gototopgototop

Отражение особенностей взаимовлияния роста уровня правосознания и его непосредственное воздействие на снижение правонарушений в стране

Абдрасулов Ермек Баяхметович – доктор юридических наук, профессор кафедры Теории и истории государства и права Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилёва.

Толеуханова Гульназ Амиргазыевна – магистрант Академии правосудия при Верховном Суде Республики Казахстан.

Аннотация: Уровень правосознания и уровень правонарушений – две взаимозависимые величины, причем увеличение первой влечет уменьшение последней

Цель статьи – проанализировать особенности роста уровня правосознания и его непосредственное воздействие на снижение правонарушений в стране. В статье анализируются вопросы направленности правосознания, которое, как правило, проявляется в готовности личности к определенному виду правового поведения (правомерного или противоправного).

Ключевые слова: Правосознание, правонарушение, взаимосвязь уровня правосознания и правового поведения, правовая активность, правомерные поступки.

Каждое государство современного мирового сообщества стремится войти в число успешно развитых стран мира и занять лидирующее место не только по высоким показателям экономического, культурного и социального развития, но и по обеспечению первостепенных благ – прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а также степени их защищенности. Речь идет о стремлении современных государств к снижению уровня правонарушений, причем достижение положительных результатов в данном направлении обеспечивается не только эффективной превенцией, но и повышением уровня правосознания представителей гражданского общества.

Своеобразным «мостом» между правосознанием и правовой действительностью, «каналом», по которому передаются установки и ценностные ориентации, является «правовое поведение». Ведь именно в правовом поведении находит свое отражение истинное правосознание. Правосознание, выступая в качестве источника правого поведения, определяет его основные цели, способствует выбору необходимых средств для их достижения, предоставляет возможность оценить эффективность выбранной стратегии по достижению самих целей правового поведения.

Правосознание имеет довольно сложную структуру, представленную рационально-психологическими компонентами, которые создавая своеобразный баланс между правовой нормой и поведением индивида, предопределяют его правомерное поведение. К таким элементам, формирующим готовность к правовому поведению, относятся: правовая установка, ценностные ориентации, убеждения, цели и мотивы. Причем данные структурные элементы, у одного индивида могут выполнять позитивные функции, а у другого индивида наоборот - негативные функции. От того какие функции, выполняемые элементами правосознания преобладают у индивида, будет зависеть направленность правосознания, которая, как правило, проявляется в готовности личности к определенному виду правового поведения (правомерного или противоправного). [1]

Фундамент правосознания, проявляемого в правомерном поведении, составляет правовая активность, которая подразумевает под собой стремление индивида к праву, к правовому совершенствованию, к правовому просвещению. От уровня правовой активности индивида также зависит совершение правомерных либо противоправных поступков.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что правовое поведение, являющееся отражением высокого уровня правосознания, проявляемое в активной форме, оказывает непосредственное влияние на снижение уровня правонарушений в стране.

Данное взаимовлияние, взаимосвязь, подтверждается статистическими данными о правонарушениях в стране, а также результатами опроса, и проведенного по нему анализа.

По результатам исследования статистических данных мы видим, что из года в год уровень преступности в нашем государстве снижается. Так, если в 2016 году было зарегистрировано 73 558 преступлений, то в 2017 году – 59 678 преступлений, что на 18,90% меньше, чем в январе-феврале 2016 года. В 2018 году было зарегистрировано 51 586 преступлений, что в свою очередь, на 15,60% меньше, чем в январе-феврале 2017 года. В январе-феврале 2019 года было зарегистрировано 48 834 преступлений, что на 5,40% меньше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года [2] (рис.1).

1

Рисунок 1.Снижение уровня преступности в % по сравнению с предыдущим годом.

Более подробную картину о снижении уровня правонарушений можно увидеть, анализируя статистические данные наиболее распространенных правонарушений против общественной безопасности и общественного порядка, против собственности, против личности.

Так, в 2016 году было совершено 4 189 правонарушений против общественной безопасности и общественного порядка, 51 443 против собственности и 4 583 против личности. В 2017 году наблюдается снижение числа правонарушений против общественной безопасности и общественного порядка - 2 983, против собственности 43 379, против личности 3 145 преступлений. 2018 год также характеризуется снижением числа правонарушений, в том числе правонарушений против общественной безопасности и общественного порядка - 2 347, против собственности 38 277 и 2 630 против личности. И, наконец, в 2019 году, количество правонарушений против общественной безопасности и общественного порядка составило 1 996 правонарушений, против собственности 36 933 и 2 612 против личности [2] (рис. 2).

2

Рисунок 2. Статистика правонарушений в Казахстане за 2016-2019 годы.

Полагаем, что по уровню правонарушений против общественной безопасности и общественного порядка можно представить наиболее полную картину, отражающую истинный уровень правосознания в обществе. Так, существует «теория разбитых окон», согласно которой об уровне преступности в стране можно судить по количеству мелких правонарушений. Согласно данной теории мелкое правонарушение, как правило, влечет за собой более тяжкое. К примеру, если один индивид перепрыгнул через турникет, не оплатив проезд в метро, второй индивид может подумать «почему ему можно, а мне нельзя» и также совершит правонарушение, то есть цепная реакция неправомерного поведения может овладеть правосознанием каждеого. Представители данной теории Джордж Л. Келлинг и Джеймс К. Уилсон [3] по степени соблюдения общественного порядка поделили индивидов на три разряда:

  • Индивиды, которые всегда склонны к нарушению общественных норм.
  • Индивиды, которые ни при каких условиях не перейдут грань дозволенного.
  • Индивиды, которые колеблются, то есть могут последовать негативному поведению, но воздержатся от правонарушения, если вокруг будет царить порядок.

По их мнению, самая многочисленная – это третья группа, та преобладающая часть общества, из-за которой существуют риски негативного поведения, даже там, где идеальный порядок.

Благо сейчас правосознание граждан на более высоком уровне, нежели во времена зарождения «теории разбитых окон». Конечно же это было достигнуто нелегким путем, эффективная государственная политика, совершенствование национального законодательства с ужесточением наказаний на конкретные виды правонарушений, после принятия в 2015 году закона «Об общественных советах» появилась возможность усиления общественного контроля за деятельностью государственных органов. Все это было достигнуто совместными слаженными усилиями, осуществляемыми в рамках постоянно совершенствуемой государственной политики, одними из главных направлений которой является верховенства права, в фундаменте которого заложен высокий уровень правосознания и правовой культуры современного гражданского общества.

Для института государственной службы продолжает сохранять актуальность реализация основных направлений государственной политики по снижению уровня коррупционных правонарушений. Так, Первый Президент Республики Казахстан Елбасы, отмечал, что модернизация государственной службы с искоренением коррупционных рисков и проявлений – «ключевой механизм успеха всего замысла модернизационного процесса в Казахстане». [4]

Таким образом, борьба с коррупционными правонарушениями, приобретает первостепенное значение, так как именно данный вид правонарушений может оставить неблагоприятный «отпечаток» в виде негативных ценностей, установок и ориентаций в правосознании государственных служащих.

Одними из направлений по противодействию коррупции, согласно Антикоррупционной стратегии являются проведение курсов переподготовки и повышения квалификации среди государственных служащих по антикоррупционной тематике, стимулирование на добросовестный труд через повышение уровня заработной платы, проведение социологических опросов, с целью выявления наиболее проблемных областей, нуждающихся в дальнейшем урегулировании. [5]

Обращаясь к статистике, рассмотрим данные, содержащиеся в Национальном докладе о противодействии коррупции, согласно которым с 2016 года количество коррупционных правонарушений в Казахстане снизилось до 2375 (рис.3).

3

Рисунок 3. Общее количество зарегистрированных коррупционных правонарушений в 2016-2018 гг.

По результатам мониторинга проведенного независимыми экспертами, который проводился в рамках Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией [6], мы также может получить необходимые данные (табл. 1).

Таблица 1. Результаты мониторинга.

Рекомендация

Оценка прогресса

19-е заседание

Июль 2018 г.

20-ое заседание

Март 2019 г.

Прогресс / Значительный прогресс / Отсутствие прогресса

Рекомендация 1:

Документы политики и мониторинг

Прогресс Значительный прогресс
Рекомендация 2: Участие общественности Прогресс Прогресс

Рекомендация 3: Целостная

антикоррупционная политика

Отсутствие

прогресса

Прогресс
Рекомендация 4: Оценка коррупции Прогресс Значительный прогресс

Рекомендация 5: Повышение

информированности

Значительный прогресс Прогресс

Рекомендация 6: Специализированный орган по формированию и координации

политики

Отсутствие прогресса Прогресс

Рекомендация 7: Добропорядочность

государственной службы

Прогресс Значительный прогресс

Рекомендация 8: Добропорядочность

политических служащих

Отсутствие прогресса

Отсутствие прогресса

Рекомендация 9: Добропорядочность

судебной власти

Отсутствие

прогресса

Прогресс

Рекомендация 10: Добропорядочность

судебной власти

Прогресс Прогресс

Рекомендация 11: Добропорядочность

органов публичного обвинения

Отсутствие

прогресса

Прогресс

Рекомендация 12: Антикоррупционная

экспертиза, административные процедуры

Отсутствие

прогресса

Прогресс
Рекомендация 13: Доступ к информации Отсутствие прогресса Отсутствие прогресса

Согласно результатам данного мониторинга, можно сделать вывод о том, что Рекомендация 4 «Оценка коррупции» и Рекомендация 7 «Добропорядочность государственной службы» имеют значительный прогресс. Это говорит об эффективности современной государственной политики, и, как следствие этого, о повышении уровня правовой активности государственных служащих, которая непосредственно отражается на повышении уровня правосознания в стране.

Действительно, в настоящее время правосознание современного государственного служащего стало наиболее «чистым», «ясным», «прозрачным», в нем начали преобладать положительные взгляды, установки и ценностные ориентации.

Об этом свидетельствуют результаты социологического исследования проведено в рамках научного проекта «Формирование и укрепление в Республике Казахстан профессиональной правовой культуры государственных служащих в свете модернизации общественного сознания: теоретических, нормативно - регулятивные и практические аспекты», в котором освещаются вопросы повышения уровня профессионального правосознания государственных служащих, в контексте взаимодействия с основополагающими идеями государственной политики по модернизации общественного сознания. [7]

Рассматривая диаграмму из проведенного опроса, следует сделать следующие выводы. Большая часть респондентов, а именно 25% для личного вклада в модернизацию отметили, что необходимо «трудиться честно во благо народа, работать и служить народу, выполнять работу грамотно». 23 % ответили «делиться знаниями и опытом, самосовершенствоваться, вносить предложения». 13% - «активное участие в реализации программы «Болашаққа бағдар – рухани жаңгыру», проведение дискуссий, поддержка основных направлений государственной политики» (рис. 4).

4

Рисунок 4. Результаты опроса.

Таким образом, отметим, что ответы на предложенный вопрос были предложены исключительно самими респондентами. Анализируя данные ответы, мы стали свидетелями того, что правосознание государственных служащих на сегодняшний день достигло довольно прогрессивного уровня, так они сами осознают свой профессиональный долг, идею честного и добросовестного служения народу, необходимость самосовершенствования, повышения профессионализма и передачи накопленного опыта последующему поколению.

Осознание современными государственными служащими истинных ценностей и установок, присущих институту государственной службы, свидетельствует о прогрессе и повышении уровня правосознания, которое в свою очередь, отражаясь в правовую действительность в форме правого поведения, оказывает непосредственное влияние на снижение общего числа правонарушений в стране.

О прогрессивном повышении уровня правосознания также свидетельствуют результаты опроса о необходимости модернизации общественного сознания (рис. 5).

5

Рисунок 5. Результаты опроса.

Как мы видим, 23% респондентов поддержало мнение о том, что необходимость модернизации общественного сознания обусловлена возможностью качественного роста человеческого капитала нации. То есть респонденты осознают, что успех всех реформ зависит, прежде всего, от самого человека. Причем человеческий капитал – это довольно ёмкое понятие, охватывающее помимо требований по образованию и уровню профессиональных навыков, все ценности и установки, находящиеся в правосознании, которые движут, руководят действиями индивида и находят отражение в современной правовой действительности.

Вышеизложенное еще раз подтверждает взаимовлияние роста уровня правосознания на снижение числа правонарушений в стране, что в настоящее время подтверждается рассмотренными выше статистическими данными о состоянии правонарушений в стране и результатами социологического опроса, проведенного среди государственных служащих страны.

Глава государства, выступая с посланием народу Казахстана, предложил идею создания гармоничного государства. [8] Это глубокое по смыслу направление охватывает все сферы государственной и общественной жизни и предопределяет необходимость дальнейшего развития и совершенствования.

Проведенный анализ свидетельствует о том, что мы достигли плодотворных и положительных результатов в реализации основных направлений государственной политики, в том числе по реализации проекта «Болашаққа бағдар – рухани жаңгыру» и снижению уровня преступности в стране. Однако в условиях современного развития общественных отношений, в век широкого развития IT-технологий, международного сотрудничества, взаимовлияния мировых процессов и культур, необходимо продолжать слаженную, совместную работу, по дальнейшему повышению уровня правосознания государственных служащих и снижению уровня правонарушений в стране.

Список литературы

  1. Максимова И.М. Правосознание как источник правового поведения личности. Тамбов, 2005 //Электронный ресурс//режим доступа https://www.dissercat.com/content/pravosoznanie-kak-istochnik-pravovogo-povedeniya-lichnosti.
  2. Статкомитет: Уровень преступности в Казахстане в январе-марте снизился на 0,5% / «Экспресс К» – Ежедневная общественно-политическая республиканская газета // Электронный ресурс // режим доступа https://express-k.kz/news/lenta_novostey/statkomitet_uroven_prestupnosti_v_kazakhstane_v_yanvare_marte_snizilsya_na_0_5-73745.
  3. Джордж Л. Келлинг и Джеймс К. Уилсон. Теория разбитых окон // Электронный ресурс // режим доступа https://piter-trening.ru/teoriya-razbityh-okon-otrazhenie-psihologii-obshhestva.
  4. Статья Главы государства «План нации – путь к казахстанской мечте» // Электронный ресурс // режим доступа http://www.akorda.kz/ru/events/akorda_news/press_conferences/statya-glavy-gosudarstva-plan-nacii-put-k-kazahstanskoi-mechte.
  5. Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 мая 2018 года № 309 Об утверждении Плана мероприятий на 2018 – 2020 годы по реализации Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015 – 2025 годы // Электронный ресурс // режим доступа https://tengrinews.kz/zakon/pravitelstvo_respubliki_kazahstan_premer_ministr_rk/natsionalnaya_bezopasnost/id-P1800000309.
  6. Четвертый раунд мониторинга Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией // Электронный ресурс // режим доступа https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=38224240#pos=885;2
  7. Абдрасулов Е.Б., Толеуханова Г.А. Некоторые аспекты результатов социологического исследования по вопросу модернизации общественного сознания судей и государственных служащих // Электронный ресурс // режим доступа https://www.zakon.kz/4946243-nekotorye-aspekty-rezultatov.html.
  8. Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстан «Конструктивный общественный диалог основа стабильности и процветания Казахстана// Электронный ресурс// режим доступа http://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail