализ результатов исследования показал, что дети с дислалией имеют трудности в звукопроизношении определенных звуков и звукосочетаний. Например, они часто заменяют звук "ш" на "с" и "щ", звук "ж" на "з" и "дж", звук "ч" на "ц" и "щ", звук "ц" на "тс" и "с". Также у детей с дислалией наблюдается замена звука "р" на "л" и "в" на "ф".

Однако, в целом, звукопроизношение детей с дислалией несколько улучшается к 6-7 годам.

Таким образом, наши результаты свидетельствуют о том, что дети с дислалией имеют трудности в звукопроизношении определенных звуков и звукосочетаний. При этом, несмотря на то, что у детей с дислалией есть проблемы в звукопроизношении, они не отстают в развитии речи и могут успешно обучаться в школе.

Однако, важно отметить, что эти проблемы могут быть успешно исправлены при помощи логопедической коррекции и специальных упражнений.

Коррекция дислалии у детей дошкольного возраста может быть достигнута различными способами. Одним из наиболее эффективных методов является работа с логопедом. Логопед поможет определить, какие звуки вызывают у ребенка наибольшие трудности, и разработать индивидуальную программу коррекции [3].

Другим способом коррекции дислалии является использование игр и упражнений, которые помогают ребенку развивать мускулатуру рта и горла. Например, можно предложить ребенку игры на дыхание или упражнения на артикуляцию звуков.

Также важно обеспечить регулярную практику произношения звуков. Родители и близкие могут помочь ребенку в коррекции дислалии, проводя регулярные упражнения на произношение звуков и повторяя их с ребенком. При этом важно обратить внимание на правильность произношения и стимулировать ребенка на повторение звуков.

Дополнительно, могут быть использованы технологии, такие как аудио- и видеозаписи, для обратной связи и контроля процесса коррекции дислалии. Это позволит ребенку услышать свою речь и замечать, какие звуки он произносит правильно, а какие нет.

Важно помнить, что каждый ребенок уникален и может требовать индивидуального подхода к коррекции дислалии. Также необходимо учитывать возрастные особенности и способности ребенка. Поэтому, важно проводить коррекцию дислалии в тесном сотрудничестве с логопедом и/или специалистом по речевому развитию [1].

Логопедическая коррекция дислалии - это комплекс мероприятий, направленных на исправление нарушений произношения звуков. Целью логопедической коррекции является улучшение качества речи и ее понимаемости окружающими.

Конкретный подход к логопедической коррекции дислалии может различаться в зависимости от индивидуальных особенностей пациента и причин дислалии, однако, некоторые общие подходы могут включать:

  1. Диагностику - определение характера нарушений произношения звуков, выявление наиболее слабых звуков, оценка степени нарушения.
  2. Работу над правильной артикуляцией - развитие правильного движения языка, губ, неба, гортани и других артикуляционных органов. Это может включать упражнения на развитие мелкой моторики и мышечного тонуса, а также на обучение правильной позиции языка и губ при произношении звуков.
  3. Упражнения на развитие слухового восприятия - обучение пациента правильно слышать звуки, которые он должен произносить, и отличать их от других звуков.
  4. Коррекцию негативных привычек - работу над устранением привычки неправильного произношения звуков и развитием правильной артикуляции.
  5. Развитие коммуникативных навыков - обучение пациента правильно использовать правильные звуки в речи и учиться общаться с окружающими людьми.
  6. Регулярные занятия с логопедом - осуществление систематических занятий, чтобы укрепить и улучшить результаты коррекции.

В целом, логопедическая коррекция дислалии может занять значительное количество времени и усилий, но правильная и своевременная коррекция может привести к заметному улучшению качества речи и увеличению уверенности в себе у пациента.

Дислалия является расстройством звукопроизношения, которое может оказывать негативное воздействие на устную речь и коммуникацию ребенка. Однако, с помощью правильного подхода и практики, дислалия может быть корректирована у детей дошкольного возраста. Важно обеспечить регулярные упражнения на произношение звуков и использовать индивидуальный подход в работе с ребенком. Кроме того, необходимо обеспечить сотрудничество с логопедом и/или специалистом по речевому развитию для достижения наилучших результатов [5].

Список литературы

  1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.
  2. Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Издательство Сфера, 2007. 224с.
  3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи: Творческий центр Сфера, 2007. 470с.
  4. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении: Питер, 2009. 320 с.
  5. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: ТЦ Сфера, 2007. 192 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: