gototopgototop

УДК 727

Формирование современных университетских кампусов

Симонян Сюзанна Гагиковна – магистрант Донского государственного технического университета.

Аннотация: В данной статье рассматриваются принципы проектирования университетских кампусов. Сформулированы основные аспекты их формирования и устойчивого развития. Учет выявленных особенностей позволит создавать уникальные комплексы, отвечающие самым современным требованиям, как в организации функциональных процессов, так и в создании образного решения.

Ключевые слова: Архитектура, университетские комплексы, кампусы, учебные здания, архитектурное формирование, проектирование.

Большинство российских университетских комплексов состоят из сооружений исключительно стандартного функционального назначения в отличие от ведущих студенческих кампусов, имеющих очень развитую инфраструктуру, где кроме учебных корпусов и общежитий может находиться множество других объектов. Сегодня кампусами называют студенческие городки, комплексы зданий вуза: аудитории, лектории, исследовательские институты, студенческие театры, библиотеки, мультимедийные центры, общежития, кафе и спортзалы.

На сегодняшний день, идея развития университетских кампусов в России становится всё актуальнее, можно заметить рост популярности образования и модернизации пространства кампусов. Сеть федеральных университетов, создающаяся сегодня в России, должна стать основой центров регионального инновационного развития. Но для её работы требуется понимание технологических, территориальных и пространственных основ проектирования лучших мировых университетских центров, чтобы использовать их в базе реорганизации российской науки и культуры.

Для университетов должна быть свойственна направленность на создание:

  • индивидуального территориального образования, которое дает возможность устойчивого развития и отражает в себе культуру и ценности учебного заведения;
  • образовательных пространств свободного доступа, так как одна из главных составляющих обучения в европейских вузах – это самообучение, а , как показывает практика, самообразование намного плодотворнее и продуктивнее, когда процесс проходит в полностью оборудованном удобном пространстве;
  • развитой инфраструктуры, для комфортной коммуникации в комплексе.

Главной планировочной концепцией современного кампуса можно назвать формирование общего архитектурного пространства с пешеходной доступностью объектов основного функционального, социального, производственного и жилого назначения. Объемно-пространственные параметры кампуса характеризуются зданиями, включенными в состав комплекса, их внешним видом, стилистикой, открытыми пространствами и конфигурацией. Рекреационные зоны играют большую роль в организации образа и комфортного социального пространства университетского комплекса, это могут быть:

  • «центральные пространства», окружающие основные объекты кампуса и служащие для торжественных мероприятий; пространства «покоя», устроенные для отдыха, досуга и учебы, а также поддержки экологического фона; пространства «движения», предназначенные для транспортно-пешеходных связей.

На основе теоретических исследований в области архитектурного формообразования современных кампусов можно кратко сформулировать следующие аспекты их формирования и устойчивого развития:

  • использование в проектировании принципа кластерного подхода со связующими коммуникационными структурами;
  • строительство по индивидуальным проектам, отличающимся уникальным образным решением;
  • создание гибких пространств и применение трансформации;
  • обеспечение пешеходного и транспортного доступа в городской структуре;
  • закрепление пространства для дальнейшего развития;
  • сохранение открытой внешней и внутренней территории и возможности её перепланировки и реорганизации;
  • устройство многофункциональных пространств с зонами рекреации;
  • использование современных экоустойчивых технологий.

Создание университетских кампусов, с учётом выявленных аспектов, позволит проектировать уникальные своим образными решениями комплексы, отличающиеся эффективностью, практичностью и удобством и соединяющих в себе образовательные и культурно-просветительные процессы.

Список литературы

  1. Пучков М. В.  Университетский кампус. Принципы создания пространства современных университетских комплексов / М. В. Пучков // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2011. №3. С. 79-88.
  2. Campus and the City - Urban Design for the Knowledge Society. Edited by Kirstin Hoeger and Kees Christiaanse. gta Verlag, 2007.
  3. Пучков М. В. Архитектурноградостроительные качества научно-образовательных пространств / М. В. Пучков // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2011. №3. С. 60-63.
  4. Низамутдинова З.Ф., Большаков А.Г. Кампус - зеленый остров науки / З.Ф. Низамутдинова, А.Г. Большаков // Сборник доступное и комфортное жилье: проблемы, поиск, решения, 2012. С. 77-78.
  5. Дагданова И.Б. Университетский кампус как пространство социального взаимодействия (на примерах современных кампусов зарубежья) / И.Б. Дагданова // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2015. №1. С. 127-137.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail