УДК 947.1.088(575.2)(043.3)

Влияние внешних факторов на свержение власти в Кыргызстане в апреле 2010 года

Темишев Кыялбек Базарбаевич – магистр по политологии Университета Эдинбурга, соискатель Кыргызского Национального университета имени Жусупа Баласагына.

Аннотация: Данная статья ставит своей целью рассмотрение возможного внешнего влияния со стороны США и России на свержение власти в Кыргызстане в апреле 2010 года, когда режим экс-президента Бакиева пал и доказал свою несостоятельность и недальновидность правления страной. Хотя эмпирически доказанных свидетельств прямого, финансового или военного вмешательства внешних стран в события, приведшие к смене государственной власти в Кыргызстане не отмечено, но существующие мнения о влиянии и роли внешних факторов на создание условий для свержения власти в стране имеют право на научное обсуждение. Основной причиной эскалации внешних отношений с Кыргызстаном представляется попытка экс-президента Бакиева играть на геополитических интересах США и России относительно вопроса американской базы «Ганси» в Кыргызстане. В рамках обсуждения среди таких факторов рассматриваются информационная атака, экономическое давление и политический нигилизм режима Бакиева со стороны основных стран игроков в геополитической жизни Центрального Азиатского региона и мира в целом. Все эти факторы повлияли на ухудшение социально-экономической ситуации в стране, мобилизацию народного возмущения и консолидацию оппозиционных сил внутри страны, что в итоге обернулось повторным свержением власти после событий 2005 года.

Ключевые слова: Свержение власти, оранжевая революция, внешние факторы, влияние, правление, Кыргызстан.

Существует мнение, что свержение власти в 2010 году в Кыргызстане было организовано извне при прямом участии зарубежных стран. Но, до сегодняшнего дня, доказательств внешнего прямого участия в событиях в Кыргызстане не обнаружено. Основной целью данного исследования является обсуждение и анализ влияния и роли внешних факторов на насильственное свержение власти в Кыргызстане, которое впоследствии назвали «Апрельской революцией» по сценарию волны «оранжевых революций», прокатившихся в ряде пост-советских стран и стран Ближнего Востока. В данной работе, мы рассмотрим в чем же выражалось внешнее влияние на политические события в Кыргызстане.

Курманбек Бакиев, второй президент страны, свергнутый в результате политических волнений в апреле 2010 года, нашел политическое убежище в Беларуси. По информации в СМИ, в августе того же года Лукашенко одобрил выдачу белорусского гражданства беглому президенту Кыргызстана [1].

Основными причинами повторного свержения власти в Кыргызстане после мартовской в 2005 году вновь стали рост социально-экономической напряженности, разгул коррупции и узурпация власти через внедрение семейно-кланового правления в стране. Коррупция достигла ужасающих размеров в стране и была повсеместно, почти в любой сфере жизни общества, начиная от садиков и заканчивая высшими государственными органами и учреждениями [2].

Повальная безработица и бедственное положение населения страны еще больше ухудшилось в результате резкой инфляции цен на основные потребительские товары и повышения правительством тарифов на коммунальные услуги в начале 2010 года. Новая попытка со стороны прото-правительственного органа - Центрального агентства по развитию, инвестициям и инновациям (ЦАРИИ), созданного под руководством Максима Бакиева, сына президента, ввести дополнительную плату за сотовую связь буквально взорвала протестное настроение населения в стране.

Аналогичное мнение разделяет ведущий аналитик Конгресса США Джим Никол, который утверждает, что свержение власти в апреле 2010 года было спровоцировано общим ухудшением социально-экономической ситуации на фоне мирового кризиса в 2008-2009 годах и политической недальновидностью Бакиева, который ужесточил тарифную политику и не находил диалог ни с населением, ни с оппозицией [3].

Но, если проводить сравнение со свержением власти в марте 2005 года, апрельские события унесли много человеческих жизней и среди демонстрантов не было общей координации и руководства.

В связи с этим, возникает уместный вопрос, существуют ли основания полагать, что в апрельских событиях замешана внешняя сила или другое государство, как часто преподносят в некоторых конспирологических трактовках?

Давайте посмотрим, кто составлял основную массу митингующих в апреле 2010 года. В основном в событиях 2010 года участвовала сельская безработная молодежь, часто без высшего образования, в возрасте около 20-30 лет. По большей части, это были трудовые мигранты, приехавшие в город в поисках заработка. И конечно, если предположить, что для некоторой части безработной молодежи митинги и беспорядки могут предложить неплохой заработок, то быстро набрать большое количество людей на площади для организации митинга протеста не составляет большой трудности.

По мнению одного из ученых, Максим Бакиев поговаривал, что «для того, чтобы в Кыргызстане захватить власть – достаточно десятка отморозков с арматурой и одного говоруна. В говорунах в Кыргызстане недостатка нет, в арматуре – тоже» [4, с.60].

А где же были силовые и правоохранительные органы? В событиях апреля 2010 года, было отмечено, что некоторые сотрудники правоохранительных органов наоборот симпатизировали протестным настроениям общества. Одновременно, будет справедливым отметить, что в условиях, когда сами сотрудники силовых ведомств страдали от низкой заработной платы и социально-экономических тягот в стране, сильного стимула защищать правопорядок и существующую власть у них и не было. Возможно это объясняет то, что правоохранительные силы так легко отступили перед невооруженной массой митингующих в апреле 2010 года и еще оставили на улице два грузовика со стрелковым вооружением. По одной из версий, как раз это оружие и было взято митингующими и применено при штурме Белого дома [5].

Поэтому, можно сделать вывод, что в условиях губительной инфляции и повальной коррупции, полной нищеты и отчаяния среди населения, отсутствия стимула в правоохранительных структурах защищать порядок в обществе, прямого участия третьего государства или внешней силы в апрельских событиях и не требовалось для свержения власти.

Сам же Бакиев считает, что революция в Кыргызстане, была бы невозможна без внешнего вмешательства и внешней финансовой поддержки. Он убежден, что простые митингующие не могли управлять бронетранспортерами, которые были использованы во время штурма Белого дома 7 апреля 2010 года.

«Это была хорошо подготовленная операция… Я догадываюсь, кто вмешался, но сказать не могу. За себя я не боюсь, но могут пострадать другие люди» утверждает Бакиев в своих мемуарах [1].

Тем не менее, согласно анализу ситуации, по всей видимости, вмешательство было, и оно самым серьезным образом подействовало на баланс внутренних сил в стране, ведь без них Бакиев как главнокомандующий и президент смог бы подавить сопротивление.

Чтобы понять каким было внешнее влияние и в чем оно проявилось, давайте попробуем выделить основные факторы внешнего влияния на внутриполитические события в Кыргызстане, накануне апреля 2010 года. Среди основных факторов, повлиявших на дестабилизацию политической и социально-экономической ситуации в стране, мы ниже рассмотрим политический нигилизм, экономическое давление и информационную атаку извне. Все эти факторы косвенно, но в значительной мере повлияли на мобилизацию недовольства среди населения и эскалацию конфронтации оппозиции с правящим режимом президента Бакиева.

Политический нигилизм

Несмотря на многочисленные заверения на высоком уровне, о том, что Кыргызстан поддерживает США в реализации борьбы с терроризмом и наркоторговлей, Бакиев в 2009 году публично заявил о закрытии американской авиабазы «Ганси» в Бишкеке. Основную причину руководство видело в отсутствии поддержки Конгресса США в вопросах повышения оплаты за базу.

Все бы ничего для США, если бы заявление Бакиева не было сделано сидя в Кремле и сразу после объявления известий о том, что Москва готова выделить Кыргызстану грант в $150 миллионов и $300 миллионов как льготный кредит. Помимо этого, Россия обещала инвестиции Кыргызстану для строительства Камбаратинской ГЭС-1 в размере $1,7 миллиарда [6].

В свете таких известий, и осознавая важность базы «Ганси» для успешного завершения операции «несокрушимая свобода» в Афганистане, США были фактически вынуждены пойти на компромисс с Кыргызстаном. После некоторых закулисных интриг, когда Кыргызстан уже получил российские деньги, Бакиев вероломно нарушил свое слово и оставил авиабазу «Ганси», сменив вывеску и переименовав в «Центр транзитных перевозок».

Согласно новому соглашению по базе, США обязались платить больше денег за аренду, повысив аренду, с $17 миллион до $60 миллионов в год. Помимо этого, США обещали отремонтировать стоянку аэропорта «Манас» на $36,6 миллион и выделить $30 миллион на совершенствование аэронавигационного оборудования в стране.

В ответ на шантаж Кыргызстана по базе «Ганси», Америка резко пересмотрела свое отношение к правлению Бакиева. В итоге, США свернула большую часть проектов и грантов по линии Государственного департамента на территории Кыргызстана. Кроме того, Кыргызстан лишился поддержки США по многим вопросам на международных платформах и обсуждениях.

Одновременно Россия, обманутая Бакиевым с вопросом по закрытию базы «Ганси», также отвернулась от Кыргызстана по многим политическим вопросам. Например, часто в падении правления Бакиева видят роль России, которое проявилось в том, что когда возникли беспорядки в одной стран-членов, со стороны ОДКБ наблюдалось полное бездействии, хотя договор по ОДКБ давал такие правовые полномочия для военного вмешательства. По мнению ученых, присутствие даже одного отряда Российского спецназа на площади Ала-Тоо сразу остановило бы митингующих и предотвратило бы штурм Белого дома в апреле 2010 года. Таким образом, роль России в свержении власти в Кыргызстане, ученые видят в «оставлении Бакиева без российской поддержки в критический для него момент с целью ясно указать, что торговать интересами Кремля никому не будет позволено» [4, с.61].

Экономическое давление

Конечно, однозначно назвать действия России по отношению Кыргызстана «давлением» трудно. Но, политика, направленная на ужесточение правил торговли и взаимоотношений накануне апрельских событий 2010 года, заставляет задуматься о некоей «плановости» или «связанности» таких действий в ответ на непродуманную внешнюю политику Бакиева. Здесь мы имеем ввиду, ответную реакцию Кремля на авантюру Бакиева по вопросу закрытия американской военной базы «Ганси» в аэропорту Манас, где после получения российского гранта, Кыргызстан оставил базу под новым названием. Таким образом, можно сказать, что Кыргызстан под руководством Бакиева отказался выполнять свои обещания перед Россией.

Ответная реакция России на вероломство Бакиева не заставила долго ждать и вызвала увеличение числа депортации трудовых мигрантов из Кыргызстана. Не сложно представить себе объем роста социально-экономического давления в стране в результате депортации десятков тысяч трудовых мигрантов из России. Ведь согласно данным Государственной службы миграции при Правительстве Кыргызской Республики, на территории России официально трудится свыше 640 тысяч граждан Кыргызстана [7].

Также, согласно официальной информации, порядка 80-90 тысяч граждан страны числится в «черном списке», т.е. их депортировали в связи с нарушением миграционного законодательства России. В Кыргызстане, где до 40% населения живет за счет трудовых мигрантов, любые случаи массовой депортации трудовых мигрантов сразу же ведут к росту социально-экономической напряженности среди беднейших слоев населения, которая в основном проживает в сельской местности [8].

Другим рычагом внешнего экономического давления на ситуацию внутри страны накануне апрельских событий со стороны России стало введение новых пошлин на экспорт горюче-смазочных материалов (ГСМ) и группу российских товаров в Кыргызстан.

В результате новых пошлин, в Кыргызстане резко выросли цены на нефтепродукты и товары, производимые в России. По словам специалистов, в среднем «цены на бензин и дизельное топливо выросли на 9-11 сомов» [9]. В Кыргызстане, которая ежегодно потребляет свыше 1 миллион тонн ГСМ и на 85% зависит от импорта нефтепродуктов, введение таможенной пошлины со стороны России губительно отразилось на аграрной экономике страны. Таким образом, многие фермеры и крестьяне не смогли своевременно провести полевые работы или были вынуждены сократить площади обрабатываемых земель. Рост цен на ГСМ весной 2010 года усилило гнев и отчаяние населения после энергетического кризиса в стране и веерных отключений электричества холодной зимой 2009 года. В совокупности, вынужденное возвращение трудовых мигрантов на родину и рост цен на ГСМ на фоне ухудшения общих экономических индикаторов послужили дополнительным стимулом для мобилизации протестной массы внутри страны.

Информационная атака

Помимо экономического давления, в первую очередь, необходимо отметить, что накануне свержения власти в Кыргызстане наблюдалось внешнее влияние на увеличение протестной массы в стране через средства массовой информации. В медиа пространстве участились случаи различных публикаций со стороны российских СМИ, вновь в силу разногласий по вопросу о закрытии американской базы «Ганси», разоблачающие промахи правления Бакиева. Одним из таких примеров можно указать интервью бывшего министра обороны РФ Игоря Родионова в интернет газете «Правда», где он озвучил мнение, что Россия много не потеряла от вероломства Бакиева по американской авиабазе в аэропорту «Манас», но больше извлекла урок, что не стоит хвататься «за любого правителя, пытаясь сделать из него союзника, даже если он просто хочет извлечь выгоду от отношений с нами и вовсе не желает становиться на чью бы то ни было сторону в споре» [10].

По этой самой причине того, что основная часть населения в Кыргызстане получают информацию в русско-язычных СМИ, то информационное давление российских СМИ, дискредитирующее правление Бакиева, можно сказать, усилило недовольство населения и привело к мобилизации протестной массы и консолидации «народного гнева».

Относительно информационного или прямого вмешательства США в апрельские события, также трудно утверждать однозначно по причине отсутствия прямых доказательств. Однако, необходимо отметить, что наибольшую активность в признании новой самопровозглашенной власти Временного правительства после апрельского свержения власти именно проявил Государственный департамент США.

Поэтому, можно предположить, что вмешательство США во внутренние события Кыргызстана являлось косвенным, и в первую очередь проявлялось в форме повышения потенциала гражданского общества и мобилизации многочисленных про-западных НПО и гражданских активистов в стране, которые поддерживали оппозицию во время свержения режима Бакиева. Также апрельские события в Кыргызстане, приведшие к бегству президента, были представлены в западных СМИ в положительном ключе. Данная информационная поддержка оппозиции со стороны США в 2010 году позволила ускорить признание свержения государственной власти в Кыргызстане как естественный легитимный процесс.

В целом, такая развитая сеть НПО в маленькой стране, финансируемых извне, делает государственную власть очень уязвимым для различных манипуляций поведением населения и облегчает организацию различных акций и демонстраций гражданского неповиновения в любой из развивающихся стран мира. Учитывая объемы финансирования и присутствие западных программ по развитию демократии и мира во всех уголках земного шара, все это заставляет задуматься об искренности таких грантовых программ для сохранения мира, стабильности и экономического благополучия, включая в Кыргызстане.

В заключение статьи, хочется отметить, что указанные выше факторы, а именное политический нигилизм режима Бакиева со стороны США и России, экономическое давление через повышение акцизных пошлин на ГСМ со стороны России и сокращение грантовых программ со стороны США, информационная дискретизация правления Бакиева в средствах массовой информации, привели к значительному ухудшению социально-экономической ситуации в стране, что спровоцировало мобилизацию протестного настроения среди населения и консолидации политической оппозиции, повлекших свержение власти в апреле 2010 года. Но, твердо утверждать, что какое-либо из вышеперечисленных факторов определило падение режима Бакиева не приходится. Наиболее правдоподобным в данной ситуации выглядит то, что Бакиев сам спровоцировал свержение власти своим недальновидным и неумелым правлением страной, а прежде всего попытками шантажировать США и Россию на основе их геополитических интересов в Центральной Азии.

Список литературы

  1. Щербаков З. Курманбек Бакиев написал книгу. «Я молчал пять лет. Но сегодня все негативное в Кыргызстане вешают на меня» // Белорусские новости. 2015. URL: https://naviny.by/rubrics/society/2015/10/22/ic_articles_116_190109(дата обращения 24.04.2019).
  2. Джуманалиев А.Д. Кыргызстан в годы независимости, в годы революций / Джуманалиев А.Д. // Вестник КРСУ. 2013. Том 13. № 4
  3. Никол Дж. Государственный переворот в апреле 2010 года в Кыргызстане, контекст и последствия для интересов США (TheApril 2010 CoupinKyrgyzstananditsAftermath: ContextandImplicationsforU.S. Interests) // Исследовательская служба Конгресса США. 2010. URL: https://fas./sgp/crs/row/Rpdf(дата обращения 20.04.2019).
  4. Мухамеджанов Б. Г. Государственный переворот в Кыргызстане: роль внутренних и внешних факторов // Научно-популярное издание. г.Алматы. ОФ “Фонд Первого Президента Республики Казахстан”, 2011. 259 стр.
  5. Акталов А. В беспорядках 2010 года силовые структуры потеряли около 1,5 тысяч единиц стрелкового оружия // Новости .URL: https://knews.kg/2011/09/05/v-besporyadkah-2010-goda-silovyie-strukturyi-poteryali--15-tyisyach-edinits-strelkovogo-/(дата обращения 26.04.2019).
  6. Лента.ру, Goodbye, "Манас" // Новости . 2009. URL: https://lenta.ru/articles/2009/02/04/base/ (дата обращения 20.04.2019).
  7. ГСМ КР. Статистика // Государственная служба миграции при Правительстве Кыргызской Республики. URL: http://ssm.gov.kg/полезная-информация/статистика/(дата обращения 24.04.2019).
  8. Хасанова С. и Капушенко А. Страна на иждивении. Кыргызстан выживает на деньги мигрантов, но не умеет их тратить. // Новости .URL: https://kloop.kg/blog/2018/08/23/strana-na-izhdivenii-kyrgyzstan-vyzhivaet-na-dengi-migrantov-no-ne-umeet-ih-tratit/(дата обращения 20.04.2019).
  9. Сарбагишева Н. ГСМ в Кыргызстане: ГОРЕсмазочные материалы // Новости .URL: https://24.kg/archive/ru/economics/82034-gsm-v-kyrgyzstane-goresmazochnye-materialy.html/(дата обращения 22.04.2019).
  10. Балмасов С. Битва за Манас: американцы остаются в Киргизии?// Новости .URL: https://www.pravda.ru/world/315064-manas/(дата обращения 21.06.2019).

Интересная статья? Поделись ей с другими: