УДК 658.3.07

Особенности организационных структур в типовых подразделениях МЧС России

Синякова Марина Геннадьевна – доктор психологических наук, кандидат педагогических наук, доцент, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, заведующий кафедрой государственной службы и кадровой политики Уральского института Государственной противопожарной службы МЧС России

Тютин Энвиль Илфатович – магистрант факультета управления и комплексной безопасности Уральского института Государственной противопожарной службы МЧС России

Научный руководитель Макаркин Сергей Викторович – кандидат юридических наук, доцент, член-корреспондент Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы, член-корреспондент Национальной академии наук пожарной безопасности, начальник кафедры криминалистики и инженерно-технических экспертиз Уральского института Государственной противопожарной службы МЧС России.

Аннотация: Важнейшим аспектом совершенствования организационной структуры управления является постоянное требование приведения ее в соответствие с изменяющимися условиями, регулирующими деятельность различных организаций и секторов экономики. Кроме того, крайне важно адаптироваться к динамичному прогрессу в различных городах и поселках страны. Для достижения этой цели необходимо привнести творческий подход и оригинальность в процесс совершенствования структуры.

Ключевые слова: cистема управления, организационная структура, караул, дежурная смена, пожарно-спасательная часть.

Введение

Одной из наиболее значимых обязанностей, связанных с обеспечением экономического роста нации, является совершенствование организационной структуры управления, и для пожарной службы особенно важно максимально повысить ее эффективность. Основная проблема совершенствования структуры управления заключается в постоянной необходимости приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям деятельности различных объектов и секторов экономики, а также к изменяющимся условиям жизни городов и поселков.

В структуру пожарной охраны входят многочисленные подразделения, в том числе надзорные, профилактические, оперативные, материально-технические, кадровые, учебные и управленческие. Сложная система связей соединяет эти подразделения, а их сотрудники и подразделения имеют конкретные цели, задачи, права, полномочия, обязанности и ответственность.

Как система управления, МЧС России и, в частности, пожарная охрана, состоит из объекта и субъекта управления. Объект управления охватывает сотрудников и подразделения пожарной охраны, а также их деятельность, направленную на достижение целей и обеспечение рационального использования ресурсов. Субъект управления, с другой стороны, представляет собой часть системы пожарной охраны, которая систематически осуществляет процессы управления, используя трудовые, информационные, финансовые и материальные ресурсы. Для достижения совершенства в этой области необходимы инновационные и оригинальные подходы к совершенствованию структуры.

Ход исследования

В системе пожарной охраны, связи между сотрудниками, органами и подразделениями могут быть вертикальными и горизонтальными, прямыми и обратными. Вертикальные связи делятся на линейные и функциональные, где линейные относятся к руководству и подчинению по всем вопросам управления, а функциональные – по определенной группе управленческих вопросов. Определенное значение имеют также внутренние и внешние связи. Внутренние связи характеризуют связи внутри органа управления, внутри подразделения между подчиненными органами или работниками, тогда как все остальные связи относятся к внешним.

Структура управления включает в себя звенья и сотрудников управления, порядок их соподчиненности и взаимосвязи по вертикали и горизонтали. Она отражает состав структурных подразделений, соподчиненность и взаимосвязь каждого из них. Звеном управления считается самостоятельное структурное подразделение, которое выполняет определенную функцию или несколько функций управления. Ступенью управления называют совокупность звеньев, находящихся на определенной высоте в иерархии управления.

Важно отметить, что эти понятия не относятся только к системе пожарной охраны, но и к другим сферам управления. Кроме того, можно использовать аналогию с "цепью командования" в армии, где вертикальные связи - это связи между командующими и подчиненными, а горизонтальные - между одноранговыми командующими разных подразделений. В любом случае, структура управления – это основа для эффективного функционирования любой организации.

Организационная структура учреждения

1

Рисунок 1.

При развитии пожарной охраны и ее аппаратов управления появилось несколько типов организационных структур управления, которые можно использовать для максимального эффекта на практике. Основные виды включают в себя линейную, функциональную, линейно-штабную и комбинированную структуры. Каждая из этих структур имеет свои преимущества, недостатки и условия применения.

Иерархическая система пожарной охраны представляет собой многоуровневую структуру, где каждый орган управления управляет несколькими нижестоящими органами и, в то же время, сам управляется вышестоящим органом. Такая организация позволяет эффективно координировать деятельность между органами управления, подразделениями и сотрудниками, обеспечивая более эффективное управление и более точную реакцию на различные пожарные ситуации. Кроме того, такая система позволяет быстро принимать решения и реагировать на изменения внешней среды. Однако она также может иметь свои недостатки, такие как бюрократизация, необходимость внутренней координации и более длительное принятие решений.

Специальное управление федеральной противопожарной службы № 7 МЧС России является единым органом управления, отвечающим за все функции управления. Это означает, что все функции сосредоточены в одном месте, что позволяет осуществлять прямой контроль над нижестоящими органами и подразделениями. Структура управления является иерархической, при этом каждый орган управления имеет одного начальника и несколько подчиненных. Линейная структура управления означает, что каждый руководитель отвечает за все функции управления на своем уровне, включая планирование, организацию, координацию, регулирование, стимулирование и контроль. Чтобы быть успешным в этой роли, руководитель должен обладать обширными знаниями и опытом в области управления, чтобы эффективно влиять на все аспекты деятельности своего подчиненного органа.

Сотрудники в системе управления подчиняются только одному руководителю и связаны со всей системой пожарной охраны через своего непосредственного руководителя. Такая структура позволяет широко использовать принцип единоначалия, обеспечивая четкое прохождение команд через систему управления. В целом, такая иерархическая и линейная структура управления обеспечивает эффективный контроль и связь во всей системе противопожарной защиты.

Коммуникационный поток в линейной структуре управления ограничен двумя направлениями: сверху вниз и снизу вверх. Такая прямолинейная система коммуникации позволяет менеджерам легко получать доступ к необходимой информации. Однако по мере увеличения числа подчиненных и уровней управления одному руководителю становится сложно обладать разнообразными знаниями, необходимыми для эффективного руководства и управления всеми аспектами деятельности своих подчиненных. Когда все функции управления сосредоточены у одного руководителя, резко возрастает ответственность за организацию и управление процессом, а ответственность за принятие решений полностью ложится на высшие уровни управления. Линейная структура может отдавать приоритет срочным оперативным задачам, а не стратегическим вопросам, что делает ее наиболее эффективной на низших уровнях управления, например, в караульном помещении специальной пожарно-спасательной части, где, как правило, командует один руководитель – начальник караула. Уникальность: Линейные структуры могут быть более эффективными в ситуациях экстренного реагирования, когда необходимо быстро принимать решения, но могут быть менее эффективными в сложной, динамичной среде, требующей адаптивного принятия решений и децентрализации полномочий по принятию решений.

2

Рисунок 2.

По мере расширения и развития пожарной службы возникла необходимость разделить обязанности между различными руководителями в рамках системы управления, чтобы каждое звено выполняло свою конкретную функцию, что достигается с помощью функциональных структур. В функциональной структуре каждое структурное подразделение или руководитель специализируется на выполнении конкретных управленческих функций, а приказы передаются в нижестоящие подразделения с четким распределением полномочий. Функциональные подразделения создаются, когда линейным подразделениям требуются специальные знания и помощь со стороны, например, отдел кадров и воспитательной работы, управление федерального пожарного надзора, отделы службы и подготовки, группа профилактики пожаров в Специальном управлении ФПС № 7 МЧС России. Каждое из этих структурных подразделений курирует заместитель начальника управления, а начальник управления издает приказы и распоряжения через этих курирующих заместителей, которые, в свою очередь, дают указания структурным подразделениям в пределах своей компетенции. При необходимости они также организуют работу через следующий уровень управления, например, через специальные пожарно-спасательные подразделения.

Для обеспечения эффективного управления пожарной службой была внедрена функциональная структура для решения конкретных вопросов в подчиненных подразделениях. Это позволило руководителям делегировать функциональным подразделениям специализированные функции, такие как кадровая и воспитательная работа, федеральный пожарный надзор, обучение и профилактика пожаров. Однако такая структура нарушала принцип единства командования, поскольку каждый сотрудник получал инструкции от разных функциональных подразделений. Кроме того, существовали проблемы с дублированием и параллелизмом информации в аппарате управления.

Для решения этих проблем были разработаны смешанные структуры, сочетающие в себе преимущества линейной и функциональной структур. Эти структуры имели линейную основу, но включали звено, состоящее из специализированных структурных подразделений аппарата управления под руководством начальника отдела. Это звено готовило проекты решений по конкретным направлениям деятельности и представляло их начальнику отдела для утверждения и исполнения линейными руководителями.

Системы управления с переменной структурой получают все большее распространение в организациях, предназначенных для выполнения конкретных задач в течение ограниченного периода времени. В пожарной охране такие структуры формируются во время крупных пожаров, когда руководитель тушения пожара возглавляет штаб пожаротушения. Боевые участки и сектора пожаротушения создаются под руководством опытных пожарных. Эти структуры расформировываются после выполнения поставленной задачи.

Заключение

Конечная цель любой команды – достижение общего результата. Однако путь к этой цели может быть нелегким, поскольку каждый член команды имеет свои сильные и слабые стороны, свои привычки и предпочтения. Хороший лидер должен уметь определить, какие сильные стороны каждого члена команды могут быть использованы в процессе работы, и на какие слабости необходимо обратить внимание и помочь их преодолеть. Это позволит команде максимально эффективно использовать свой потенциал и достигнуть поставленной цели.

Список литератруы

  1. Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868
    "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (http://www.kremlin.ru/acts/bank/21109).
  2. Федеральный закон "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23.05.2016 № 141-ФЗ (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_198195/).
  3. Официальный сайт МЧС России https://www.mchs.gov.ru/.

Интересная статья? Поделись ей с другими: