УДК 74

Образ Ленинграда в художественном стекле А.А. Аствацатурьяна

Перевалова Анастасия Николаевна – студентка бакалавриата Санкт-Петербургского государственного университета. 

Аннотация: В данной статье рассматривается творчество художника Ленинградского завода художественного стекла А.А. Аствацатурьяна. В его творчестве особое место занимают произведения в жанре сувенир. При создании изделий такого жанра художник часто обращается к образу города Ленинграда. Целью этой статьи является анализ принципов работы художника с сувенирной продукцией, посвящённой городу Ленинграду, а также прослеживание общих черт интерпретации образа этого города в произведениях автора 1960-80-ых гг.

Ключевые слова: Ленинградский завод художественного стекла, массовые изделия, прикладное искусство, стекло, художник.

На протяжении столетий тема города была одной из наиболее значимых для декоративно-прикладного искусства различных периодов. Особое место эта тема занимает в декоративно-прикладном искусстве СССР. Художники обращались к образу Ленинграда, создавая образцы предметного мира посвященные революции 1917 г. Определенное развитие эта тема получила в 1960-ые гг., когда художники из различных сфер стали приходить на заводы для создания уникальной продукции в фарфоре, керамике и стекле. В художественном стекле эта тема наиболее ярко была интерпретирована художником-графиком А.А. Аствацатурьяном, который работал над образцами сувенирной продукции в этот период. 

А.А. Аствацатурьян родился в Ленинграде, однако начало его творческого пути было связано с городом Ростов-на-Дону, где он учился при Художественном училище им. М.Б. Грекова. После окончания училища будущий художник по стеклу поступил на кафедру Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной, где под конец обучения в 1961 г. художник представил дипломную работу в жанре сувенир. Его дипломная работа была представлена под названием «Набор сувениров» и представляла из себя набор из простых форм, на которых были помещены узнаваемые виды Ленинграда и Москвы. Первые его работы в этом жанре уже отмечают будущие черты индивидуального стиля автора обращение к строим формам, выполненным из бесцветного стекла, и использование лаконичных стилизованных рисунков в декоре, перенесенных на стекло с помощью гравировки.

В 1961 г. художник по распределению был направлен на завод «Восстание», который находился в Новгородской области. Он продолжал там работать до 1965 г., после чего А.А. Аствацатурьян был приглашен на работу в Ленинград, на завод по изготовлению художественного стекла и сортовой посуды. С этим заводом будет связана будущая карьера художника, где он продолжит работать до его закрытия в 1997 г. 

С приходом на завод А.А. Аствацатурьян оказался в «эпицентре новаторских поисков» [3, с. 6]. В 1960-ые гг. Ленинградский завод художественного стекла был ведущим заводом, занимавшимся разработкой новых технологий в стекле, и утверждал новые эстетические и стилистические тенденции в художественном стеклоделии, которые в последствии внедрялись на другие заводы по стеклу в СССР. Такие условия лучше всего подходили для развития творческого пути А.А. Аствацатурьяна, который продолжил уже в новых рамках работать над развитием своего творческого индивидуального подхода к вещи.

Известно, что Ленинградский завод художественного стекла предоставлял возможность художникам при заводе заниматься созданием как массовой продукции, так и вещей уникальных, не имеющих аналогов, которые предназначались для музейных собраний или украшения общественных интерьеров. А.А. Аствацатурьян «активно проявил себя везде» [3, с. 9], но в основном его творчество было связано с массовым производством.

В такого типа изделиях наилучшим образом раскрылась сущность художника как графика. Искусствовед Н.В. Воронов отмечает, что художник был сильно увлечен графикой «… он рисует постоянно- пером, фломастером, шариковой ручкой» [1, с. 218]. Возможно именно использование этих материалов в графике и привело художника к столь интересной стилизации изображений с доминированием линейного рисунка. А.А. Аствацатурьян прибегает к использованию изобразительных мотивов, за счет чего раскрывается содержание его произведений. Особое место в этом плане занимают его произведения-сувениры. К этом жанру он обращается наиболее часто, и можно отметить, что именно благодаря А.А. Аствацатурьяну на Ленинградском заводе художественного стекла появляется направление по выпуску сувенирной продукции.

При работе над образцами сувениров художник обращает внимание на несколько моментов. Во-первых, сувенир как произведение должен отражать в своих небольших формах милые сердцу воспоминания, память о каком-либо событии или месте. Отсюда следует и второй момент сувенирная продукция должна выражать конкретный образ, который должен оставаться узнаваемым и понятным для обладателя этого сувенира. Вместе с тем, перед художником стоит задача не уйти в «китч», в банальность и шаблонность. Именно это и стало основой для поисков А.А. Аствацатурьяна. Из-под его руки был выпущен обширный ассортимент образцов сувениров, посвященных разным городам (Суздаль, Новгород, Волгоград и т.д.) и историческим событиям (Олимпиада, Празднование победы после Великой Отечественной войны). Особое место в сувенирной продукции А.А. Аствацатурьяна занимал Ленинград город, в котором он работал до конца своих дней.

Первые его изделия, выпущенные на Ленинградском заводе в жанре сувенир, относятся к второй половине 1960-ых гг. Набор из фужеров-сувениров «Виды Ленинграда» дорабатывался автором до 1967 года и состоял из шести одинаковых предметов. Формы фужеров просты и элегантны, но в отличие от привычных их чаша полушарообразная и более вытянутая по горизонтали, что связано с композицией рисунка. Фужеры также имеют сильно вытянутые ножки, в толщу которых помещены розовые нити, которые подчеркивают вертикаль, а также вносят определенную напряженность в образ простого по силуэту предметов. На чаши помещены линейные рисунки, которые стилизовано повторяют известные архитектурные постройки Ленинграда. Это и мост Ломоносова, и павильон Адмиралтейства, и Нарвские Триумфальные ворота. Рисунки выгравированы на одной стороне фужеров, а область вокруг них остается пустой. В этих предметах, на первый взгляд очень простых, сохраняются все важные для А.А. Аствацатурьяна моменты. Перед нами лишь конкретные образы архитектурных ансамблей, а речная гладь и пейзаж вокруг этих построек дорабатывается уже в самих воспоминаниях зрителя. Эти изображения преисполнены внутренним лиризмом и нежностью, которые А.А. Аствацатурьян ассоциировал со своим любимым городом.

В схожей манере выполнены и последующие работы художника. Например, произведение «Летний сад» 1965 г. За основу предмета была взята известная всем классическая форма бокала. Чаша бокала по краям слегка развернута, а в верхней части тонкой длинной ножки находится небольшой шар. Внедрение таких элементов придает силуэту бокала динамики. Чашу бокала опоясывает легкий рисунок решетки и ворот Летнего сада, который решен в той же манере что и «Виды Ленинграда». Перед нами опять простой конкретный целостный образ, отсылающий к определенному символу Петровского города.

Один из интереснейших предметов в жанре сувенир, выполненных А.А. Аствацатурьяном штоф под названием «Петровский» 1967 г. Его форма отсылает к искусству стеклоделия Петровской эпохи, штоф для того времени был одной из излюбленных форм. Силуэт формы повторяется в рисунке, выгравированном на внешней стороне штофа. Декор предмета также отсылает к Петровской эпохе - на штофе изображены Петровские ворота Петропавловской крепости авторства Доменико Трезини. За счет внедрения столь необычного приема повторения силуэта формы и силуэта рисунка предмет выглядит целостным и гармоничным.

Иначе решен сувенирный набор «Эрмитаж» 1966 г. из двух предметов прямоугольной по форме вазы и квадратной пепельницы. Рисунок в этих предметах представлен в виде силуэтов, конкретизированных лишь несколькими линиями. На вазе «Эрмитаж» изображены грозные и сильные атланты, образ которых отсылает к портику Нового Эрмитажа. На пепельнице в левом углу изображена голова кариатиды с валютами. Эти образы, взятые от элементов архитектуры музея, отсылают к теме вечности и монументальности. Этому способствует и грубая геометричная форма предметов.

Помимо этих работ, А.А. Аствацатурьян создает несколько предметов, решенных менее удачно. Одно из них блюдо «Ленинград» 1966 г., выполненное из толстостенного бесцветного стекла. По форме блюдо квадратное с низкими вертикальными бортиками. Рисунок размещен на тыльной стороне предмета и почти полностью заполняет квадратное дно блюда. Рисунок здесь кажется более хаотичным, что связано с тем, что автор располагает на одном предмете несколько архитектурных объектов: здания на площади Островского в Ленинграде, Академический театр драмы им. А.С. Пушкина, библиотеку им. М.Е. Салтыкова-Щедрина и павильон архитектора К.И. Росси, а также справа здание Думы на Невском проспекте. Рисунки этих строений расположены друг за другом по вертикали и разграничены лишь упрощенным линейным пейзажем и гладью воды. В этом предмете отсутствует явная конкретика, а сами образы теряются в восприятии зрителя.

Другой менее удачный пример - ваза из бесцветного стекла «Аврора» 1968 г. Форма вазы повторяет формы ваз «Ева» и «Знойный» 1967 г. На одной из сторон в центре размещен небольшой круг, внутрь которого вписано изображение крейсера «Аврора». Внизу вазы по бокам вписаны два прямоугольника с линейным орнаментом, дополняющих рисунок. Тем не менее, небольшой рисунок «Авроры» посередине все равно выбивается на фоне пустого тулова вазы, из-за чего это произведение выглядит нецелостным.

В 1970-ые гг. А.А. Аствацатурьян, как и многие художники завода, работал больше над созданием масштабных выставочных образцов. Тем не менее, художник периодически возвращался к теме любимого города и воспроизводил его образы в художественном стекле как в 70-ые, так и в 80-ые гг. XX в. Однако интерпретация этих образов становиться иной. Наиболее показательна в этом плане работа под названием «Город на Неве» 1970 г. В этот период творчества художника формы становятся «конструктивно более сложными» [1, с. 218]. Массивная ваза «Город на Неве» выполнена из бесцветного и голубого стекла, и является составной из двух цилиндрических сосудов. Один из них голубого цвета, и помещен внутрь бесцветной матовой наружной формы. Внешняя форма вазы декорирована матированным рельефом волн и прорезанными силуэтами архитектуры Ленинграда. Сквозь прорези просвечивается нежно-голубой хрусталь внутренней вазы, создавая образ города на воде. Санкт-Петербург неразрывно связан с водной стихией и именно этот мотив и избирает А.А. Аствацатурьян. Образ города растворяется на фоне голубых волн, что создает завораживающий эффект. Художника всегда интересовала тема воды и ее репрезентация в стекле. К экспериментам в этой области А.А. Аствацатурьян обращался и ранее. Стоит вспомнить его известнейшую вазу «Нептун» 1968 г. или вазу «Регата» 1971 г.

Последняя работа, в которой А.А. Аствацатурьян обращается к образу Ленинграда была выполнена в 1988 г. Художник вновь использует жанр сувенир и создает набор из декоративных ваз под названием «Ленинград». Их идея схожа с набором сувениров «Виды Ленинграда» 1965-67 г. Здесь также из предметов собирается целый ансамбль архитектурных памятников Санкт-Петербурга. Форма ваз напоминает работы А.А. Аствацатурьяна 1970-ых гг. под названием «Юбилейный» или «Орфей». Художник усложняет силуэт ваз за счет изменения боковых сторон. Боковые стороны фигурные, обрамленные гранями-желобками, что придает динамику в композиции предметов. Помимо этого, они окрашены синим цветом и схожи с неровной водной гладью. На тулове вазы с одной стороны помещены рисунки, выполненные в той же манере, что и изображения на сувенирной продукции А.А. Аствацатурьяна 1960-ых гг. На центральной вазе расположен рисунок Петропавловского собора, дополненный изображением брусчатки. На других двух вазах, меньших по своим размерам, выгравированы образы Большого Каменного дворца в Павловске, и Ростральной колонны. Изображения также схематичны и стилизованы, однако кажутся более дополненными за счет внедрения абстрактных элементов в виде линий, заполняющих плоскость фона. Эти поздние предметы также преисполнены нежностью и лиризмом, что и более ранние работы А.А. Аствацатурьяна, но благодаря усложнению формы и более детальному рисунку кажутся более парадными, чем первые работы художника в жанре сувенир. 

В заключение стоит отметить, что А.А. Аствацатурьян был одним из ведущих художников Ленинградского завода художественного стекла. Благодаря ему и его художественному языку при заводе стала выпускаться по-своему уникальная продукция в жанре сувенир, в которой наиболее полно раскрылся интерес художника к технике гравировки и к сюжетной составляющей предметного мира. А.А. Аствацатурьян был художником широкого диапазона, однако несмотря на его эксперименты как в области массового производства, так и в области вещей-уникатов, на протяжении своего творческого пути он не отходил от своего индивидуального стиля и виденья. Его лаконичные и строгие по своим формам произведения, посвященные любимому городу Ленинграду, проникнуты лиризмом и той нежностью, с которой художник воспринимал этот город.

 Список литературы

  1. Воронов Н. В., Дубова М. М. Невский хрусталь: Очерки основных этапов развития. Л.: Художник РСФСР, 1984. – С. 284.
  2. Воронов Н. В. Советское стекло. М.: Знание, 1984. – С. 55. 
  3. Ершова Т. А. Акнуний Аствацатурьян = Aknuniy Astvatsaturian; Ком. по культуре Санкт-Петербурга, Елагиноостров. дворец-музей рус. декоратив.-прикл. искусства и интерьера. СПб.: Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера, 2005. – С. 32.
  4. Казакова Л. В. Художественное стекло XX века: (Основные тенденции. Ведущие мастера. К проблеме мирового студийного движения) : Дис. в виде науч. докл. на соиск. учен. степ. д.иск. Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразит. искусств Рос. акад. художеств. М.: 2000. – С. 71.
  5. Крамаренко Л. Г. Художник. Материал. Форма: отечественное декоративное искусство XX - начала XXI века: керамика. Стекло. Гобелен. Фарфор / Людмила Крамаренко. М.: МГХПА, 2009. – С. 203.
  6. Человек, предмет, среда: Вопр. развития сов. декор. искусства 60-70-х гг. : Сб. статей / НИИ теории и истории изобраз. искусств Акад. художеств СССР ; Под общ. ред. В.П. Толстого. М.: Изобраз. искусство, 1980. – С. 255.
  7. Старцева О. Е. Изделия Ленинградского завода художественного стекла середины 1950-х – первой половины 1960-х гг. В собрании Елагиноостровского дворца-музея // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) науч. журн.- 2013- №1 – С. 161- 165. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izdeliya-leningradskogo-zavoda-hudozhestvennogo-stekla-serediny-1950-h-pervoy-poloviny-1960-h-gg-v-sobranii-elaginoostrovskogo-dvortsa.

Интересная статья? Поделись ей с другими: