УДК 656.2.073

Приоритетные направления развития железнодорожного транспорта на современном этапе

Ситников Сергей Анатольевич – кандидат технических наук, доцент кафедры Станций, узлов и грузовой работы Уральского государственного университета путей сообщения.

Аннотация: В работе рассматриваются приоритетные направления развития железнодорожного транспорта, заданные государственными стратегическими документами. Прежде всего, это развитие инфраструктуры и цифровизация всех сфер его деятельности.

Ключевые слова: Железнодорожный транспорт, транспортная инфраструктура, цифровизация отрасли, клиентоориентированность, риск-ориентированный подход.

Железнодорожная отрасль играет стратегическую роль в динамичном развитии экономики нашего государства, являясь связующим звеном в масштабах огромной страны.

Железнодорожный транспорт остаётся основной из составных частей единой транспортной системы России и, в то же время, одним из передовых видов транспорта. Так как Российские железные дороги – одна из крупнейших железнодорожных сетей в мире, то эффективность работы железнодорожного транспорта напрямую влияет на темпы развития экономики государства.

Главные задачи функционирования и развития железных дорог отражены в государственных стратегических документах:

  • в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;
  • в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
  • в комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утверждённом распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 года;
  • в отраслевых стратегиях.

Для системного решения поставленных перед железнодорожным транспортом задач утверждена Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года.

Министр транспорта РФ Евгений Дитрих так определил приоритеты работы транспортного комплекса России.

Необходимо создавать условия для комфортной работы бизнеса, снижать транспортные издержки в экономике. Важнейшим моментом является безопасность на транспорте как технологическая, так и транспортная, защита от незаконного вмешательства в работу транспорта.

Должны получить дальнейшее развитие экспорт транспортных услуг и транзитный потенциал нашей страны.

Развитие транспорта должно базироваться на инновационных технологических платформах: это использование беспилотных технологий, автоматизация и цифровизация, развитие государственной автоматизированной информационной системы «ЭРА – ГЛОНАСС», внедрение альтернативных видов топлива, новых материалов.

На оптимизацию отрасли нацелена госпрограмма «Развитие транспортной системы», в которой заложен принцип перехода от программного к проектному управлению [1].

Обновление и расширение транспортной инфраструктуры – важнейший приоритет развития отрасли.

ОАО «РЖД» реализует сегодня масштабные инвестиционные проекты:

  • строительство Московского транспортного узла;
  • строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва – Санкт-Петербург»;
  • модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей с развитием пропускных и провозных способностей;
  • комплексное развитие участка «Междуреченск – Тайшет» Красноярской железной дороги.

Кроме того, в 2019 году должна быть завершена модернизация железнодорожного пути на острове Сахалин [2].

Выгодное географическое положение нашей страны благотворно сказывается на увеличении привлекательности железнодорожного транспорта для перевозки грузов и делает транзит через России весьма востребованным.

Следовательно, больше внимание требуется уделять модернизации железнодорожной инфраструктуры и повышению пропускной способности национальных и международных транспортных коридоров, связывающих Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию с Европой.

Одним из приоритетов развития ОАО «РЖД» является комплексный научно-технический проект «Цифровая железная дорога», который предусматривает приоритетное развитие цифровых технологий и их внедрение в бизнес-процессы ОАО «РЖД».

Цели внедрения цифровых технологий организации перевозочного процесса:

  • развитие функционала и равноправный доступ всех категорий клиентов к сервисам, предоставляемым ОАО «РЖД» (возможность подачи заявки, её обеспечение подвижным составом, качественное исполнение заказа и др.);
  • высокий уровень автоматизации коммуникаций между клиентами, подразделениями Центра фирменного транспортного обслуживания и центров управления перевозками;
  • внедрение электронного документооборота при взаимодействии всех участников перевозочного процесса;
  • клиентоориентированное адаптивное управление перевозочным процессом;
  • надёжная система контроля (от двери до двери) перемещения грузов, вагонов и контейнеров с предоставлением в реальном режиме времени информации об их фактическом и прогнозируемом нахождении на сети железных дорог России и за рубежом.

Как видно, цифровизация отрасли вплотную связана с реализацией принципа клиентоориентированности.

В целях обеспечения равного доступа клиентов к услугам, предоставляемым железнодорожным транспортом, используется интегрированная информационно-управляющая система, предназначенная для реализации взаимоотношений с клиентами в сфере грузовых перевозок – электронная торговая площадка «Грузовые перевозки» (ЭТП ГП).

Электронный документооборот обеспечивает технологическое взаимодействие всех участников перевозочного процесса в части передачи информации, документов, управленческих решений, отчётов без использования бумажных носителей.

Укреплению обратной связи с клиентами способствует развитие деятельности центров продажи услуг, действующих в едином комплексе с Call-центром «РЖД», подразделениями функциональных филиалов и дочерними зависимыми обществами.

Работа по обслуживанию клиентов должна развиваться по трём направлениям деятельности: улучшение параметров оказания существующих услуг, формирование пакетных решений и создание новых сервисов.

Ключевой задачей в 2019 году должно стать совершенствование местной работы, переход к обслуживанию потребителей услуг железнодорожного транспорта по критерию «точно по расписанию», настройка показателей качества местной работы и дифференцированная оценка диспетчерских решений [3].

Организация беспилотного движения является одной из задач ОАО «РЖД», решаемых в рамках реализации проекта «Цифровая железная дорога».

Режим автоматического управления локомотивом в парке прибытия сортировочной станции получил название МАЛС БМ – маневровой автоматической локомотивной сигнализации без участия машиниста.

Во время его реализации отключается проверка бдительности машиниста, а регламент устных переговоров дежурного по станции (ДСП) или дежурного по сортировочной горке (ДСПГ) с машинистом заменяется передачей на локомотив управляющих электронных команд. Система МАЛС формирует и передаёт по радиоканалу локомотивным устройствам маршрутное задание и допустимые значения скорости, а также контролирует их исполнение.

В настоящее время проходит реформирование деятельности контрольно-надзорных органов с учётом применения риск-ориентированного подхода и проектного управления, в том числе по устранению избыточности требований и дублирующих функций.

Задачами такой реформы являются:

  • снижение административной нагрузки на бизнес;
  • внедрение риск-ориентированного подхода;
  • увеличение количества профилактических мероприятий по недопущению типовых нарушений обязательных требований;
  • дистанционное взаимодействие с бизнесом;
  • выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;
  • выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению.

Работа государственного железнодорожного надзора направлена на предупреждение и профилактику возникновения транспортных происшествий, а также выработку мероприятий по снижению аварийности на железнодорожном транспорте [4].

Список литературы

  1. Дитрих Е. И. Не люди для транспорта, а транспорт для людей // РСП Эксперт. 2018. №5. с. 8-9.
  2. Краснощек А. А. Приоритеты в работе производственного блока компании // Железнодорожный транспорт. 2019. №2. с. 4-6.
  3. Шило А. Н. Реализуя принципы клиентоориентированности // Железнодорожный транспорт. 2019. №2. с. 11-13.
  4. Семенов С. В. Ставка на риск-ориентированный подход // РСП Эксперт. 2018. №5. с. 32-33.

Интересная статья? Поделись ей с другими: