УДК 78

Музыка в современном Китае

Вэй Кэцзя – бакалавр Шэньчжэньского университета (Китай).

Аннотация: В настоящее время изучение теории музыки расширяется в глубину и вширь. Современная китайская музыкальная композиция, с другой стороны, находится на переломном этапе своей истории. От правильного понимания и отношения между ними зависит ценность современных китайских музыкально-теоретических исследований и их стратегических концепций, а также развитие современной китайской музыкальной композиции, и это необходимо обсудить. В действительности, отношения между теоретическими исследованиями и творческой практикой не очень тесные. Статьи о современной китайской музыкальной композиции, даже в журналах, уделяющих больше внимания вопросам музыкальной композиции, составляют относительно небольшую долю.

Ключевые слова: Китай, музыка, современность, развитие.

Теория музыки должна сначала обрести свое собственное совершенство, прежде чем она сможет оказать какое-либо влияние на музыкальную практику. Исследование теории музыки может стремиться к собственному прогрессу, только если оно оторвано от практики композиции.

В музыкальном искусстве доминирующим и определяющим, несомненно, является создание музыкальных произведений. Прогресс музыкального искусства зависит от развития музыкальной композиции. Без этого музыка и вещи, связанные с музыкой, могут иметь лишь частичное, ограниченное развитие, но не общий, глобальный прогресс. Говорят, что история музыки – это, по сути, история развития музыкальной композиции, и это действительно так. [1] Обоснование заключается в том, что, кроме музыкальной композиции, человек оставляет музыку. Без музыки невозможно говорить о чем-либо, связанном с музыкой.

Оглядываясь на годы китайской музыки, можно сказать, что ее самые важные достижения – в некоторых областях композиции; ее самые большие недостатки – это многое, что все еще неудовлетворительно в композиции. Какое достижение может сравниться с достижением в композиции? Какие недостатки вызывают большее беспокойство, чем недостатки творчества? Теоретики музыки обсуждают "горячие вопросы" музыкального мира, перечисляя целый ряд тем. Среди них и проблемы музыкального образования, и спасение музыкального наследия, и развитие многих дисциплин, и построение самих себя, и так далее. Но, на мой взгляд, самой насущной является то, что у нас еще нет полноценного и признанного во всем мире корпуса современной китайской музыки в самых разных стилях. [2]

Самый главный признак уровня музыкальной культуры нации и ее вклада в человеческую музыкальную культуру – это количество великих музыкальных произведений, которые она создала. В случае с Китаем это также следует рассматривать как историческую ответственность перед мировой культурой – ведь Китай является одним из мест рождения человеческой цивилизации и заслуживает соответствующего вклада.

Теория музыки – это рациональное понимание музыки. Поскольку доминирующим фактором в музыке является музыкальная композиция, суть теории музыки заключается в изучении и понимании музыкальной композиции (и связанных с ней областей). Теория народной музыки – это изучение и понимание народной музыкальной композиции (и связанных с ней областей), а теория истории музыки – это изучение и понимание музыкальной композиции (и связанных с ней областей) на протяжении всей истории. Теория зарубежной музыки – это изучение и понимание зарубежной музыкальной композиции (и связанных с ней областей), и так далее. На самом деле, идея о том, что теоретические исследования должны быть оторваны от творческой практики, оторвана только от текущего, реалистичного музыкального творчества в Китае, но не от всего музыкального творчества. [3]

Задача теории музыки заключается, прежде всего, в том, чтобы дать максимально научный отчет о существующей творческой практике. Любая творческая практика имеет присущий ей теоретический смысл. Успешная творческая практика часто подтверждает истинность теоретической перспективы. Неудачная – часто содержит теоретические провалы. В этом и заключается основная ценность теоретического исследования, которое призвано выявить теоретические последствия творческой практики, изучить присущие ей законы, а затем дать теоретическое вдохновение, основу, предвидение и руководство для предстоящей творческой практики. [4]

Теория музыки не может существовать без музыкальной композиции. Без относительно высокоразвитой практики музыкальной композиции не будет относительно высокоразвитой теории музыки. И наоборот, без аргументированного глубокого понимания природы музыки не может быть выдающейся творческой практики. Для народа выдающаяся музыкальная композиция – это признак выдающихся способностей музыкального мышления. Именно выдающееся музыкальное мышление порождает выдающееся теоретическое музыкальное мышление. Невозможно представить себе, чтобы дерево музыкальной теории выросло на почве бесплодной практики музыкальной композиции. Там, где есть развитая музыкальная теория, должна быть развитая музыкальная практика для конкретных условий времени и пространства.

Глубокие и относительно полные музыкальные теории часто создаются двумя путями. Один – это рациональное понимание существующей практики выдающейся музыкальной композиции (что включает предвидение и просвещение будущих выдающихся композиций); другой – рождение выдающейся композиции (что обязательно является абстракцией и обобщением многих факторов, которые могут составлять выдающуюся композицию в существующей композиции). Ответственность теории сосредоточена на первом, когда превосходство уже присутствует в значительных масштабах, и на втором, когда появление превосходства становится "насущной проблемой". Нет нужды говорить, что в богатой, сложной реальности практики эти два понятия часто причудливо переплетаются. [5]

В этой связи поучительно взглянуть на отношения между литературной теорией и литературным творчеством в последние годы. Вначале, благодаря очищению и самоанализу "левого" взгляда на литературу и искусство, был теоретически расчищен путь для появления новых творческих произведений; ценность и значение только что появившихся новых творческих произведений были теоретически объяснены и "защищены". Затем бурное развитие литературного творчества поставило новые вопросы, которые требовали ответов от теории, но на которые ей было трудно ответить в данный момент, что способствовало углублению теории. Процветание литературного творчества и развитие теоретических исследований являются результатом этой взаимозависимости, продвижения и переплетения, и ни в коем случае не являются результатом взаимного "разделения

Выше приведены лишь приблизительные идеи (систематическое и детальное понимание должно быть предложено экспертами в различных областях), суть которых заключается в построении различных областей исследования в целом с высоты "стратегической концепции" и соответствующей корректировке внутренней структуры каждой области исследования, чтобы все основные темы исследований в области теории музыки были связаны воедино для достижения общей цели.

Автор ни в коем случае не хотел сказать, что "исследования нужны только для творчества". Несомненно, исследования в области теории музыки не ограничиваются современным китайским музыкальным творчеством, но исследования, лишь "косвенно связанные" с музыкальным творчеством, также необходимы; свобода исследователя в выборе темы, естественно, должна уважаться; "исследование ради исследования" не исключено. Естественно, следует уважать свободу исследователя в выборе темы. Но это не тема данной статьи. Проблема заключается в том, что исследованиями, тесно связанными с музыкальной композицией, никогда не пренебрегали, и в действительности ими пренебрегают. Поскольку это пренебрежение поддерживается и защищается идеями, процитированными выше, и поскольку китайская музыка вступила в критический момент своей истории, этот вопрос не может быть поднят и обсужден самобытным образом без стратегического подхода. То, удастся ли правильно понять этот вопрос, является, на мой взгляд, принципиальным и стратегическим вопросом для будущего китайской музыки, включая теорию музыки, поскольку он связан с тем, сможет ли китайская музыкальная сцена еще реализовать свои исторические устремления, с лицом китайской музыки до конца века.

Список литературы

  1. Ююань С. Роль традиционной музыки в современном музыкальном образовании Китая //Управление образованием: теория и практика. – 2022. – №. 6 (52). – С. 90-94.
  2. Лу Я. Просветительский аспект обучения учащихся–духовиков в музыкальных школах современного Китая //Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки. – 2020. – С. 166-170.
  3. Юнь С. Особенности популяризации классического искусства в современном Китае. – 2022.
  4. Гуаньхун Л. Анализ музыкальной эстетики в эпоху новых медиа в Китае //Colloquium-journal. – Голопристанський міськрайонний центр зайнятості, 2022. – №. 3 (126). – С. 22-23.
  5. Сунь Я. Музыка современного Китая: творчество Тань Дуня //Музыкальная культура глазами молодых ученых. – 2019. – С. 95-99.

Интересная статья? Поделись ей с другими: